m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Дети Рисуют Семью 13/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012

ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Margarita-F-6
Прекрасный пример атипии. Рисует правой рукой, и начинает раскрашивать ряд, как левша, слева направо.
Визуально-моторная координация сформирована по возрасту,
свидетельств истощения или утомления не наблюдается.
В палитре цветов радуга, свидетельство эмоционального благополучия.

Если вам попадалась на глаза схема, как глаз видит предмет и "переворачивает на 180 градусов" по вертикали, то есть в кору мозга попадает отражение "вверх ногами", в каждое полушарие мозга своя (слева или справа) картинка предмета, а потом благодаря межполушарному взаимодействию (комиссура называется структура мозга, серединка такая в подкорке) создаётся объёмное, целостное изображение "вверх ногами" "в голове", которое мы привыкаем соотносить с наблюдаемым во внешнем мире "ногами книзу", - это популярная картинка экспериментов по зрительному восприятию, - то вы поймёте, что девочка "руками крутит лист", руками проделывает работу, которую "в уме" делает зрелая функция затылочных долей мозга, визуально-пространственного синтеза. Она руками помогает мозгу "докручивать" и видеть так, как "уму" удобно. Есть ротации на 180 и ротации на 90, первые чаще всего - зрительные дефициты, вторые - дефициты стволовых структур, более глубинных. Ствол мозга соединяет спинной мозг и головной, там иннервация всех пирамидальных и экстрапирамидальных путей, - двигательных. Они по-разному развиты с неврологической точки зрения. Где-то микро-кровоизлияния повлияли, где-то недостаточно толстой оказывается оболочка мозга (она из миелина, поэтому процесс называют миелинизацией). У маленьких детей миелина чуть, поэтому каждый сигнал в нервной системе, как электричество по оголённым проводам, "держит под напряжением" всё, чего касается. Маленький ребёнок "нервничает всем телом", и соматизирующие переживания люди с большой долей вероятности в детстве имели стволовые дефициты. Взрослые имеют нервы, которые как провода в доме, изолированы пластиком и не бьют током всех подряд, хорошо миелинизированы и проводят электрический сигнал туда, куда надо - именно к нужной группе мышц. Поэтому взрослым доступны более точные и дифференцированные, управляемые движения. Так вот, руки крепятся к телу под углом в 90 градусов, и ротации на 90, когда лист поворачивают на столько градусов, это про стволовые дефициты.

Margarita-6

Прежде чем комментировать рисунок Маргариты, позволю себе лирическое отступление об интерпретации детских рисунков. Представим, что экзаменаторы и обследуемые поменялись ролями, и миры "букв" и "иероглифов" поменяли местами соответственно. И вот дети протестировали взрослого и имеют на листе перед собой две загогулины, четыре вертикальные черты, одну косую черту и одну горизонтальную короткую. Допустим, перед нами дети-дипломированные психологи, которые выучили в университете, что такое расположение загогулин и палочек складывается у обследуемых в буквы И Ф Г. Допустим даже, что им встретился супервизор, который умеет разрозненные признаки объединять в кластер, и он сообщает детям-дипломированным психологам, что на рисунке изображено ФИГ. Однако у детей и понятия нет, каков смысл выражения "А и фиг с ним", и что "фиг" на листе бумаги это краткое обозначение выражения (как пиктограмма - схематичный, краткий рисунок). "Угадал все буквы, не смог прочесть слово" будет называться ситуация.

Теперь верните на место детей, детские рисунки, и психологов, толкующих нарисованное, - они не говорят вам про близость, фаворитизм, линию силы, коалиционное равновесие, щит, немилость, как посмотрят на это окружающие, то есть про смыслы, которые вложены в линии на детских рисунках. Они не видят за линиями - иероглифы. Хуже этого только коллеги-врачи, которые похожи на любознательных мальчишек, понятия не имевших о существовании Линейки с делениями, и заполучившими в своё распоряжение такой вот девайс. Теперь они прикладывают линейку ко всему, что попало в их поле зрения, результаты описывают в отчётах, и даже заключают с вами пари, что вы по рисунку не скажете, какое нарушение будет видно на томографе. Наивные люди, они не хотят думать о том, что кроме типичных локализаций функции есть атипичная, и что "именно тут толком не кровоснабжается" не обязательно означает, что "толком не кровоснабжается" то, что должно обеспечивать работу именно этой функции, они обижаются на томограф, когда он им "не то" показывает.

Ситуация усугубляется в n-ой степени, когда вы видите "ребёнка из неблагополучной семьи". Это такое расплывчатое заявление, которое подразумевает, что "у ребёнка из благополучной семьи" таких проблем нет и быть не может. Здесь есть бесспорная тема, - развод родителей, в ней принято выражаться исключительно аксиомами. Развелись, значит, ребёнок из неблагополучной семьи и точка. У него есть психологические проблемы по определению (к счастью, у нас в коллекции есть рисунок Неты, по которому ни один специалист не скажет, что её родители разведены). Нужна терапия, чтобы преодолеть последствия развода. После терапии ребёнок будет рисовать иначе (не факт). До терапии ребёнок рисует "неправильную семью", после терапии "правильную". Ну-ну.
Посмотрите на коллекцию рисунков, - она собрана совершенно случайно. В скольких из них есть ЕЩЁ ОДНА пара взрослых? Бабушки и дедушки, я имею в виду, значимые люди, которые принимают участие в жизни ребёнка? В одном или в больше одного? И чем отличается две пары взрослых (родительская и бабушка с дедушкой) от двух пар взрослых (мама с новым мужем, папа с новой женой) после развода? Ничем не отличается. Те же самые иероглифы будут дети рисовать: близость, фаворитизм, линия силы, коалиционное равновесие, щит, немилость, как посмотрят на это окружающие.

Перед нами рисунок "визуальномедийного" ребёнка, для которого цвет, эмоция - важная информация при принятии решений. В палитре у неё радуга, - свидетельство эмоционального благополучия. В рисунке использованы исключительно предпочитаемые цвета, - они все есть в палитре. "Иероглиф" семьи фаворитизм - на первых ролях папа, на вторых сама автор рисунка, на третьих - Таня, на то ли вторых, то ли третьих, девочка не решила - мама. Двух сводных братцев "бросили под ноги" автору рисунка, потом объявили вслух, что новые родственники "не получились", и только после этого удостоили их черт лица, - а места на земле так и не дали. У двойняшек нет ног в этом иероглифе. В реальности они наверняка имеются, однако девочка не торопится их рисовать и давать им место в семье.

Собственно, пропущенные детали - тело новообретённых конкурентов за папино внимание. Ревность и зависть и так в девочке сильны, и до их появления, иначе иероглифом было бы "близость", а не "фаворитизм". Добавьте теперь информацию из анамнеза, что папа в разводе с мамой и женат на Тане. То, что они "недобро смотрят друг на друга" мы видим по чёрным ресницам мамы и папы. Это может быть и любом рисунке, где бабушка недобро смотрит на зятя.

Из деталей, на которые имеет смысл обратить внимание - руки-цветы, пальцы показаны лепестками цветов. Дети-цветы и конечности-цветы часто встречаются в рисунках детей со стволовыми функциональными дефицитами (да, любознательные мальчишки носятся с линейками, перемеривая каждого пациента, не напрасно). Если провести мысленно ось симметрии через каждую фигуру, увидим, что точка присоединения рук у мамы, например, разная справа и слева. У самой девочки ось центра тела не совпадает с осью центра шеи и центра головы, - это несовпадение и есть "стволовые дефициты", в шесть лет терпимые, к двенадцати годам, если занятия добавить, спортом и на осознание схемы тела, будет одна прямая линия и симметричные от неё точки присоединения конечностей. Через ствол мозга проходит такая структура, которая называется "ретикулярная формация". Это сетка, она словно "окутывает" головной мозг, и узлы сети, как родники, бьющие живой водой, подкидывают мозгу энергии для работы. Если стволовые структуры дефицитарны, где-то в сетке есть прорехи и какой-то отдел мозга не получает достаточно энергетической подпитки. Быстрее других выдыхается. Иногда - внезапно перестаёт работать совсем, потому что истощился, и нет соседних центров передать ему ещё энергии, там "провал в сети". Значит там, где другой ребёнок высидит 35 минут занятия, "стволовой" высидит 15 и потом будет смотреть перед собой не видя ничего, "пялиться", отдавая оставшиеся силы на то, чтобы не свалиться со стула. Или вы ему задаёте вопрос, а он не слышит, - уже нет сил разбирать слова, нет внимания на них. И бояться будет, что вы станете его ругать, за то, что он не ответил или не списал с доски. Поэтому таким детям рекомендуют давать поручения посреди урока, - принести учителю что-то или подготовить учебники как-то, чтобы он смог встать, походить по классу, встряхнуться, и его мозг, как мотор, "завёлся с толкача", и заработал дальше.

Добрый день!
Я написала "недобро", потому что чёрного цвета нет в палитре, среди кружков. Он не выбран из россыпи цветов, не "предпочитаемый", его оставили лежать невостребованным, "отвергли", "не взяли себе на лист с кружками". Отвергаемый цвет на лице мамы и папы, поэтому такая рабочая гипотеза.

Словами психоаналитической диагностики, дети рисуют объектные отношения (свои думки о себе и других), а не ваши представления о ваших отношениях или ваши реальные отношения.


Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments