m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Дети Рисуют Семью 12/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012

ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Ura-M-6

Ura-M-6-

На рисунке хорошо видна радуга, разноцветный мир переживаний детства, - свидетельство эмоционального благополучия. То, как раскрашивает мальчик, - "наматывает клубки", - свойственно детям, которые затрудняются "оттормаживать" импульсы. Возник импульс, вести линию, и "завёлся", пока не устанет, будет крутить, по такому принципу. Тонкая моторика это умение дать столько силы, сколько нужно на проведение отрезка "от сих до сих", удерживать силу внутри. Первые отрезки - это руки-палочки и ноги-палочки, идущие из головы, "головоног" трёхлетнего рисовальщика. Головоногов мальчик вполне способен рисовать. Он затрудняется нарисовать туловище и соединение туловища с головой - шею.

Спросить маму, как ребёнок усваивает действия, где требуется мелкая моторика (нанизывание бус, вырезание ножницами и изготовление аппликаций, наклеивание наклеек), потому что в 6 лет графические навыки на 3 года, это ребёнок, который не ведёт ещё линию так, как ожидают взрослые, а значит, избегает писать или рисовать, чтобы не делать то, что плохо получается.

Ura-6

Ura-6-

Не расстраивайтесь, я на работе вообще только серии рисунков смотрю, дети под настроение всегда рисуют, по одному рисунку выводы не делаются. Мне важно было возможности ДРС показать, поэтому я с самого начала просила рисунки для иллюстрации тезисов. Хотите, сфотографируйте другие рисунки и пришлите, их завтра (в Израиле воскресенье - первый рабочий день) доставят в вашу ветку и посмотрим несколько картинок.

На предыдущем рисунке мы видели "крен палубы", условная поверхность "пола" (это феномен, воображаемой линии, на которой "стоят" изображаемые персонажи, отличает детей-старших дошкольников от детей-младших дошкольников, у которых нет мыслительного представления об этой линии и фигуры "стоят" на "нижнем краю листа", наблюдаемом автором рисунка), - представляйте, что на ладони у вас три фигурки, ладонь словно наклонена влево вниз. В клинике так проявляет себя малый объём оперативной памяти, в России таким детям дают ноотропы и Пантогам (Пантокальцин), в Израиле Омега-3 рекомендуют пропить. Это врачи. Психологи дают рекомендации - членить задачи на подзадачи, решать с опорой на наглядный материал, ставить где возможно "костыли" запоминанию, поддерживать его.

Если совершить работы по ротации, повернуть чуть ладонь так, чтобы фигуры оказались в горизонтальной плоскости, мы увидим на первом плане фигурку того, кто вверх ногами и того, кто что-то говорит ( как в комиксе подрисованы слова), а на втором плане фигурку улыбающегося члена семьи. Это иероглиф "фаворитизма", кто на первых ролях, кто на вторых в переживании ребёнка.

Про рисование "кверх ногами" и возможные диссоциативные психологические защиты, которые на такой "натуре" могут впоследствии "надстроиться", написано в комментариях к рисунку Лизы 4 лет.

От других рисунков предъявленный отличает "говорящий персонаж", часть букв пропущена, не удалось донести до читателя то, что хотел сказать. Возможно, именно с вопроса, как ведёт себя ребёнок, когда у него не получается выразить свою точку зрения, сформулировать её? нужно будет начать консультацию для родителей. Ребёнка надо смотреть на приёме, рисунки не совсем по возрасту.

Так ребёнок не обследованный, не знаем, почему так "бедно" рисует. Либо нет схемы тела "в уме" и нечего репрезентовать на лист бумаги, нет идей о теле человеческом, либо нет умения в руках линию точно вести и не может выразить идеи, которые "в уме" таки да есть. Отсуствие схемы тела в комментарии leftbot пример можете посмотреть, как может во взрослой жизни выражаться. Отсутствие навыков письма - раньше, когда была чернильница-непроливайка и чистописание как предмет, это был бы его кошмар, сейчас, когда есть прописи и за помарки снижают оценки, это был бы его невроз, если работы в школе можно подавать в напечатанном на компьютере виде (в Израиле дети, которые получили официальный диагноз нарушения обучаемости "дисграфия", устно отвечают контрольные или в напечатанном на компьютере виде подают, есть официально разрешаемые послабления на экзаменах), это особых неприятностей не доставит.

Можно унаследовать те или иные особенности нейропсихологического профиля, папа прав. Дисграфия называется нарушение, если нет проблем со схемой тела, значит "в проводах от ума к мышцам рук" отсоединились парочка, и вместо ровной и точной "подачи сигнала" сигнал идёт "абы как". Будь незрелость на уровне неврологии, систематическими упражнениями скомпенсировали бы, а раз не компенсируется, значит, там другое. Раньше минимальная мозговая дисфункция это называлось: микронекроз участочка ткани головного мозга, или жидкость там, где должны быть клетки мозга, крошечный пузырёк (перивентикулярная лейкомоляция), или сосудистое нарушение, из-за которого соседние области полноценно кровоснабжаются кислородом, а именно эта испытывает кислородное голодание. Первые два видно на MRI, второе на SPECT.

Плавность линий и переходов от линии к линии (соединений) как таковая может быть связана ещё с другой правополушарной функцией, мелодикой и интонированием речи. Но таких детей не спутаешь, у них "скандирующая" речь, они словно речетатив выдают, когда стихи читают, не могут "с выражением" стихотворную фразу произнести (именно стихотворную, потому что проба "нагрузочная", заставляет делать что-то тяжёлое). Проблемы начинаются, когда родители не готовы смириться со слабостью ребёнка в той или иной сфере. Так малорослика бабушка записывает в баскетбольную секцию, "чтобы развивался", и год ребёнок "хуже всех" по всем параметрам. А про рост к детскому эндокринологу надо было записывать, а не на баскетбол. И детей с дисграфией иные бабушки усаживают за километры прописей, чтобы "натренировать", а там нечего тренировать, нет тех клеток в коре мозга, которые должны построить из белков-пептидов мостики памяти и упрочить ассоциативные связи между одним и другим, там микропоражение, органика. Ниже есть комментарий про "заставлять прыгать на больной ноге", если в шесть лет рисует как дисграфик - что ж, можно попробовать дать в руки кисть, подвести к стенду на стене и научить тушью иероглифы рисовать, движениями "от локтя", большие мазки. Понравится, - оттуда придёт владение линией, не понравится - отстать навеки, не всем дано оперные арии петь, не всем и соединять карандашные линии в фигуры.

Там "крен палубы" ещё в рисунке у него, надо оперативную память проверить. Дайте несколько проб,
- попросите отсчитать в уме от 20 к 1 в обратном порядке (это в уме надо числовую ось держать, чтобы произносить правильные ответы)
- попросите посчитать вслух от 1 к 40 через три единицы,
- потом первое на скорость, чем быстрее, тем лучше,
- потом второе на скорость, чем быстрее, тем лучше.

У взрослых когда это проверяют, просят считать вслух, в уме, вычитая из 100 по 7, сначала в удобном обследуемому темпе, потом быстро. Подсчитывается число ошибок и, если есть on-off в функционировании, вы сразу его увидите.
Добрый день!
Вот здесь есть пост, "Психолог это профессиональный наблюдатель", вам нужен ПСИХОДИАГНОСТ, человек, который любит своё дело, "следопытить психику". Вот тут пример, как работает на приёме пси-профи, в картинках показано http://m-d-n.livejournal.com/277885.html Психолог учился в университете, невролог, эндокринолог и психиатр - в мединституте. Неврологи проверяют рефлексы и состояние нервной системы, то есть "мёртвые нервы" в периферической нервной системе вам сразу найдут, а вот в центральной - будут на консилиуме смотреть, одна голова хорошо - а две лучше. Эндокринологи занимаются метаболическими нарушениями, часть нарушений в обмене веществ вызывает умственную отсталость или - если не скорректирована диета - недоразвитие речи или тонкой моторики. Психиатры занимаются эмоциональными, поведенческими и коммуникативными нарушениями у детей. Маникакльно-депрессивное, оппозиционно-вызывающее и патология влечений, аутистический спектр. Психолог это (в Израиле) парамедицинская специальность, психолог помогает уточнять диагноз. На Западе каждый психолог учит психодиагностику досконально, и в том числе - Роршах-тест, там 56 показателей одновременно в картину надо сводить, представьте что вы обдумываете протокол Роршах-теста, вам после этого ДРС, картиночка, где в десять раз меньше показателей надо одновременно "в одну" клиническую картину сводить, покажется прогулкой вдоль моря босиком, расслабушкой.

Я понимаю, что не верится. Ребёнок от мужа? 46 хромосом он получил, 23 от мамы, 23 от папы. При слиянии половых клеток. И полученные хромосомы (и от вас, и от мужа) вносят свой вклад в индивидуальное своеобразие.

Хорошо, что вы пробы сделали. "Под нагрузкой" ажитацию получили, моторную расторможенность точнее. Неадекват. Адекватно было бы сказать: "Мама, мне трудно на скорость, давай не будем делать это задание". Любопытно, что хотел ребёнок сказать рисунком семьи, там же ноги вверх и мама колесом крутиться собралась, и нарисованы.

Погуглите по ключевым словам "Бермант-Полякова Ребёнок-россыпь", я писала на эту тему несколько вещей.

Просьба у меня к вам. Ру_психолог моё хобби, я в свободное от работы и семьи время им занимаюсь. Сообщникам были обещаны разборы трёх десятков рисунков, я надеялась за пятницу-субботу-воскресенье прокомментировать их, это и так дополнительная нагрузка на каждый день. К сожалению, вместо 60 комментариев, как планировалось, мы видим под постом 300+ комментариев, как будто были анонсированы полуторачасовые консультации он-лайн каждому написавшему. Я понимаю ваше желание длить разговор, и понимаю своё желание спать ночами, а не описывать рисунки, которые до сих пор не получили ни слова описания (сейчас их семь), и понимаю чувства тех, кто ждёт, что я рисунки опишу. Поэтому моя просьба к вам, - извинить меня за то, что я откланиваюсь.


Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments