m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Дети Рисуют Семью 11/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012

ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Max-M-6

Палитра, в которой есть радуга (нет единственно жёлтого) и сформирована визуально-моторная координация: раскрашивает, не заходя за пределы контуров кружка. Инструкцией к заданию не предусмотрела стирательная резинка, - дети предпочитают раскрашивать фломастерами, для фломастеров она бессмысленна, поэтому раскрашивать приходится "сразу на беловик". К выходам за пределы каждый ребёнок относится по-разному, здесь в рисунке тут и там есть "прорывы за пределы" контура, - любопытно, комментировал ли их. Комментируют и пытаются стирать-исправлять тревожные дети.

Интересно посмотреть, как заполняет пространство: штрихует в середине два островка, а потом окружает по контуру кольцом штриховки. Получается, дробит задачу на три подзадачи. Учитывать это, когда строить занятия с ребёнком, давать перерывов больше, чем другим детям.

Схему в голове держите, башлют-пниют-бхира, בשלות-פניות-בחירה, по-русски зрелость - незагруженность эмоциями - выбор. Нет возможности однозначно и сразу сказать, от незрелости это, от загруженности эмоциональными переживаниями или от того, что не определился с выбором пока. По рисунку семьи - он пригружен сейчас эмоциональными переживаниями, поэтому трудно и про зрелость судить, и про то, что выбрал сказать о семье.

Для "иероглифа" про близость, где члены семьи за руки держатся, - на разных уровнях стоят фигуры, по какой-то иной причине за руки мальчика родители держат, не могу так сразу сказать, почему. Я обычно серии рисунков смотрю, по одной картинке очень трудно рабочие гипотезы формулировать, не видно, что повторяющийся элемент структуры, а что ситуативно привнесено.

Max-6

Грустный рисунок.
Раскрашивал кружки слева направо, членов семьи изображает так же слева направо, удобная для родителей и предсказуемая последовательность. Рисунок выполнен монохромно, но не простым карандашом, как это делал бы "классически письменный ребёнок". За "письменный", интроверсивный тип переживания, то есть идейное осмысление, говорит форма изображения тела: треугольная мама и прямоугольные папа и сын, это попытка осмыслить разницу полов, работа мышления, не работа наблюдения и желания как можно реалистичнее изобразить увиденное. Имея "под рукой" все цвета радуги, размышлял о своей семье автор чёрным цветом, - это цвет скорби, утраты. "Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу". В рисунке оторвали лапу маме, оторвали лапу папе и стёрли улыбку с лица всем.

Спросить, не было ли похорон в семье.
Спросить, как наказывают ребёнка (если бьют, то "вырвал руки" родителям, и понятно, почему говорит рисунком, что "будет молчать" о том, что в семье происходит).
Спросить, нет ли супружеских конфликтов и не чувствует ли ребёнок себя "стяжкой" между родителями, которая единственно их вместе и держит.
Спросить, нет ли, наоборот, "перетягивания каната", споров между родителями о том, как ребёнка воспитывать, и не чувствует ли он себя яблоком раздора. В целом папа "на ролях первого плана", если смотреть на линию ног, и рука у него отведена назад, к ребёнку, а мама и ребёнок "на ролях второго плана", если смотреть на линию ног, и руки у них на одной линии.

Попробовать нарисовать на отдельном листе зелёную птичку (с этого цвета начал раскрашивать кружки) и положить лист с птичкой рядом с детским рисунком, спросить: Давай поговорим? Что хочешь ты? А что мама? А что папа? чтобы с нарисованной птичкой каждый из нарисованных героев в диалог вступил, может быть, появится спонтанное желание нарисовать другой рисунок, сейчас просто сгусток боли ребёнок нарисовал.

Это открытый пост, если для вас продолжение разговора ОК, то обсудим и диалоги. Я хочу, чтобы вы увидели "маниакально-депрессивное начало" в натуре ребёнка, он умеет спонтанно-активно-бесительно, выплёскиваться маниакально, и рисует меланхолично-чёрным, переживая внутри как утрату несовершенство мира. Возможно, ему о перепадах своего настроения не с кем поговорить, он сам себя пока не понимает по малолетству, а вы на его грусть-печаль не откликаетесь. Поэтому и нарисованы родители (если принять тезис - что руки это способ внедрения в среду, воздействия на мир и индикатор agency) недо-могущественными.

О том, что ребёнок чувствует себя понятым, что "схвачена суть" его желаний и речей окружающими людьми, вы узнаете по пальцам на рисунке, пальцами "схватывают". По возрасту, 6 лет, он уже знает, что пальцев на руке пять, и наверняка умеет обводить руку на листе сам, то есть не в reality testing дело, знает он про то, что рука заканчивается пальцами. И визуально-моторная координация в полном порядке, он же не взял кулаком карандаш и замулевал кружки так, что с трудом контуры угадываются, владеет руками на телесном уровне по возрасту. И интеллектуальный потенциал хороший у ребёнка, конечности двойными линиями рисует. А вот пальцев не нарисовано никак, ни чёрточками, ни сосисками, ни лепестками цветов не передано то, чем "схватывают".

На приёме я рисую птичку, взрослый "приходит к ребёнку", мой рисунок приближается к его рисунку, я уподобляюсь ему, ищу с ним общий язык. И он или хочет со мной-взрослым говорить, или не хочет. А из-за того, что я написала нечётко этот момент, получилось, что ребёнок у нас сам с собой поговорил. Новый рисунок не возникло желания нарисовать, как я поняла.

От лягушек пойдём. Они впадают в спячку, я правильно помню? Вот как животные от тепла прыгают и скачут, а от холода впадают в спячку, так и некоторые люди иногда прыгают и скачут, а иногда ложатся в домик под корягу и лежат тихонько и молча, ни с кем не разговаривают. И ещё любят сырость и воду, - лягушки, - а люди любят мокроту разводить, поплакать. Если бы лягушки могли говорить, как птичка на рисунке, они бы так и сказали: Сейчас у меня настроение полежать где-нибудь тихонько, чтобы никто не трогал. Жалко, что лягушки не могут человеческим языком разговаривать, мы бы сразу знали, когда играть с ними, а когда оставить в покое.

Как-то так вмешательство бы строила. И слушала, куда ребёнок мои идеи возьмёт.

Ноги на одной линии стали? Два рисунка, два смысла, "близость" и "на первых ролях, на вторых ролях", выходит, предъявляет. Так тоже бывает, в одном эмоциональном состоянии одно, в другом другое.

Это тонкий вопрос, маниакально-депрессивные взрослые не появляются "вдруг ниоткуда", они детьми были с перепадами настроения с самого начала. Кто-то пытается эмоциональные качели обуздывать удвоенной работой мышления, кто-то бегает туда-сюда ближе-дальше, на уровне тела проживает, не на мыслительном.
Перепады настроения у ребёнка требуют психообразовательной работы с родителями, им объясняют, что такое "контейнер", и что режим дня и предсказуемость событий бытовых по дому "контейнирует" маникально-депрессивному ребёнку качающееся как на качелях настроение. Понаблюдать надо, пару недель, сколько по времени дольше всего ровное настроение у мальчика длится, есть switch в настроении каждый час, через три часа, с утра такое - под вечер такое, какая амплитуда колебаний в течение суток. У детей БЕЗ таких качелей настроение вслед за усталостью, истощаемостью и отдыхом и сытостью колеблется. У детей с мысленным "движком" одна мысль вызывает прилив сил, бодрости и веселья, а другая мысль уныние и упадок духа. И только детей с телесным отреагированием настроения видно сразу, то скачут по квартире, как табун коней, то лежат на диване, как морские котики на лежбище, - безотносительно к мыслям или обеду, на ровном месте "лёг и лежит". Без дневника наблюдений это гадание на кофейной гуще, ребёнка надо наблюдать.

Max-6-

Что видим на рисунке? Чёрный цвет ушёл, птичка поговорила-выслушала :) горе-печаль развеялась.
Схема в чистом виде, нарисованная неважно чем, по-видимому. "Письменный" мир ребёнка - это всегда трудности для родителей. Потому что у такого киндера есть рас-план, как надо жить (ближайший час, ближайший день, ближайший год), а у родителей ещё нет привычки интересоваться его планами и искать компромисс. Получается, ребёнку объявляют планы других людей и его рас-планы "рушат" по пять раз за день (в лучшем случае). Я обычно рекомендую задавать вопрос: "Какие планы на ближайшие полдня?", чтобы у родителей была возможность "вмонтировать" свои предложения в рас-план ребёнка, не обрушивая ему расплана (у детей обычно поесть-погулять-посмотреть любимый мультик рас-план или, если постарше, сделать уроки-погулять с друзьями-поесть-погулять с собакой).

"Иероглиф", который нарисовал мальчик, - надо думать. Потому что, если стоять "на линии земли", то папа на одной руке держит сына, а сын на одной руке держит маму, висящую в воздухе. Так не бывает, люди не воздушные шары.
Если представить, что у ребёнка ещё нет интегрированной схемы тела, и он семью тремя головами изобразил, где мама и папа одного роста, а он пониже, - а тела "пририсовал" как получилось, - у нас в коллекции похожий рисунок есть здесь в посте, Алексей 13 лет так нарисовал, тогда объяснимо, что у папы рука "из талии". Я бы попросила разрешения "дорисовать" картинку, и, если бы разрешил, отсканировала и изобразила под ногами героев "окружность", так что все водят "хоровод". Спросила бы, кого позовём, чтобы замкнуть круг, - у меня есть идея, что ребёнку не хватает умений графических, чтобы изобразить четыре человека, взявшихся за руки, стоящих в кругу, или пятерых, и он бросил рисовать на полдороге. А смысл иероглифа задуман был "взяться за руки", как обычный иероглиф "близость".

Тогда подумаем, что значит нарисованная нам ребёнком "жизнь". Он же фактически рисует III три объекта (тела), обозначает голову, что это люди, и соединяет перемычкой, как у буквы Ж. Вот так это в "прообразе" выглядит:

Max

Есть группа лекарств, mood stabilizers. Я видела подростков на Ламиктале, с хорошим эффектом. Но там у одного из родителей госпитализации были по биполярному расстройству, поэтому профилактировали сразу. С хорошим педиатром надо вам сотрудничать, иногда диетой удаётся как-то повлиять.

Режимом дня "контейнируется", беда в том, что в шесть-восемь лет дети только часы выучивают (циферблатные или дигитальные) и это действительно как надо "работать" начинает, контейнирование.

Не знаю. Если бы ребёнок с энтузиазмом замкнул персонажей на рисунке, - в игре со мной, - в "хоровод", то больше было бы уверенности, что "время устного мира", закольцованное, это то, что ему нужно и то, что даст ему стабильность. Ноги на земле это память, оперативная, которая позволяет держать в голове то, что надо сравнить и найти сходство или отличие, то есть обдумать. Так, как стоят трое на рисунке ребёнка, - у папы рука вбок и это одновременно назад, или мама с ребёнком на краю ямы, а папа "зарыт по колено в землю", как богатырь какой, чтобы руки на одном уровне были, - нет общего רצפת החוויה, "воображаемой основы, тверди под" переживанием.

А так, может ему день нужно в виде лесенки рисовать, такие как пирамиду ступеньки вверх - ступеньки вниз, и каждый этап отмечать, что делаем, - так адекватнее его "туда-сюда" качелям настроения, и день ото дня, пирамида от пирамиды, отделены сном и приготовлениями ко сну ритуальными, - и эта определённость чередования сна и бодрствования ему "контейнировать" будет.


Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments