m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Любовь по-библейски

Оригинал взят у i_p_p_l в Любовь по-библейски
Меир Шалев. Впервые в Библии. М.: Текст, 2010. 413 с.

Со стр. 34-38
До сих пор я говорил лишь о частной истории Ревекки и Исаака. Но в этой частной истории нашёл выражение также общий и принципиальный подход  Библии к любви. Порядок действий Исаака: сначала ввести Ревекку в шатёр Сарры, потом взять её в жёны и лишь потом полюбить её - это с точки зрения библейского подхода необходимый и правильный порядок. Исаак получил жену, выбранную по желанию Бога и в соответствии с его знаком, затем он привёл её в шатёр своей матери, потом женился на ней и только после всего этого полюбил.
Этот рассказ невольно вызывает в памяти совершенно другой порядок действий в следующем поколении, при встрече Иакова и Рахили. Иаков встретил Рахиль возле колодца, поцеловал её ещё до того, как представился ей и членам её семьи, полюбил её ещё до того, как она стала его женой, семь долгих лет неутолённой любви ждал назначенного времени свадьбы, и при этом страсть его была так велика, что он забыл о вежливости и сказал её отцу: "Дай жену мою; потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней". Это нарушение порядка не прошло без последствий: Бог позволил Лавану обмануть Иакова и дать ему вместо неё Лию.
Но воспитующее наказание Исаака было двойным. Он был наказан не только насильственной женитьбой на нелюбимой женщине, но и её плодовитостью в противоположность бесплодию любимой: "Господь узрел, что Лия была не любима, и отверз утробу её, а Рахиль была неплодна" (Быт. 29,31) Всё это было предназначено для того, чтобы разъяснить Иакову надлежащий порядок вещей и порядок предпочтительностей: в Библии на первом месте стоит семья и деторождение и только потом - любовь. Нам, романтичным и эгоцентричным современным читателям, для которых личное счастье важнее всего, это кажется ужасным. Но согласно воззрениям тех давних дней, именно так и должно было быть.
Библейский подход к любви вообще: лоно важнее сердца. Семья предпочтительнее любовной пары. В этом причина того, что первым повелением, которое Бог дал человеку, было "плодитесь и размножайтесь", и именно поэтому родительская любовь появляется в Библии первой и только за ней следует любовь мужчины к женщине.
При повторном чтении библейского рассказа, особенно его продолжения, когда ненавистная Лия рожает, а любимая Рахиль остаётся бездетной, начинаешь понимать, что не только в этом конкретном рассказе мужчина обнаруживает утром, что рядом с ним Лия. С точки зрения Библии каждый мужчина в первую брачную ночь ложится в постель с Рахилью, которую он ждал семь лет любви, и на каждое следующее утро просыпается с пониманием: "и вот - это Лия". Лия, чьё призвание - рожать детей и создавать семью. Не романтично. Не приятно. Но такова любовь с точки зрения Библии.
В этой связи можно вспомнить печальную судьбу двух других библейских пар, отношения между которыми начались не со свадьбы, а с любви, - вожделение Амнона к Фамарь (2 Цар., 13), которое привело его к насилию и ненависти, и страсть Самсона к Далиле (Суд, 16), которая привела его к пленению и смерти.
Бог велел Адаму и Ною плодиться и размножаться, а не искать идеальное супружество, и Аврааму он обещал многочисленное потомство, а не жизнь в любви с Саррой. И то же проявляется в любви Ревекки, - она обманула мужа, который любил её, чтобы сделать лучше сыну, которого любила она.
Библия рассказывает: "Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его; а Ревекка любила Иакова" (Быт. 25,28). Это описание указывает сразу на несколько вещей. Во-первых, Библия более откровенна и честна, чем многие из её читателей. Она признаёт возможность того, что муж и жена могут любить разных детей, пусть и одинаковой любовью.

Конец цитаты.

Tags: семейное чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments