m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Цена жертвоприношения

Оригинал взят у i_p_p_l в Фанатизм дедов
Меир Шалев. Впервые в Библии. М.: Текст, 2010. 413 с.

Со стр. 26-28
Из последующего рассказа выясняется ещё одно любопытное обстоятельство: со дня жертвоприношения и до самой смерти Авраама, то есть в течение многих лет, мы вообще не разу не встречаем его с Исааком "вместе". И Исаака можно понять. После того, как твой отец скрывает от тебя правду, связывает тебя на жертвеннике и заносит над тобой нож, ты вряд ли захочешь ещё раз оказаться с ним в той ситуации, которая описывается словом "вместе". С того дня и до самой смерти Авраама Исаак избегал встречи с отцом и, только когда тот умер, похоронил его с помощью Измаила (которого тот же отец когда-то выгнал в пустыню). Читателю неясно даже, пришли они отдать ему последние почести или убедиться, что отец действительно умер и наконец засыпан землёй.

Тут стоит отметить, что жертвоприношение это разделило не только отца с сыном, но и мужа с женой. Сарру мы тоже больше не встретим рядом с Авраамом. Авраам после жертвоприношения поселился в Беер-Шеве (в синодальном переводе - Вирсавия), а Сарра уже в начале следующей главы умерла в Кирьят-Арбе - возможно, именно потому, что ей стала известна вся эта история. Библия говорит: "И пришёл Авраам рыдать по Сарре и оплакивать её". Выясняется, таким образом, что он не был рядом с женой, когда та умирала. Он пришёл из Беер-Шевы в Хеврон, чтобы похоронить её в пещере Махпела.

Кстати говоря, всем этим трагическим последствия жертвоприношения Исаака можно найти весьма многочисленные, хотя и не столь драматичные, аналогии, потому что такая история могла бы случиться и во многих других семьях, похожих на семью Авраама, - в семьях каких-нибудь революционеров, живописцев, исследователей и других выдающихся людей, которые безоглядно служат своей мечте, своей вере, своему идеалу, будь то искусство, наука или революция. И в этом смысле жиртвоприношение Исаака - не только теологическая притча, но ещё и пример того, что может грозить близким подобных фанатиков. Эти близкие не выбирали себе такую дорогу и тем не менее вынуждены расплачиваться за навязанные им идеалы и чуждую революцию.

И наконец, жертвоприношение Исаака вызвало ещё один разрыв - на этот раз между Авраамом и его Богом. Раньше эти двое имели обыкновение часто встречаться и беседовать. Бог явился Аврааму в Харране и сказал ему: "пойди из земли твоей" в Ханаан. Он несколько раз пообещал ему Страну Израиля, потом снова явился Аврааму и заключил с ним союз, пройдя в виде огня и дыма между рассечёнными на куски жертвенными животными (так называемый "союз рассечения), изменил ему имя и потребовал обрезать крайнюю плоть, обедал у него и повторил своё обещание, что у них с Саррой родится сын по имени Исаак. Он с порил с ним о количестве праведников в Содоме, велел ему слушаться Сарру и выгнать Измаила и Агарь и, наконец, потребовал у него принести Исаака в жертву.

Теперь всё это кончилось. Начиная с жертвоприношения и дальше, Библия больше не рассказывает о встречах и беседах Авраама с его Богом. Авраам выдержал испытание, но похоже, что оба они предпочли больше не встречаться и что жертвоприношение стало переломным событием для обоих. Бог больше не являлся Аврааму и не говорил перед ним, и Авраам больше не обращался к Нему и не искал с Ним встречи. Смерть жены и отдаление сына показали ему, как велика цена, которую близким людям придётся уплатить за его веру. И кто знаем, может, и у Бога появились  дополнительные соображения. Возможно, он раскаялся в содеянном, а может быть, решил, что не заинтересован в такой вере и в таком верующем.

Конец цитаты.

Tags: семейное чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments