m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 10/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012

ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Fjodor-M-6

В палитре цветов радуга, эмоциональное благополучие.
Вопросы вызывает штриховка, она двоякая: часть кружков раскрашена "мотками ниток", линия круговыми движениями "мотает" цвет, а часть штрихует "по прямой". В шесть лет "мотки" в рисунках детей встречаются, когда ребёнок переживает "эмоциональный выплеск". Хотел или не хотел рисовать? Если не хотел, то "мотки" это протест, а потом вовлёкся в решение задачи и успокоился.
Нет свидетельств утомления или истощения.
Визуально-моторная координация - дать тест Л. Бендер, посмотреть в деталях.

Fjodor-6

Рисунок представляет собой "сложный иероглиф", в нём одновременно два смысла. Первый - это узнаваемый "иероглиф" фаворитизма, где на первых ролях автор рисунка, его брат и дедушка, а на вторых ролях - бабушка, двоюродная сестра, мама и папа. Второй смысл "Как на это посмотрят окружающие?", зависимость от восхищённых взглядов других. Ребёнок нарисовал глаза со зрачками брату (небрежней) и дедушке (тщательней) (значит, способен изображать глаз правильно, контур и фокус-зрачок). Есть "разноглазые" персонажи, у которых один глаз больше, другой меньше, они смотрят на ребёнка то так, то этак. Это папа и мама, и глаза у них "намотаны" клубками линий. У двоюродной сестры глаза "намотаны", однако одинаковой величины.
Наконец, есть разный нажим в изображении глаз, если бы у меня на руках был рисунок, я бы перевернула и посмотрела, продавились линии на другую сторону листа, от усилия, или не было столь сильного нажима. Исполнения "чтоб у тебя глаза повылазили" удостоилась на рисунке бабушка.

Спросить на приёме, кто как хвалит и кто как критикует ребёнка в семье. Мальчик, зависимый от одобрения окружающих, страдает от "недохваленности" там, где другие дети чувствуют себя вполне довольными.

Тип переживания - схема, выполнено не в монохроме, а в хроматически, двойственный "письменно-визуальномедийный" ребёнок.

Если бы все персонажи стояли на одной линии, "линии силы", то разница в росте фигур дала бы иерархически-эпилептоидную по ощущению ребёнка семью, и тогда он начал бы рисовать с самых сильных - родителей или бабушки, а себя нарисовал последним, самым младшим и пока безвластным. Не исключено, что "группа второго плана", где бабушка, как раз такой атмосферы в семье и требует, родители неожиданно крупными нарисованы, по сравнению с другими взрослыми, дедушкой и бабушкой.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments