m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 9/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Matvey-M-5

Это палитра цветов, в которой наблюдаются два "нестандартных" варианта:
- персеверация, дважды повторяются бирюзовый и красный (дать пробы на лобные нарушения, если подтвердится - психообразовательный курс для родителей)
- в палитре нет трёх цветов радуги, жёлтого, оранжевого и фиолетового, один пропущенный ещё туда-сюда, а недостача трёх это вопросы родителям, насколько ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу, спотнтанность (жёлтая тема) и нежность, лиричность, мягкость (фиолетово-сиреневый цвет в судьбе). Почему этих цветов нет в рисунке? (предполагается, что они были в поле его зрения, когда он рисовал).

Визуально-моторная координация - штрихует сильно, размашисто, выходя за пределы кружков, наблюдать, по характеру такой стеничный, деятельный или нет тонкой моторики, позволяющей учитывать и соизмерять усилие руки, когда глаз видит границу - контур.

Matvey-5

Ребёнок раскрашивал кружки слева направо и рисует фигуры слева направо, - свидетельство сформированности ведущей руки, как минимум, и уже к этой ведущей руке "приноровился" глаз. Удивительный по трём особенностям рисунок:
- экспрессия, люди "идут", несмотря на то, что графические навыки у автора на уровне пятилетнего ребёнка и человеческая фигура изображена так, как обычно рисуют дошкольники - бесшеей, это отражает психическую реальность недостаточного самообладания, умения регулировать эмоции и соподчинять цели, то, что у взрослых будет называться "эмоционально-волевой сферой", когда дозреет к двенадцати-четырнадцати годам, - она изображена в ходьбе.

- символическое послание чётко сформулировано и вынесено в отдельную строку.

- амбитендент. Если бы рисунок был выполнен простым карандашом, в монохромном варианте, это был бы чистый "письменный тип", идейный. Однако перед нами яркий красный, - тот, который нравится, и, возможно, потому что сильно нравится, его взяли в палитру дважды, - и контуры фигур цветные, поэтому тип переживания скорее всего амбитендентный, письменно-визуальномедийный.

Эту же гипотезу - об амбитендентности - подтверждает потребность ещё раз изобразить свою семью на том же листе, уже в другом виде, не реалистичном, а символическом. Ряд сердечек, - вот "иероглиф", который подарил нам-зрителям мальчик. Предположу, что рисовал он их так же слева направо (как рисовал? последовательно, что рисовал? символы). Если разделять иероглифы в рисунках на популярные, редкие и оригинальные, то перед нами - оригинальный.

Проблем в связи с увиденным на рисунке семьи можно назвать две.
Первая - отклонение маминой фигуры от вертикали, дать пробы на стволовые нарушения, если функциональный дефицит стволовых структур, - психообразовательный курс родителям, чтобы проводили коррекционные мероприятия.
Вторая - для ребёнка важно быть понятым, когда ребёнок "двойственный" по типу переживания, часто возникает ситуация, когда он (сердечками о своём) а ему (на другом языке о том же), и не случается "подтверждения", вернее, "подтверждения Другим" того, что сказанное ребёнком имеет место быть, не случается со-бытия ребёнка и взрослого. Спустя годы будут жалобы на то, что родители были иногда рядом, иногда мимо, случались удачи оказаться вместе, но никогда не было счастья стать одним - вдвоём.
Тесты, посмотреть родителей, какого типа, и проконсультировать, как прояснять моменты у двойственного ребёнка.

Зачем напоминали, в выполнение задания вмешивались? (вопрос риторический, не надо на него отвечать. Лишний раз напоминание мне, что только на приёме надо работать, никаких он-лайн извращений)

Задержка психоречевого развития - это опыт, и преодоление задержки тоже опыт, он не вместо опыта визуально-моторной координации и мышления идёт, картинками думать можно так же, как ощущениями или словами. В диалоге с lussi есть названия книг, которые имеет смысл прочесть и законспектировать, это хорошие грамотные учебники по тому, как устроена "натура", "хард компьютерный", на который вы воспитанием ставите "софт", программное обеспечение, стереотипы поведения. "Замулевал то, что не получилось", это детское классическое решение :) У взрослых называется "глаза не видят - сердце не болит". Он, возможно, переживает лишку из-за того, что сразу не получается. Такому ребёнку я рассказывала бы про растения, которые растут с разной скоростью. Быстро растёт бамбук, например (показываем на картинке, рассказываем, что до 1 м в сутки), а медленно можжевельник (показываем на картинке, рассказываем, что до 10 см в год). Оба радуют людей, и каждый нашёл своё место под солнцем.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments