m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Дети Рисуют Семью 8/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Neta-F-4

Думаю, алгоритм работы вы уже начали понимать.
Сначала - какие цвета ребёнок выбрал, перед ним десять-двенадцать разных, нужно "взять себе", "присвоить" восемь. Семь для классических цветов радуги и один опционально. В данном примере у нас нет оранжевого, а так вся палитра на месте.
Потом - как заполнял цветом кружки. В каком направлении (правша начинает слева направо, левша справа налево, различные варианты атипий непредсказуемо). По порядку или перескакивал (каждый switch это фрустрация для взрослых, которые построили рас-план относительно ребёнка, настроились на одну последовательность действий, а он вдруг неожиданно изменил линию поведения. Не каждый взрослый имеет хорошую фрустрационную толерантность, то есть имеет достаточно самообладания и снисходительности к ребёнку. На ребёнка, который часто немотивированно (с точки зрения окружающих) меняет желания на противоположные, взрослые чаще сердятся и кричат, чем на сверстников. В целом, если ребёнок выдерживает последовательность раскрашивания и рисования, взрослым легче предугадывать его и приноровиться к нему, и они получают от общения с ребёнком больше позитивного подкрепления, получают удовольствие от общения с киндером. Дети, которые думают switch в группе риска, стать объектами эмоционального отвержения родителей).

Потом - штриховка, качество. Возьмите рисунок девочки 4 лет. Она рисует карандашами (это труднее, чем фломастерами, фломастер иначе скользит и оставляет более "толстый" след на листе). Она тщательнейшим образом заполняет всё пространство внутри кружка, не выступая за линии, - не все взрослые так кропотливо будут возиться. Изнурилась ли она, утомилась ли к концу ряда? Не похоже, последний кружок так же заполнен от и до, как и первый (я надеюсь, вы кликаете на слово "Увеличить" под маленькой картинкой и разглядываете детское творчество в деталях, как разглядываю его я). Итак, перед нами юная перфекционистка :)

Neta-4

В рисунке семьи буйство красок, это экстратенсивный тип переживания, люди с таким "процессором" в голове легко чувствуют себя в визуальномедийной стихии, событийной, образной, эмоциональной, картиночной. Для четырёх лет художницы, - а у нас есть возможность сравнить с рисунками сверстников, - герои богато одеты. Глаза прорисованы вообще на уровне, опережающем возраст, - неудивительно, если девочка "визуальномедийная", то сильная функция именно зрение.

Схема тела показывает своеобразное отклонение от вертикали - в плечевом отделе. Голова свёрнута набок, как будто. Если вы разглядывали крупный план, то руки растут из шеи, нет соединения руки и тела через плечо. Одежда закрывает "неправильности", у девочки рука-сосиска и рука-сарделька приставлены к шее, у мамы разомкнуты линии, у папы выше выреза майки руки начинаются, у сестры руки висят на шее, как шарфик, у воображаемого младенца растут из шеи, которая плавно переходит в тело. Это рабочая гипотеза о том, что зона мозга, есть такая борозда, где моторика вся нанизана, в нейропсихологическом атласе можно названия полей посмотреть, куда спроецирована часть тела, ответственная за плечевой сустав, "выключена". Я такое видела у детей 1) с дефицитом внимания 2) с дисчислией и ачислией, это нарушения обучаемости, когда затрудняются освоить математические понятия и действия. Потом зона мозга дозревает и задержка психического развития компенсируется, то есть в пятом классе учат математику за второй класс, по такому принципу. Значит, рекомендация будет у нас - девочку на предмет дискалькулии наблюдать.

Упражнения тут понятно, какие надо делать - ни в одном рисунке нет противостояния большого пальца четырём другим, вместо этого она кисть протиповоставляет руке, в запястном суставе "девяносто градусов ротации" вместо того, чтобы большой палец был противопоставлен. Значит, кастрюлька, манная крупа, пшённая, гречневая, рис, фасоль, - каждой по полтора килограмма на своём этапе, - и сначала под контролем глаз, потом совсем наощупь разные мелкие предметы (пуговицы разной формы, монеты, мелкие кубики, ключики, камешки) погрузив обе руки в крупу, искать. Стимулировать тыльную поверхность кисти механически, заставляя думать о том, что на кончиках пальцев. На психофармакологической поддержке, чтобы прочнее строились ассоциативные связи, "штопать" то, что оказалось почему-то ненадёжным.

По "иероглифу" у нас фаворитизм, в фаворитах папа и себя любит, на ролях второго плана мама и сестра.
Ремарка мамы: "планировались дедушка и две бабушки, но на них сначала не хватило места, потом сил". И ещё в рисунке есть сюрприз - несуществующий младенец.

Поскольку тип переживания у девочки "думать цветом", а не идеями, то посмотрим на общность цветового решения. Общие цвета у девочки и мамы (чёрный, розовый, фиолетовый, все три есть в палитре, то есть "присвоены"), и у девочки и папы. У выдуманной ляли и сестры общие цвета (сиреневый и фиолетовый). У мамы такие тоже есть, у папы сиреневая обувь. Допустим, выдуманная ляля это мечта сделать сестру опять молчащей (у ляли рот закрыт соской, а у сестры губы прорисованы кармином, которого НЕТ в палитре, среди кружков, то есть отвергаемым цветом) или вообще её в животик к маме обратно убрать. Тогда надо родителей поспрашивать об отношениях между девочками, чтобы уточнить рабочую гипотезу о зависти и ревности к сестре.

Добрый вечер!
Я рассуждала так: возьмём типичный рисунок, выполненный правой рукой. Ведущее полушарие тогда - левое. Функциональный дефицит будет в правом - дискалькулия. Но не факт, что у вашей девочки типичная картина (ведущее ухо, глаз, рука, нога могут быть в разных полушариях). Рисунок для четырёх лет экстраординарный, прорисовка лица, интерес к человеку, - а невербальное поведение, внешность, социальный интеллект это всё правополушарные функции, - допустим, ведущая правая рука и ведущее же правое полушарие. Тогда функциональный дефицит в левом (функция-то выпала, считать умеет, "лбом знает сколько их", "глазами прекрасно видит, сколько пальцев на руке", а рукой - в моторном, исполнительном звене, рисует пальцев персонажам то три, то четыре). Локтевой суставчик периодически мелькает в рисунках, запястный ротирован, но тоже есть, а плечевой отсутствует тотально.

Что может соответствовать этому в левом полушарии? Центр речи, тогда она говорила бы плохо и вы рассказывали бы, что водите девочку к логопеду. Объём слухоречевой памяти, тогда она была-бы ребёнок "неслух" и вы рассказывали бы, что только двусложными предложениями до неё ваши слова доходят. При прекрасной зрительной памяти затруднялась бы запомнить, как правильно писать буквы (это же левополушарная функция, чтение), и подозревали бы 1) дефицит внимания, 2) дислексию или алексию.

Тогда можно было бы рабочую гипотезу предложить, у всех героев рисунка подчёркнуты, акцентированы губы, - с говорением девочка затрудняется, сюрприз в рисунке - ляля, это фантазийное решение проблемы задержки речевого развития, у лялечек соски во рту, им не обязательно разговаривать. Другая была бы мысль. В реале экзаменатор задания даёт и из наблюдения за ребёнком многое ясно, про речь и слух, и предлагают рисунок подписать, выясняют, знает ли цифры-буквы, умеет ли писать дату, своё имя и прочее, психолог это профессиональный наблюдатель прежде всего.

В четыре года конечности двойными линиями рисовать, это я скажу вам, интеллектуальный потенциал. А если вы стеничность возьмёте, энергетический потенциал девочки, то отдыхать вам, мама, не придётся.

Семья у неё есть, во внутреннем ощущении, ни малейших затруднений задание не вызвало нарисовать семью. Чего это вы вдруг затревожились? Или вам хотелось услышать "кондовое", психоаналитический вердикт? Я вам сформулировать могу, я знаю этот дискурс. Вот только рисунки, - убедилась в этом за годы работы, - они про Натуру. Не про Характер, как Карен Маховер думала, психоаналитическая интерпретация была заявлена в конце 1930-х годов ею, комплексы усматривали в нарисованном.

У меня есть рассказ пациентки, у которой в рисунках плечевого сустава нет, там хаотическая организация текста. Я вам завтра найду и напечатаю, как пример того, что может "выпасть" из функций, планирование высказывания. Тоже правой рукой пишет, правда, ведущее полушарие левое и стволовые дефициты.

Ага. Это объём слухоречевой оперативной памяти. По одному слову час по чайной ложке понимают, а два или три во взаимных соотношениях - затрудняются. Такие дети часто позже сверстников падежи начинают в речи употреблять.
Здесь в школе таким детям, как ваша старшая, в абзаце текста смысловые части (куски фраз) одним маркером соединяют, в жёлтые - зелёные -розовые ленточки, так они видят то, что внутри ленточки "визуально объединённым" одним фоном и улавливают смысл. А на слух не дают заданий, всё в письменном виде, чтобы слабую функцию не нагружать.

Правда, тут и SPECT, и МRI сделают, чтобы убедиться, что никаких сосудиков лопнувших и микронекроза тканей, точечного. или жидкости вместо части клеток мозга, нет, и надо подождать, пока компенсирующие пути функцию "поднимут". Если же есть органические нарушения, то дают освобождение, в Израиле же официальные языки иврит и арабский, могут дать освобождение от изучения арабского, если слухоречевой дефект в восприятии, задокументированный.

Добрый день!
Девочки обе - ваши дочки, на этом сходство заканчивается и начинается уникальный нейропсихологический профиль.
Старшая свой "иероглиф семьи" нарисует, младшая свой. Понимать рисунок семьи как целостность, как композиционный замысел - это искусство интерпретации рисунка. По ссылке, что вы выше дали, - трёхпалые люди, или четырёхпалые, неважно, наманикюрены руки или нет. Какая-то зона мозга "выключена", не представлена в графической репрезентации. Раньше не было шеи, поэтому руки были сразу двумя линиями (это очень редко увидишь в столь юном возрасте) изображены и "росли из головы". Потом появилась в рисунках шея, и руки изображены прижатыми к туловищу, нет "узла" плечевого сустава и лопатки, куска тела фактически. Сейчас одна рука крупнее (левая рука мамы и левая рука девочки, это в типичном раскладе доминирование правого полушария), а правая короче и пальцев меньше (это в типичном раскладе функциональный дефицит левого полушария, оно пока работает не в полную силу). Асимметрия в рисунке - диагностический маркер, ключ.

Вот тут http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/201005/27080548.html/ слова были:
Синдромы несформированности:
Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
Функциональная несформированность левой височной доли.
Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
Функциональная несформированность правого полушария.

Синдромы дефицитарности:
Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
Атипия психического развития.

Желающим ознакомиться с темой на научно-популярном уровне рекомендую книгу Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

Психологам лучше читать её же Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.

Со страницы http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/201005/27080548.html/

Желающих углубиться в нейропсихологическую тему адресую к книге Анны Владимировны Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Это наша современница, она занимается темами функциональная асимметрия мозга, подкорково-корковое и межполушарное взаимодействие; формирование интегративной работы мозга в онтогенезе. Проблема левшества. Нейропсихосоматические интеграции человека, их формирование в онтогенезе. Нейропсихологическая диагностика, прогнозирование, профилактика, коррекция и абилитация процессов развития.

Мы с вами не поленимся и выпишем из неё нормы, чтобы были под рукой, в скобках пояснения трудных слов, терминов.

Цитируем по книге:
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

Со стр. 6-7
Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии (сначала одно, потом другое, недружно). В этой связи в настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики («коэффициентов развития») наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет.
При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса (праксис – это действия) полностью доступны детям уже в 4 —5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).
Тактильные функции (то, что на ощупь) достигают своей зрелости к 4 — 5 годам, в то время как соматогностические — к 6 (осознание схемы тела, Лоуэнфельд говорит о том же). Различные виды предметного зрительного гнозиса (познания) перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 —5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов (ага, и в тесте Векслера мы видим это как разницу между «этажами» невербального и вербального интеллектов). Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6 — 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин (субтест в тесте Векслера, последовательность картинок).
В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 — 7 лет), (это про выше-ниже, слева-справа, по Лоуэнфельду это появление линии неба и земли в рисунке), в то время как метрические представления (это про то, сколько, понятие числа, больше или меньше, одинаковое количество) и стратегия оптико-конструктивной деятельности (это кубики Кооса и составление фигур) — к 8 и 9 годам соответственно.

Со страницы http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/201005/27080548.html/

Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т.е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет (вот вам и ответ на вопрос, сколько фигур в тесте Бендер и сколько цифр на слух «нормально» запоминать); к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов (это значит, через двадцать минут-полчаса ребёнка просят назвать то, что заучивали вначале встречи) вне зависимости от ее модальности (то есть неважно, зрительно предъявляли или говорили на слух). Однако лишь к 7—8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности (способен извлекать из памяти то, что нужно именно сейчас).
До этого возраста в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.
Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), ( это умение различать на слух б-п, в-ф, з-с), квазипространственные вербальные синтезы (Петя побил Колю. Кто драчун? И другие примеры на предлоги и падежные соотношения слов) и программирование самостоятельного речевого высказывания (8 — 9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п. (да, да, да, а в школе требуется это делать с шести-семи лет, вот и получается неспособность овладеть письмом – дисграфия, неспособность овладеть чтением – дислексия, неспособность овладеть счётом – дискалькулия и другие «нарушения обучаемости»).
Ответ на вопрос «Что делать?» тоже давно дан, - возвращаться к стадии, предшествующей нарушению, и проходить её заново, той же А.В. Семенович. Добавить тут можно только разработки Бориса Алексеевича Архипова и Елены Владимировны Максимовой, по теме «Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей».
Конец цитаты.

Да побойтесь Бога, в 4 года корректировать. Это возрастная норма совершенно. Сначала ребёнок научится вам лгать, - первая ложь это первая автономия, у неё есть свой собственный секрет, который никто не знает, ни мама, ни папа. Она удерживает знание в себе, контролирует, показать не показать, оставить себе или поделиться. Самообладание приносит удовольствие. А потом уже она откроет, что за сдержанность и умение себя вести "как принято", окружающие ещё и хвалят, и не только на внутриличностном, но и на межличностном уровне удовольствие от самообладания будет получать. Взрослые люди используют сдерживание на уровне поведения, они позволяют себе чувствовать самые разные чувства и контролируют - формы выражения своих чувств. В младшей школе достигнет зрелости импульс-контроль.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment