m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Опыт переживания времени

Думает меня мысль :) что это один из механизмов, которые соединяет разные натуры человека в одно психическое целое. И что типы переживания в тесте Роршаха, которые про ведущую функцию мышления (письменные люди), восприятия (устные люди), эмоций (визуальномедийные люди) или про амбитендентность (подставьте любой вариант из паранояльных, эпилептоидных или циклоидных людей, тест Роршаха выделяет письменно-визуальномедийных в такую отдельную группу), - это реальность, которая соотносится и с переживанием бытия во времени.

Которое может быть движением по прямой только вперёд (паранояльное), движением по кругу цикла времён года и событий жизни (эпилептоидное), штрих-пунктирной линией (циклоидное) будней и праздников, от яркого события до следующего яркого эмоционально запоминающегося события.

То, как подошёл к проблеме времени В.И. Ковалёв в последней трети двадцатого века, это скорее про другой механизм, известный нам под словами рациональность - иррациональность, планирование - действие по ситуации, паранояльность - циклоидность, умноженное на творческое/нетворческое отношение к жизни.

И если про привязанность (чувство "мы" в ситуациях заботы и разлуки") на уровне внешнего наблюдателя всё понятно, то про время такой очевидной картинки нет. Я уже цитировала этот отрывок, и задавала в связи с ним вопросы: "Отрывок интересный, но я бы поспорила с привязкой переживания времени к ценностям человека, а не к эмоциям и переживанию событий в эпицентре времени. Собственно, вопрос у меня к читателям, - если бы у вас брали (клиническое, диагностическое) интервью о вашем переживании времени, какие вопросы были бы уместны? Что бы вы спросили у себя в этой связи такое, что раскрыло бы особенности переживания вами этого опыта, этой бытийности, этого осознания самого себя существующим в потоке времени?" в ЖЖ. Разумеется, я задавала его и многим интересным людям, с кем меня сводит судьба по роду моей работы. И, удивительное дело, чувство нахождения вне времени, выкинутости из времени, и другие описания несовпадения ритмов в потоке времени двух разных людей, - вот что чаще всего предъявляли. То есть время - это про способ двигаться по жизни.

Вот этот отрывок, а про уровни движения во времени у меня был текст, сейчас поставлю рядом.

Оригинал взят у m_d_n1 в Трансспектива и эпицентрическое время
Цитируем по книге: К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.

Со стр. 29-30
(По тексту ссылки на работу Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 179-185.)

В. И. Ковалев разработал понятие трансспективы как некоей способности соединять настоящее, перспективу (будущее) и ретроспективу (прошлое). Трансспектива — это способность сознания соединять в настоящем прошлое и будущее и тем самым суммировать, интегрировать время своей жизни. Говоря иными словами, сознание — высшая способность человека, состоящая в компенсации необратимости времени, в преодолении таким путем однонаправленности и конечности индивидуального времени жизни. Сознание также реализует стремление индивида к вневременности, вечности, к переходу к другому масштабу времени — к контексту и масштабу истории и культуры.
[Spoiler (click to open)]
Но личность не только существует, преодолевая необратимость времени, но и осуществляет себя (С. Л. Рубинштейн), создает из своей жизни и самой себя нечто качественно иное, обладающее ценностью. А эта ценность представляет собой умноженное время, противостоящее его жизненной потере.
Сама же личность одновременно соотносится в экзистенциальном плане с другими людьми и включается в особые временно-Пространственные континуумы деятельности и ценностных отношений. Здесь приходит в действие ее способность к согласованию объективного времени, в котором осуществляется деятельность, общение и сама ее жизнь со своим, назовем его не субъективным, а эпицентрическим, временем. Итак, личность, во-первых, согласует свое, назовем его эпицентрическое, время с объективным временем (не только как с внешним, социальным, но и присущим ее собственной онтологической природной, телесной, психофизической, психофизиологической организации). Во-вторых, она интегрирует и координирует специфические временные этапы жизни — прошлое, настоящее и будущее, создавая свое эпицентрическое время. В-третьих, развиваясь и самовыражаясь во времени, она придает ему ценностный, т. е. восходящий, «вертикальный» характер.

Со стр. 32
Ш. Бюлер впервые, вопреки всем биографическим подходам, которые представляли жизнь как индивидуальную совокупность обстоятельств, сопутствующих личности и складывающихся относительно благоприятно (или неблагоприятно), назвала жизнь индивидуальной «историей», тем самым подчеркнув ее специфический закономерный характер.

Со стр. 33
Типологический метод, примененный в данном исследовании, радикально отличался от типологий, распространенных в отечественной дифференциальной психологии. Последние (типология И. П. Павлова, Б. М. Теплова) выявляют у каждого типа разное сочетание одних и тех же изначально выявленных характеристик (сила нервной системы, лабильность и т. д.). Такие типологии можно считать закрытыми. В отличие от них, в многолетних эмпирических исследованиях личности нами был разработан (с опорой на идеи Мейена и Шредера) так называемый метод прогрессивной типологии, которую можно назвать открытой. Типология личностной организации времени, по нашему предположению, должна была выявить не только различное соотношение трех компонентов (осознания, переживания и практической организации деятельности) у каждого типа, но и его функциональные временные возможности (или ограничения). Типологический принцип ориентирован на выявление не столько различий между разными типами, сколько на их внутренние механизмы, обеспечивающие тот или иной способ жизни личности во времени.

Со стр. 33-34
Типологический подход сочетался с комплексным. Начиная с первой работы, проведенной в русле данной концепции В. И. Ковалевым, в число изучаемых характеристик времени было включено «как человек не только воспринимает... но и как переживает свое время жизни, каковы его представления о времени (обусловленные как личным опытом индивидуальной жизни, так и усвоенным общественно-историческим культурным опытом), как он осознает течение этого времени». В чем заключается личностное отношение к времени, какова психологическая организация и регуляция человеком (и у человека) «времени его жизнедеятельности и как изменяются все эти временно-психологические явления, процессы и образования» при различных психических состояниях, как индивидуальных, так и в процессе групповой деятельности.

Со стр. 36
Первым теоретико-эмпирическим результатом было доказательство В. И. Ковалевым типологического характера этих структур. Основным открытием оказалось наличие четко дифференцирующего людей фактора пролонгированности или ситуативности и фактора их активности—пассивности...что образовывало четыре типа — активно-ситуативный, пассивно-ситуативный, пассивно-пролонгированный, активно-пролонгированный.

Поскольку В. И. Ковалев пользовался в основном методами свободного интервью, стремясь максимально полно выявить саму феноменологию организации времени, его типология затем была проверена нами в более жестких экспериментальных условиях на основе использования метода незаконченного действия Б. В. Зейгарник, методики времени С. Л. Рубинштейна и модифицированного по временному основанию самооценочного теста Дембо.

Со стр. 37
Поскольку задачей В. И. Ковалева было рассмотрение личности в контексте жизни, его типология получила следующее выражение:
1. Стихийно-обыденный тип характеризуется зависимостью личности от событий и обстоятельств жизни; личность не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление и предотвращать осуществление. Этот способ организации жизни отличается ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы.
2. Функционально-действенный, при котором личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности, инициатива же охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их субъективные или объективные последствия, отсутствует пролонгированная регуляция жизни.
3. Созерцательный, который проявляется в отсутствии способности к практической организации времени, в пассивности, но духовно-интеллектуальной, творческой жизни. Обнаруживаются пролонгированные тенденции. Пассивно-пролонгированный тип созерцателя, видящего сложность мира, но неспособного ее разрешить своими силами, был описан и К. Г. Юнгом.
4. Творчески-преобразующий, которому свойственна пролонгированная организация времени, соотнесенная со смыслом жизни, с общественными тенденциями.
Противоречие (или проблема) данного исследования состояло в том, что вне лонгитюдинального исследования было бы достаточно произвольно судить о характере регуляции и организации личностью ее жизненного пути только по получаемым в данный момент рефлексивно определяемым характеристикам ее активности.
Конец цитаты.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Tags: семейное чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments