m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 7/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Левша
Jeremy-M-4

Левша, раскрашивать начинает справа налево. В палитре радуга, за вычетом фиолетового, штрихует добросовестно, заполняет все кружки не утомляясь. Визуально-моторная координация по возрасту. Направление штрихов на оранжевом чуть сбилось со стереотипа, возможно, так проявилась утомляемость.

Jeremy-4

Одно удовольствие, а не рисунок. Мальчик левша, раскрашивал справа налево, фигуры рисует справа налево. Устойчивая последовательность, пусть и отзеркаленная :)

Фигуры "стоят" на "воображаемом полу", который ровный, никакого "крена вбок" и слабости запоминания или извлечения из памяти, что обычно влияет на успехи в школе и, как следствие, на желание ребёнка учиться и выполнять задания, мы не видим. Более того, "стоять на краю листа", "на земле" в физическом плане, как делают в рисунках младшие дети, мальчик перестал, он помещает фигуры в середине листа и "ведёт рассказ" о семье с правого края налево, - наверняка ему читают книжки и он видел строку, как она идёт, имеет представление. "Иероглиф" рассказывает, что на первых ролях в семье мама, на вторых папа, а на третьих мальчик. Фигуры практически не отклоняются от вертикали, глаза изображены точками, а не пустыми кругами, - затылочные доли мозга функционируют, зрительно-пространственные представления "собирают в целое" как следует. Голова и тело с конечностями у нас разного цвета, попытки изобразить шею и так и этак не увенчались успехом, - похоже, родители будут жаловаться на приёме на импульс-контроль ребёнка, шея соединяет голову с туловищем, "мысль с действием", то есть импульс-контроль и репрезентирует.

Сравнивая, сколько цвета в кружках, и сколько в рисунке, понимаем, что схематическое изображение это "идея" людей, будущий "письменный" по стихии человек и интроверсивный тип переживания.

Интроверсия и экстраверсия - понятия, введённые в психологию К.Г. Юнгом, я про интроверсивный и экстратенсивный тип переживания речь вела. Это понятия, введённые в психологию Г. Роршахом. Оба были врачами-психиатрами, оба трудились в одной клинике - Бюргхольцли, в Швейцарии, примерно в одно и то же десятилетие, оба были в Швейцарском психоаналитическом обществе. Юнг одно время возглавлял, Роршах был вице-президентом до смерти в 36 лет от перитонита. Оба писали диссертации под научным руководством Ойгена Блейлера, человека, который ввёл в психиатрию понятия "шизофрения", "амбивалентность" и "аутизм".

Интроверт и экстраверт это о том, как человек "подзаряжает аккумулятор", в уединении и общении с природой он восстанавливает душевные силы, или в общении с другими людьми, "об других людей" подзаряжается. В сондиане это было бы маниакальное влечение соответственно со знаком m- для интроверта и знаком m+ для экстраверта, а также амбивалентное m+- для тех, кто может и так, и так, в разные периоды жизни.

Интроверсивный "думает идеями", а экстратенсивный "думает наблюдениями", это оппозиция мышления и восприятия, то что я описываю как "письменных" и "визуальномедийных" людей на уровне поведения. Это схема и образ, чертёж и картинка. В рисунке вашего ребёнка интерес к цвету, добросовестное выполнение задания на раскрашивание кружков и люди показаны схемой, - ниже есть рисунок мальчика постарше, где в действии люди нарисованы, это чистый интроверсивный тип. Такой и в Роршах-тесте видит кляксы двигающимися, домысливает им движение, ведь на самом деле в контурах ничего не движется, его там нет. "Письменные люди" часто приписывают окружающим мотивы, и раздражаются, если их уверяют, что ничего такого не имели в виду. Они "точно знают", что вы подразумевали. До тех пор, пока не откроют для себя, что языков у людей три, а не один-единственный хорошо им знакомый.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments