m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 6/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Liza-F-4

Здесь мама молодец, подписала последовательность раскрашивания кружков, так что switch предстаёт во всей своей мощи, от края к краю листа. Из сопроводительного письма известно, что чёрточки у кружков это нарисованные кружкам причёски, - не завидую учителям ребёнка, образцом дисциплины девочка не будет.

В палитре радуга, ожидаемая норма. Визуально-моторная координация - возможно, раскрашивала не старалась, потом обратила внимание, что вышла за линии и пририсовала причёски кружкам, чтобы "оправдать небрежную работу", такое иногда бывает, психологическая защита рационализация если работает. Направление штриховки практически во всех кружках одинаковое. Рисовала правой рукой, но очевидно хотела начинать или справа, или слева, - наблюдать на обоерукость, дети с несформированной ведущей рукой медленнее усваивают учебную программу и им нужно дополнительное время на проверочных работах.

Liza-4

В рисунке семьи, на удивление, никаких switch, последовательность рисования слева направо.

Глаза пустые у всех действующих лиц - нет зрачка, нет фокусировки взора, - нет ещё функциональной зрелости зрительно-пространственных синтезов. Порекомендовать "лежачие восьмёрки", из кинезиологии упражнение, пусть позанимаются родители дома с ней, всё же в четыре года схема тела сформирована, отклонений от вертикали в фигурах нет, можно и помочь, сформировать.

Рисует семью цветом, который есть в палитре, свидетельство эмоционального благополучия. Совершенно определённы намёки на то, что тип переживания будет интраверсивным, то есть "письменным", идейным. Подписаны действия каждого: девочка наклеивает картинку, осьминог плавает, папа компьютерит.

Сюрприз в рисунке - осьминог. Сам "иероглиф" семьи можно посчитать классическим "фаворитизмом", девочка на первых ролях, родители на вторых (если провести воображаемую горизонталь, как нотный стан, то девочка "стоит" на одной линии, а мама с папой на другой). Осьминог это восемь ног, восемь конечностей, а у людей обычно четыре. Похоже, она рассказывает нам о трудностях с визуально-пространственной интеграцией,"развёртка" образа не сложилась в голове. В первом рисунке, где 3 года мальчику и нарушение инструкции, конечности "развёрткой" даны, если присмотреться. У Осьминога (девочка наверняка видела на картинке) все восемь ног книзу, а на рисунке улыбчивое существо с пустыми глазами, у которого четыре конечности вверху, а четыре внизу. Хм. Что она хочет нам этим сказать?
Liza-4-

Спасибо маме Лизы, пожалуйста, рисунок семьи номер два. Здесь у папы и мамы глаза-точки, сфокусирован взор, а у девочки глаза пустые - нет зрительно-пространственных синтезов. И часть фигур кверх ногами, - в письме мама уточнила, что рисовала, не перевернув листа, то есть видит так кверх ногами. Записываем "ротация 180 градусов", схему тела будем собирать воедино, с проприорецепции начнём, стволовых структур головного мозга. Будет "находить себя в пространстве правильно", ощущать тело, изменится и рисование. Обычно "рука учит глаз", а тут "тело научит глаз". Замещающий онтогенез по А.В. Семенович, упражнения надо делать.

Обращайте внимание, "ноги на земле" коррелируют с качеством памяти. Пациентки, которые диссоциируют, то есть забывают часть опыта в ситуации эмоциональных перегрузок, могут рисовать не переворачивая листа, кверх ногами, то есть ногами быть в небе=забыть. Спросить маму на диссоциативный спектр расстройств, дать чек-лист на аутогипноз, если кто-то в семье умеет это делать, могут симбиоз с девочкой организовать и "жить осьминогом", компенсируя слабости друг друга, что не идеальный вариант.



Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments