© Бермант-Полякова О.В., 2012
ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)
Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.
Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)
Искренне ваша,
Ольга Викторовна

В палитре все цвета радуги, интересно, что начинает с коричневого и зелёного, если бы в тесте Люшера начинала с выбора +6+2, то соматизацию проясняли бы как симптом, предрасположенность к физиологическим расстройствам, сдерживаемую обидчивость и раздражительность, возможно враждебные отношения с кем-то из окружающих, которые изнуряют.
Раскрашено для четырёх лет с изумительной визуально-моторной координацией. Очень старалась, сильный контроль, нет свидетельств истощения и утомляемости в процессе выполнения задания.

Если координация глаз-рука была выше ожидаемой по возрасту, то идея схемы тела ниже ожидаемой по возрасту, нет целостного замкнутого туловища. Разомкнуто у всех трёх фигур, - дать опросник на сенсорную интеграцию, найти сферы гипер- и гипочувствительности, обследование у детского невролога и диетолога. Курс занятий на стимуляцию проприорецепции.
Глаза не "пустые", а обозначены точкой, фокусом - зрительно-пространственные синтезы по возрасту.
Порядок рисования членов семьи, switch, начала с центра листа и повела справа налево, потом сменила направление движения, - наблюдать, не является ли ребёнок обоеруким.
Линия "воображаемого пола", условно палубы корабля, - сильнейший крен. Дать пробы на зрительную и слуховую память, если плохо запоминает, начать поддерживающее лечение.
Разворачивая лист так, чтобы ноги "упирались в пол", видим "на первых ролях" взрослых, а саму себя "на вторых ролях", ноги на воображаемой линии позади точки опоры родителей. "Иероглиф" фаворитизма, и обычно - желания самой быть в фаворитах.
Если и в шесть лет будет рисовать одним цветом контуры, амбитендентный тип переживания.
Надо пробы сделать, обычно показывают пять предметов, потом среди двух десятков других просят найти показанные пять, - или показывают девять картинок, просят перерисовать, потом забирают к себе карточки и просят по памяти воспроизвести то, что перерисовывал, - или называют ряд из чисел (двух, трёх и так далее) и просят повторить. Так проверяется "оперативная", рабочая память. Вы приводите примеры на долговременное запоминание (оно улучшается с повторениями) и на извлечение из памяти (эта функция у четырёхлетних детей ещё несовершенна, я в диалоге с lussi возрастные нормы цитировала, там есть подробно). А "крен палубы" это про малый объём оперативной памяти, что не позволяет ребёнку держать в голове многоуровневые инструкции вроде "Пойди на кухню, скажи бабушке, чтобы достала из холодильника мясо размораживать". Ребёнок идёт на кухню, видит бабушку и забывает, что надо сказать, такого плана проблемы.
Если ей не нравится рисовать, вы её не заставите. Может понравиться лепить или делать по образцу, - тогда "планирование рисунка", то, что делает лоб, уже готовым дано и может работать только "глаз" и "рука".
ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)
Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.
Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)
Искренне ваша,
Ольга Викторовна

В палитре все цвета радуги, интересно, что начинает с коричневого и зелёного, если бы в тесте Люшера начинала с выбора +6+2, то соматизацию проясняли бы как симптом, предрасположенность к физиологическим расстройствам, сдерживаемую обидчивость и раздражительность, возможно враждебные отношения с кем-то из окружающих, которые изнуряют.
Раскрашено для четырёх лет с изумительной визуально-моторной координацией. Очень старалась, сильный контроль, нет свидетельств истощения и утомляемости в процессе выполнения задания.

Если координация глаз-рука была выше ожидаемой по возрасту, то идея схемы тела ниже ожидаемой по возрасту, нет целостного замкнутого туловища. Разомкнуто у всех трёх фигур, - дать опросник на сенсорную интеграцию, найти сферы гипер- и гипочувствительности, обследование у детского невролога и диетолога. Курс занятий на стимуляцию проприорецепции.
Глаза не "пустые", а обозначены точкой, фокусом - зрительно-пространственные синтезы по возрасту.
Порядок рисования членов семьи, switch, начала с центра листа и повела справа налево, потом сменила направление движения, - наблюдать, не является ли ребёнок обоеруким.
Линия "воображаемого пола", условно палубы корабля, - сильнейший крен. Дать пробы на зрительную и слуховую память, если плохо запоминает, начать поддерживающее лечение.
Разворачивая лист так, чтобы ноги "упирались в пол", видим "на первых ролях" взрослых, а саму себя "на вторых ролях", ноги на воображаемой линии позади точки опоры родителей. "Иероглиф" фаворитизма, и обычно - желания самой быть в фаворитах.
Если и в шесть лет будет рисовать одним цветом контуры, амбитендентный тип переживания.
Надо пробы сделать, обычно показывают пять предметов, потом среди двух десятков других просят найти показанные пять, - или показывают девять картинок, просят перерисовать, потом забирают к себе карточки и просят по памяти воспроизвести то, что перерисовывал, - или называют ряд из чисел (двух, трёх и так далее) и просят повторить. Так проверяется "оперативная", рабочая память. Вы приводите примеры на долговременное запоминание (оно улучшается с повторениями) и на извлечение из памяти (эта функция у четырёхлетних детей ещё несовершенна, я в диалоге с lussi возрастные нормы цитировала, там есть подробно). А "крен палубы" это про малый объём оперативной памяти, что не позволяет ребёнку держать в голове многоуровневые инструкции вроде "Пойди на кухню, скажи бабушке, чтобы достала из холодильника мясо размораживать". Ребёнок идёт на кухню, видит бабушку и забывает, что надо сказать, такого плана проблемы.
Если ей не нравится рисовать, вы её не заставите. Может понравиться лепить или делать по образцу, - тогда "планирование рисунка", то, что делает лоб, уже готовым дано и может работать только "глаз" и "рука".