m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Дети Рисуют Семью 3/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Varya-F-3.5

Своеобразная палитра, зелёный и голубой не удостоились отдельных кружков, вписаны "под красный". Поскольку рисовала справа налево, то "вспомнила про них в самом конце". Лилово-жёлтое настроение в палитре - спросить про актуальный конфликт, эротически-мистическое слияние с мамой и потребность в независимости, в отрыве, наблюдает ли мать изменения в обычном поведении ребёнка, какая ситуация "убрала радугу"?
В тесте Люшера, если бы первыми лиловый и жёлтый выбирала, +5+4 это трудности социальной адаптации в силу повышенной чувствительности и выраженного индивидуализма, развитое воображение, богатая фантазия, художественный стиль восприятия, артистизм, быстрая переключаемость внимания. Благоприятная почва для развития творческой одарённости. Да что я вам говорю, я вам лучше своё любимое платье покажу, шёлк, роспись в стиле арт-нуво :) здесь на фото http://www.facebook.com/bermantpolyakova

Визуально-моторная координация по возрасту, пересекает границы кружков, когда интенсивно штрихует.

Стеничный ребёнок, утомляемости не наблюдается.

Varya-3.5

Опять, рисует правой рукой, но не слева направо, а начинает наносить линии и изображать справа налево. Так раскрашивала кружки, так рисует себя, потом папу. Затем switch рисует маму, но не продолжает направление, а новый switch и рисует брата. Психообразовательный курс родителям, как с этим жить (двигательный стереотип отражает такую же манеру думать, что делает ребёнка непредсказуемым для родителей и затрудняет адаптацию ребёнка, сбивает с толку родителей, как же под него подстраиваться).

Похоже, девочка рисовала и волосы, и уши, и другие детали, то есть старалась. "Иероглиф" семьи на одном плане (ноги "на полу" на одной воображаемой линии) дочка и папа, на третьих ролях (воображаемая линия за линией ног дочки) мама, на первых ролях брат. Это назывется красивым словом "фаворитизм", на языке психоаналитической диагностики не умеет ни ревноваться, ни завидовать, эмоционально регулировать это чувство. К слову, не все взрослые умеют.

Отклонение оси фигуры по вертикали - функциональный дефицит стволовых структур, спросить про on-off функционирование, если "перестаёт функционировать", то куда уход, в сон, в апатию, в агрессию, в слёзы? Нарисовала всю семью синим цветом, про который в палитре практически не вспомнила, эмоционально непросто в семье ей сейчас.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments