m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 2/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012

ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Denis-M-3.5

В целом разноцветье палитры есть, не хватает "жёлтого", это не принципиально.
Раскрашивает в разных направлениях, иногда кругами, - посмотреть, будут ли ещё switch, резкие смены двигательного стереотипа, если да - психообразовательный курс родителям, как с этим жить.

Координация глаз-рука по возрасту, по мере заполнения кружков цветом наблюдается эффект утомляемости, - дать задания на максимальное время трудоспособности и от них рекомендации родителям, дольше какого времени не фокусировать внимание, чтобы не перегружать психику.

Три года, ведущего полушария пока нет, оттого и "меняет" стратегии. К первому классу школы утвердится ведущая рука и стереотипизируется процесс переработки информации, - станет легче. Если будет обоеруким, - то есть сохранится проблема, - тогда оформлять надо будет рекомендации учителю и послабления на экзаменах ребёнку, официальные. Если два полушария думают, каждое по-своему, и потом "сводят" решения вместе, на это требуется дополнительное время. Ребёнок решает правильно и грамотно, если взрослые дают ему немного больше времени, чем его не-обоеруким сверстникам.

В Израиле двадцать видов послаблений для детей с нарушениями обучаемости, три года действуют, потом надо переаттестовывать. Основание для переоттестации - психодиагностический отчёт. Вот на эти два процента и живём (с)

Denis-3.5

Рисовать начинает справа налево, от старшей сестры к бабушке, потом switch и рисует маму правее сестры. Наблюдать, если ребёнок будет обоеруким, дать рекомендации к первому классу школы.
Глаза без зрачков - несформированность пространственно-зрительных синтезов.
Ось голова-шея-тело под углом в 90 градусов, - ротации, функциональный дефицит стволовых структур, задать вопросы на on-off функционирование ребёнка, есть или нет.
Сенсорная интеграция и схема тела, наблюдать, если не станет рисовать иначе, - упражнения на стимуляцию проприорецепции.

Расположение на листе, - если смотреть "стоит на полу шеей", то три точки "на полу" ровно и в один ряд, память ОК.
По "иероглифу" сестра выше бабушки и выше мамы, возможно, с кем больше времени проводит, того и считает главным. Задать вопрос матери, нет ли борьбы за первенство с дочкой в других сферах семьи.
Выбрала рисовать шаблон фигуры разными цветами, - по возрасту ещё нет реалистичного изображения, если так же будет рисовать и в шесть лет, то амбитендентный тип переживания.

on-off это описание работоспособности. Обычно есть ломаная линия, где три разных участка: врабатываемость, плато продуктивной работы, кривая снижения работоспособности из-за утомления. То есть делать может, но уже не так эффективно. У детей с функциональным дефицитом той или иной структуры она, как батарейка, "выдыхается", и их, как электроприбор выключают, off, сразу в неработоспособность полную "выбрасывает". Нет кривой снижения, когда ребёнок может "потерпеть, что доедем до дома" или "досидим пять минут в гостях и начнём собираться" или "десять минут доварится, и будем кушать". Сразу - истерика или уход в сон или апатию.

Амбитендентный поясняется в посте, в абзаце про Роршах-тест.

Обычно если "делается та же работа медленнее или с большим усилием" - это знак, что надо устроить перерыв или перекус. То есть утомляемость не доводить до измотанности работой. Реально неотложных дел не так много, роды, например :)

"По возрасту ещё нет реалистичного изображения" это на второй странице комментариев, в цитате по книге Лоуэнфельда в комментарии rorschach_club, пояснения даны, какие этапы рисования у детей наблюдаются. От каракулей к головоногам, земле и небу, псевдореализму и т.д. Нужно посмотреть, как будет рисовать в шесть лет, и уточнить выводы о типе переживания, я это имела в виду, когда писала последнее предложение.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments