© Бермант-Полякова О.В., 2012
ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)
Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.
Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)
Искренне ваша,
Ольга Викторовна
Федя, 3 года 11 месяцев

Нарушение инструкции - вместо двух отдельных листов кружки и рисунок на одном.
Что мы ожидаем в эксперименте (а по инструкции больше десяти цветов перед ребёнком и восемь кружков, которые надо заполнить, то есть возможность все цвета радуги взять, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и по желанию коричневый (красный плюс зелёный) или розовый, столь любимый девочками дошкольного возраста, или ахроматические серый и чёрный): увидеть радугу.
Здесь нет "крайних" красного и фиолетового, а в целом разноцветье палитры есть.
Если кликнуть на "увеличить", будет видно заполнения кружка цветом, - выходит за края, координация глаз-рука (визуальномоторная) проверяется, она по возрасту, для трёх лет даже "мощная", сильная энергетика, заполнено всё пространство каждого круга.
Раскрашивает кружки слева направо, рисовать начинает, как рисуют левши, справа налево, - пробы на ведущую руку нужно сделать.Возможно, ребёнок обоерукий, тогда оформлять сразу дополнительное время на экзаменах, такие дети решают правильно, но за дольшее время задания, из-за особенностей межполушарного взаимодействия.
Мама и папа нарисованы коричневым цветом, - который не был выбран для раскраски кружков, хотя и был перед глазами, иными словами, оказался ОТВЕРГАЕМЫМ ребёнком цветом. Сестру и себя нарисовал синим, - он есть в палитре ребёнка, сам себе нравится, а воспитательный процесс, который родители над ним проводят, явно не очень.
Пустые глаза, без зрачков - для трёх лет абсолютно ОК, это несформированность зрительно-пространственных синтезов, функциональная незрелость затылочных долей мозга. Ещё не заработало в полную силу. Как будет консолидация следов, так сумеет "собрать" развёртку зрительную в один целостный образ, и появится зрачок - точка, фокус, пока расфокусирован взор.
Опора, ноги "на полу", у детей устной культуры (которые знают бытовое только взаимодействие) опора на нижний край листа всегда, ещё нет идейного плана, мысленной протяжённости или оси. Ноги на одной линии у всех, - к подкорке (гипоталамическим структурам, ответственным за регуляцию и тонус) скорее всего не будет претензий у врачей.
По "иероглифу", родители выше детей, похоже на "иерархическую" задумку.
Шаблон выполнен цветом, похоже на тип переживания амбитендентный (и письменный, и визуальный).
ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)
Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.
Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)
Искренне ваша,
Ольга Викторовна
Федя, 3 года 11 месяцев

Нарушение инструкции - вместо двух отдельных листов кружки и рисунок на одном.
Что мы ожидаем в эксперименте (а по инструкции больше десяти цветов перед ребёнком и восемь кружков, которые надо заполнить, то есть возможность все цвета радуги взять, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и по желанию коричневый (красный плюс зелёный) или розовый, столь любимый девочками дошкольного возраста, или ахроматические серый и чёрный): увидеть радугу.
Здесь нет "крайних" красного и фиолетового, а в целом разноцветье палитры есть.
Если кликнуть на "увеличить", будет видно заполнения кружка цветом, - выходит за края, координация глаз-рука (визуальномоторная) проверяется, она по возрасту, для трёх лет даже "мощная", сильная энергетика, заполнено всё пространство каждого круга.
Раскрашивает кружки слева направо, рисовать начинает, как рисуют левши, справа налево, - пробы на ведущую руку нужно сделать.Возможно, ребёнок обоерукий, тогда оформлять сразу дополнительное время на экзаменах, такие дети решают правильно, но за дольшее время задания, из-за особенностей межполушарного взаимодействия.
Мама и папа нарисованы коричневым цветом, - который не был выбран для раскраски кружков, хотя и был перед глазами, иными словами, оказался ОТВЕРГАЕМЫМ ребёнком цветом. Сестру и себя нарисовал синим, - он есть в палитре ребёнка, сам себе нравится, а воспитательный процесс, который родители над ним проводят, явно не очень.
Пустые глаза, без зрачков - для трёх лет абсолютно ОК, это несформированность зрительно-пространственных синтезов, функциональная незрелость затылочных долей мозга. Ещё не заработало в полную силу. Как будет консолидация следов, так сумеет "собрать" развёртку зрительную в один целостный образ, и появится зрачок - точка, фокус, пока расфокусирован взор.
Опора, ноги "на полу", у детей устной культуры (которые знают бытовое только взаимодействие) опора на нижний край листа всегда, ещё нет идейного плана, мысленной протяжённости или оси. Ноги на одной линии у всех, - к подкорке (гипоталамическим структурам, ответственным за регуляцию и тонус) скорее всего не будет претензий у врачей.
По "иероглифу", родители выше детей, похоже на "иерархическую" задумку.
Шаблон выполнен цветом, похоже на тип переживания амбитендентный (и письменный, и визуальный).