m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Проективная техника Старый заброшенный магазин

Оригинал взят у rorschach_club в Проективная техника "Старый заброшенный магазин"

 

Из проективных техник, которые легли в основу современных приёмов направленного воображения:

Кьелл Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М. Издательская группа "Прогресс" "Универс" 1993. - 368 с.

 На стр. 335 читаем "Старый заброшенный магазин"

Цель: В гештальтпсихологии существует ряд упражнения на воображение, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих участникам идентифицировать и, возможно, исправлять фрагментарные аспекты их личности. "Старый заброшенный магазин" и другие упражнения были описаны Джоном Стивенсом (Stevens, 1971). Ценность этих упражнений на воображение состоит в том, что участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались.
Необходимое время: 1 час
Материалы: удобная, тускло освещённая комната.
Подготовка: Руководитель должен обладать опытом, так как это упражнение может вызывать сильные чувства.
Процедура: Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идёте вниз по городской улице поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернётесь в город.
Опишите предмет, обнаруженный вами за окном заброшенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и ещё раз рассмотрите предмет в окне.  Видите ли вы в нём что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему?

стр. 336
Существует много вариантов этого упражнения. Например, участники могут представить, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какой-нибудь предмет. Или вообразить, что они цветы  и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, доджь, ветер. Идентифицируясь с предментами, мы проецируем на них какие-то личностные аспекты.
Это упражнение позволяет нам очень быстро погрузиться в самих себя. Убедитесь, что все члены группы чувствуют, что закончили свою работу и у них не осталось незавершённых переживаний.

Почитать стенограммы с реальной группы, где участники "ходили в старый город смотреть через стекло старого заброшенного магазина" с интерпретацией, которую руководитель группы-западный психоаналитик потом нам писала,  можно ниже. Имена изменены.

Марина

Здравствуйте, Марина!

                  Спасибо за Ваше описание. Ниже Вашему вниманию предлагаются интерпретации, которые следовало бы проверить методом свободных ассоциаций, дав характеристики каждому образу, сравнению, эпизоду. Поскольку такой возможности у нас нет, прошу Вас рассматривать их как предварительные аналитические гипотезы.

 

Общие замечания

 

Я трактую город как внутреннюю реальность межличностных отношений, а предмет в витрине как внутриличностное переживание себя, иными словами, самость. Заброшенный магазин, таким образом, представляет Я, каким мы его видим изнутри и снаружи.

Путешествие в заброшенный город – это сложная метафора пути психологического роста и развития Самости. Для такого путешествия необходима способность к интроспекции.

Обмен ролями с предметом в витрине самая сложная часть упражнения. Она требует способностей к рефлексивному мышлению.

В этой части на Марину с улицы (которую я трактую как «реальная Марина сейчас») взирают «Я» Марины (взгляд из глубины магазина) или «самость» Марины (книга).

Я понимается здесь как совокупность представлений близких о Вас, которые Вы усвоили и присвоили, сделали своими. Самость понимается как внутреннее несловесное переживание себя, можно назвать его подлинным Я.

 

Описание пути

 

Общее впечатление, которое оставляет описание пути – дорога к собственной Самости является для Вас лёгкой и приятной.

 

При знакомстве с текстом создаётся впечатление, что для Вас , как и для большинства людей, доминирующим источником информации служит зрение. Вы не описываете прикосновения, звуки и запахи, зато полностью доверяете своим чувствам (Несмотря на то, что вокруг нет ни души, мне совершенно нестрашно). Это замечательное свойство до определённого предела.

 

Я имею в виду, что находиться в контакте со своими положительными переживаниями легче и удобнее, чем с отрицательными и неопределёнными. Видимо, этим объясняется Ваш отказ говорить о том, как Вы поступили с финальным предписанием ведущего (двигаться к внешним границам внутреннего мира той же дорогой).

Использованный Вами элегантный заменитель слова «конец» (Вот и всё), пробуждает в памяти известные строки:

 

Вот и всё, что было / Вот и всё, что было / Ты как хочешь это назови

Для кого-то просто лётная погода / А ведь это проводы любви.

 

Возможно, тем самым Вы сообщаете, что не желаете вновь переживать утрату и разлуку. Неизвестно, вышли ли Вы из воображаемого города, то есть следовали ли инструкции ведущего. Скорее всего, расставание с подлинным Я вызвало у Вас затруднения.

 

С самого начала Вы отклоняетесь от инструкции, предписывающей свернуть с главной дороги на боковую улочку. В Вашем тексте зачин (Я стою на большой площади в Помпее) даёт основания выдвинуть несколько предположений.

 

1. Конкретика переживания (Помпея). Создаётся впечатление, что Вы отказываетесь от свободы, которую дарит воображение, потому что эта свобода опасна. Конкретное воспоминание путешествия в Помпею не что иное как защитный манёвр бессознательного, призванный отвлечь Ваше внимание от какого-то важного переживания.

 

2. Выбор из всех возможных воспоминаний именно Помпеи (города, в котором жизнь была уничтожена деятельностью вулкана) намекает на то, что речь идёт о травматичном событии. Возможно, в психологическом плане Вы росли рядом с человеком-вулканом (энергичным, мощным и т.п.)

 

3. Звуковая ассоциация (Помпея-помпезный) и описание большой площади, похожей на дворцовый ансамбль (стелла в центре, строения, которые находятся неблизко от меня) усиливает впечатление, что в вашем внутреннем мире нет обыкновенных домов. (Нам неизвестно, тесно ли они стоят друг к другу или вразброд, нависают, красуются и т.п.) Это не удобные и дающие кров обиталища, а недосягаемые строения. Возможно, здесь идёт речь о родительской семье, поскольку дома символизируют взрослое окружение в детстве.

 

4. Отношение взрослых к Вам-ребёнку (всё залито солнцем и кажется очень белым) предстаёт как переполненное, чрезмерное. Возможно, родительское отношение содержало в себе установку на выдающиеся успехи и приближение к идеалу.

 

(Площадь залита солнцем) Солнце обычно репрезентация авторитарной (родительской) фигуры. В начале пути нет уголка, куда бы это солнце не проникло. Возможно, Вы говорите здесь о контролирующей или сверхопекающей матери.

 

(Посередине площади - фонтан – чаша со стеллой в центре). Вы отступаете от инструкции и вводите яркий сексуальный образ. Вы тут же оговариваетесь, что в настоящий момент секса там нет (Фонтан, конечно, недействующий). Хотя, напомню, в мире воображения даже в Помпее найдётся место для одного работающего фонтана.

Можно предположить, что этот фонтан в центре площади (=главной улицы, этой стартовой точки Вашего внутреннего мира) символизирует родителей. Родителей, занятых исключительно собой.

 

Дорога к заброшенному магазину предполагает поворот с главной (родительской) магистрали на боковую (свою) улочку. Интересно, что здесь Ваше самовосприятие меняется. Словно сакральный мир противопоставляется профанному (Здесь уже не так светло. Видимо, это бывшая торговая улица). Самооценка несёт в себе оттенок пренебрежения (лавка, торговля) к быту и реалиям жизни и противоречит грандиозным постройкам в первой части текста.

 

И вновь, мы не встретим здесь описания домов. Улица, по определению, это проход между домами. По инструкции Вы заглядываете в заброшенный магазин с улицы. Из дальнейшего описания становится ясно, что Ваше отношение к родительским фигурам неоднозначно: Вы нарушаете инструкцию и на улице не остаётесь. (Я забредаю в какую-то лавку). Более того, вы вымарываете слово «улица» из текста, исправляя «на правой стороне улицы» на равноценное «на правой её стороне». В психологическом плане Вы скрываетесь от родителей (=домов) в своём Я (=магазине).

 

Описание магазина

 

Здесь заметны, во-первых, отступление от инструкции, потому что входить в магазин Вам не предписывалось. Характеристика витрины содержит в себе указания на пыль (трактуется как депрессивное внутриличностное переживание). Вероятнее всего, Вы склонны негативно и критично относиться к себе.

 

Описание предмета умещается в одно предложение. (Она явно очень старинная, с металлическими израсцовыми уголками на переплёте). Не уточняется, о чём книга, она закрыта, - свидетельство нежелания откровенничать с посторонними о себе.

 

Вообще описание самости ставит читателя (зрителя) перед загадкой.

Оно больше запутывает, чем проясняет. Вы даёте понять, что книга, лежащая в витрине, нерядовая. Признаваясь в своих высоких притязаниях, Вы рисуете яркий образ защит (уголки на переплёте). Тогда драгоценная обложка не потреплется от употребления.

Для Вас становится важным уточнить, что эти психологические защиты «металлические изразцовые». Это абсурд. Изразцовой может быть печь, а не книга. Изразец – это глиняная выжженная плита для облицовки печей. Иногда используется для облицовки стен и карнизов, в качестве цветной черепицы. Металлических изразцовых уголков не бывает.

 

Возможно, Вы пытались сказать здесь, что металлические уголки очень красивые, узорные, тщательно выделанные, кованые и т.п. Обладают эстетической ценностью. Но сказалось что-то совершенно другое.

 

Не случайно эта спутанность возникает при описании уголков книги – места, где её листают, где её трогают, когда входят с ней в контакт. В ы соединяете в абсурдном определении шероховатый и холодный на ощупь металл и гладкий, цветной и тёплый печной изразец. Возможно, здесь проявляются два вида характерных для Вас психологических защит: жёсткость и ригоризм («металл») и соглашательство и приятность («гладкость») в отношениях с людьми. И то и другое призвано оберегать высокую самооценку.

 

За этой путаницей следует парадоксальное утверждение (Книга видна очень ясно, хотя витрина пыльная). Через пыльное стекло, как правило, всё видно плохо. Возможно, такой логической неувязкой проявляет себя противоречие позитивного самоотношения (не забудем, что описана очень старинная и, вероятнее всего, ценная и нужная книга) и депрессии. Наличие депрессивного самоотношения здесь отрицается.

 

Интересно, что далее Вы смотрите на себя глазами книги, но себя не видите (Никаких подробностей моей внешности). Более того, остаётся непонятным, что же видит книга (Я вижу себя со стороны книги и точно знаю, что это я, но как-бы я изнутри). С моей точки зрения, Вы вплотную приближаетесь к проблемам самоопределения, но обрываете описание, потому что ещё не готовы об этом говорить.

 

Интерпретация

(одна из многих возможных)

 

В Вашем тексте представлена бессознательная попытка защититься от болезненного опыта дефицита самоопределения. Наше первое понимание себя складывается из характеристик, данных нам окружающими (мамой). Проблема в том, что иногда реальные поступки и истинные чувства не признаются или не определяются ими как хорошие.

Поэтому дефицит самоопределения бывает двух видов.

Недостаточность родительского внимания и отношения, когда ребёнок ищет само-определения у окружающих. Такой опыт переживается как болезненная зависимость от мнения окружающих. Неполная идентичность служит источником депрессивного мироощущения.

Признание свойств ребёнка в качестве ущербных или как недостаточных по отношению к идеалу. Такой ранний опыт ведёт к отождествлению себя со своими успехами и достижениями. В результате любой неуспех или средний результат способен разрушить позитивное самоощущение. Зависимость самоопределения от достижений доводит до крайности оборонительную позицию: от близости и межличностного контакта, непредсказуемых и неконтролируемых, нужно защищаться.

 

Проблемы само-определения, представленные Вами, имеют ещё один ракурс. Речь идёт об отказе определять свой облик. Через витрину можно видеть кого-то, быть совершенно уверенным в том, кто это, но нельзя знать, что он думает о Вас и чувствует по отношению к Вам. (Инструкция задавала эти вопросы, зрелое самоопределение знает на них ответы).

Отказ от обратной связи представляется мне следствием давней и оборонительной позиции, опасениями, связанными с реальными межличностными отношениями. Возможно, в раннем детстве Вы пережили опыт унижения или пренебрежения Вами.

 

Образы, вводимые Вами в дополнение к инструкции (большая площадь, недействующий фонтан) отражают мотивы изоляции, отстранённости и бессилия. Это глубинный опыт раннего детства, который Вы, скорее всего, воспроизводите в ситуации межличностного общения.

 

Переживание близости (рассматривание с близкого расстояния) обладает дезорганизующей мощью. Оно сопровождается ощущением потери способности видеть и, возможно, говорить.

 

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что, возможно, Ваше мироощущение окрашено болезненным детским опытом непризнания значимыми Другими. Этот опыт отрицается, с одной стороны, и компенсируется стремлением к достижениям и идеалам, с другой.

 

В финале Вы подчёркиваете, что часть увиденного и пережитого в воображении (возвращение в реальный мир из внутриличностного, выход из города в упражении) отсутствует.

Это яркий пример отказа говорить о том, что имело место в прошлом. Такая позиция, с одной стороны, препятствует осознанию и проработке депрессии, а с другой стороны, поддерживает в Вас ощущение дефицита и тем самым постоянно движет Вами в поиске глубинных личностных изменений.

 

Спасибо за внимание.
 

 


Tags: кейсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments