m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Проективная техника Старый заброшенный магазин

Оригинал взят у rorschach_club в Проективная техника "Старый заброшенный магазин"

 

Из проективных техник, которые легли в основу современных приёмов направленного воображения:

Кьелл Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М. Издательская группа "Прогресс" "Универс" 1993. - 368 с.

 

На стр. 335 читаем "Старый заброшенный магазин"
Цель: В гештальтпсихологии существует ряд упражнения на воображение, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих участникам идентифицировать и, возможно, исправлять фрагментарные аспекты их личности. "Старый заброшенный магазин" и другие упражнения были описаны Джоном Стивенсом (Stevens, 1971). Ценность этих упражнений на воображение состоит в том, что участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались.
Необходимое время: 1 час
Материалы: удобная, тускло освещённая комната.
Подготовка: Руководитель должен обладать опытом, так как это упражнение может вызывать сильные чувства.
Процедура: Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идёте вниз по городской улице поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернётесь в город.
Опишите предмет, обнаруженный вами за окном заброшенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и ещё раз рассмотрите предмет в окне.  Видите ли вы в нём что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему?

 

стр. 336
Существует много вариантов этого упражнения. Например, участники могут представить, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какой-нибудь предмет. Или вообразить, что они цветы  и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, доджь, ветер. Идентифицируясь с предментами, мы проецируем на них какие-то личностные аспекты.
Это упражнение позволяет нам очень быстро погрузиться в самих себя. Убедитесь, что все члены группы чувствуют, что закончили свою работу и у них не осталось незавершённых переживаний.

 

Почитать стенограммы с реальной группы, где участники "ходили в старый город смотреть через стекло старого заброшенного магазина" с интерпретацией, которую руководитель группы-западный психоаналитик потом нам писала,  можно ниже. Имена изменены.

Инна

Спасибо за Ваше описание. Ниже изложены интерпретации, которые следовало бы проверить методом свободных ассоциаций, дав характеристики каждому образу, сравнению, эпизоду. Поскольку такой возможности у нас нет, прошу Вас рассматривать их как предварительные аналитические гипотезы.

 

Оглавление

 

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Вашим текстом, это отступление от инструкции. Упражнение называлось «Заброшенный магазин», а Вы переименовываете его в «Заброшенный город».

Я трактую город как внутреннюю реальность межличностных отношений, а предмет в витрине как внутриличностное переживание себя, иными словами, самость. Заброшенный магазин, таким образом, представляет Я, каким мы его видим изнутри и снаружи.

В этой связи указание на заброшенный г о р о д может быть понято как чувство заброшенности, отдалённости от людей и одиночества, недостатка межличностных контактов.

 

Описание пути

 

При знакомстве с Вашим текстом создаётся впечатление, что для Вас основным источником информации служат зрение и ощущение. Вы не фиксируете звуки и запахи. Возможно, они отвергаются Вами как недостоверные (то, что говорят о Вас или Вам, не совпадает с тем, что Вы видите и ощущаете). Зрительное восприятие, судя по использованным Вами глаголам (представляю, смотрю, вижу, видно, пытаюсь рассмотреть, увидела, вижу, видела) в основном активное и субъектное (в противоположность пассивному и обезличенному, см. курсив). Скорее всего, Вас выделяет независимая точка зрения и некоторая доля нонконформизма.

 

Вторая особенность Вашего описания: иногда плавное повествование перебивается назывными предложениями (в них отсутствует сказуемое). Возможно, так проявляют себя психологические защиты, блокирующие подступы к внутриличностным конфликтам. Можно сказать, что обращение к опыту путешествия внутрь себя не было для Вас однозначным. С психологической защиты фактически начинается текст, когда Вы констатируете: (Вход в город).

 

Общее впечатление, которое оставляет описание пути – дорога к собственной Самости не является для Вас лёгкой.

 

С самого начала Вы отклоняетесь от инструкции, предписывающей свернуть с главной дороги на боковую улочку. В Вашем тексте (Я поднимаюсь вверх по каменной лестнице. Две стороны и потолок тоже каменные) путь требует усилий. Описание жёсткого и закрытого перехода, возможно, указывает на трудные или затяжные роды.

 

(Выхожу на старинную узкую улочку и иду по ней. Хожу по улицам, переходящим из одной в другую). Вы сообщаете здесь, что не знаете точной дороги к своей Самости. Тем не менее заброшенный магазин появляется (о нём см. далее).

 

(Каменные дома из бело-бежевого камня. Время суток дневное. Но солнца нет.) Здесь вновь появляется психологическая защита, вытеснение. (Из текста вытесняются глаголы). Возможно, здесь идёт речь о родительской семье, поскольку дома символизируют взрослое окружение в детстве. (Нам неизвестно, тесно ли они стоят друг к другу или вразброд, нависают, красуются и т.п.) Отношение взрослых к Вам-ребёнку несёт в себе недоговорённость, оно Вам непонятно.

 

Солнце обычно трактуется как авторитарная фигура (отец, дед?). Ваше описание становится здесь парадоксальным: ведь так не бывает, что днём солнца нет. Вы же утверждаете обратное без оговорок, что его по-каким-то причинам не видно. Возможно, здесь мы имеем дело с сильным аффектом, когда родительские взаимоотношения в определённый период (родители – источник тепла и света) вызвали изумление и недоумение.

 

Финальное предписание (двигаться к внешним границам внутреннего мира той же дорогой) Вами соблюдается. Создаётся впечатление, что Вы погружены в себя и Вам комфортно во внутреннем мире. Приближение к границе реальности (и общение с реальными людьми) не вызывает в Вас каких-то особенных чувств или ожиданий.

 

Описание магазина

 

В описании магазина Вы допускаете уточнение, в котором нет особой нужды. (Я подхожу к заброшенному магазину на 1-м этаже одного из домов). Слово первом указано цифрой. Вообще-то трудно представить, чтобы Вы с улицы могли заглянуть в витрину магазина на втором или пятом этаже. Как любое число в тексте, оно указывает на возраст. То, что случилось с Вами на первом году жизни, вы передаёте назывным предложением Дверь открыта, комната пуста .И далее: Большое окно-витрина. На витрине одна странинная книга...

Здесь заметны, во-первых, отступление от инструкции, потому что заглядывать в магазин через дверь Вам не предписывалось. Во-вторых, судя по исчезновению глаголов в этом описании, работает вытеснение. Вытесняется, вероятнее всего, детское очень раннее переживание, возможно, разлука с матерью в младенческом возрасте, одиночество и пустота.

 

Это переживание настолько сильно, что Вы не обращаете внимания, как противоречите сами себе. (Я прикладываю руку к глазам и стеклу, пытаясь рассмотреть, что же находится внутри).    Вы знаете, что комната пуста, и одновременно знаете, что там внутри что-то есть. (=мама оставила Вас, но Вы-то у себя самой остались).

 

Характеристика большого окна-витрины. В этой части текста указания на пыль (трактуется как депрессивное внутриличностное переживание) отсутствуют. Пыль видна изнутри, скорее всего, Вы склонны негативно и критично относиться к себе сейчас.

 

Описание предмета передаёт чувства одиночества и усталости. Это одна старинная книга, потёртая, с пожелтевшими страницами. Не уточняется, о чём книга, она закрыта, - свидетельство нежелания откровенничать с посторонними о себе. Определение «не очень большая» может указывать на неясную самоидентификацию (возможно, когда-то Вы были озабочены вопросом «Большая ли я по размерам?»).

 

Вообще описание самости ставит читателя (зрителя) перед загадкой. Книга потёртая, но ч т о потёрто? Скорее всего, обложка. Какая она? Ткань, картон или кожа? К чему мы прикасаемся, когда входим в контакт с Вами? Текст об этом умалчивает. Можно предположить, что здесь проявляется не решённая ещё Вами задача само-определения (какая Я?).

 

Не случайно следующее предложение больше запутывает, чем проясняет (Когда я смотрю на себя как-бы со стороны магазина (или книги), я вижу себя за стеклом со стороны улицы). Попробуем разобраться.

Первая часть предложения говорит о том, что на Инну с улицы (реальная Инна сейчас) взирают Я Инны (магазин) или самость Инны (книга). Я понимается здесь как совокупность представлений близких о Вас, которые Вы усвоили и присвоили, сделали своими. Самость понимается как внутреннее несловесное переживание себя, можно назвать его подлинным Я.

Вторая часть предложения, а именно «я вижу себя за стеклом со стороны улицы» легко интерпретировать как «я гляжу на книгу». Соединённые в одно предложение, эти части теряют смысл. Вторая часть предложения должна была бы звучать как «через стекло я вижу себя стоящей на улице». Так оно и звучит в инструкции.

 

Не удивительно, что за путаницей следует назывное предложение (Стекло пыльное, но видно через него хорошо). Оно сконструировано по тому же парадоксальному типу, что и утверждение «но солнца нет».

Через пыльное стекло, как правило, всё видно плохо. Возможно, такой логической неувязкой проявляет себя противоречие позитивного самоотношения (не забудем, что описана старинная и, вероятнее всего, ценная, нужная и потёртая от употребления книга) и депрессии. Наличие депрессии отрицается. В этом и разгадка запутанного предложения. Инструкция просит посмотреть на себя реальную, но смотреть на неё не хочется, хочется глядеть на книгу, черпать силы в подлинном Я.

 

Далее Вы описываете усилия, проделываемые в этом направлении. Из следующего предложения (Я прикладываю руку к глазам и стеклу, пытаясь рассмотреть, что-же находится внутри) можно сделать вывод, что Вы активно сопротивляетесь депрессивным настроениям (=пыли). В следующем предложении Вы указываете, что это обычное Ваше состояние.

Коротенькая назывная реплика (Цвета не яркие) может быть интерпретирована как ещё одна попытка отрицать (не помнить) депрессию.

 

Интересно, что далее Вы вводите дополнительный персонаж (фонарь). Неизвестно, видит ли его реальная Инна или книга. Следуя логике текста, его видит книга.

 

Итак, далее Вы раздваиваетесь на реальную Инну в обычной одежде и на источник света справа от неё. Это репрезентация мужского образа (столб очевидный фаллический символ). Вы присваиваете ему эпитеты старый, тёмный, деревенский, обыкновенный, деревянный , говорите о его ноге и шапочке. Скорее всего, описывается какой-то конкретный человек.

Это источник добра и света в Вашей внутренней жизни. Вы к нему, судя по всему, очень привязаны.

 

Возможно, Вас гложет тоска по этому человеку, потому что дальшейшее повествование резко теряет в качестве, Вы как бы застреваете на описании удаления от него: «Я отхожу... и ухожу... Я иду выходить...». Здесь снова, вместо возможного «Я шагаю по булыжной мостовой» появляется назывное предложение (Мостовая булыжная). Дорога, которая уводит Вас от фонаря в темноту, усиливает психологические защиты и блокирует осознание. Вы отказываетесь понимать, что Вы делаете там, на этой дороге. Вы никого не видите и ничего не слышите. Возможно, есть вещи, которые Вам больно вспоминать.

 

Интерпретация

(одна из многих возможных)

 

Путешествие в заброшенный город – это сложная метафора пути психологического роста и развития Самости. В Вашем тексте представлена бессознательная попытка защититься от травматичного опыта путём его отрицания. Проблема в том, что, отрицая часть своего опыта, мы отрицаем части себя. Это ведёт к переживанию отъединённости от себя и тоске по утерянному (меланхолии). Иными словами, неинтегрированная идентичность служит источником депрессивного мироощущения.

 

Проблемы само-определения, представленные Вами, имеют ещё один ракурс. Речь идёт о постоянном поиске истинного облика. Этот поиск бесплоден, потому что лишён обратной связи (он не проверяется реальными взаимоотношениями). Через витрину можно видеть кого-то, кто пытается рассмотреть, но нельзя знать, что он думает о Вас и чувствует по отношению к Вам. (Инструкция задавала эти вопросы, зрелое самоопределение знает на них ответы).

 

Образы, вводимые Вами в дополнение к инструкции (каменная лестница, отсутствующее солнце, раскрытая дверь, старый фонарь) отражают мотивы холода, опустошения и покинутости. Это глубинный опыт раннего детства, который Вы, скорее всего, воспроизводите в ситуации межличностного общения.

 

Переживание близости (рассматривание с близкого расстояния) сопровождается ощущением прикладываемых усилий (как и погружение в себя=вход в город).  

 

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что, возможно, Ваше мироощущение окрашено трагическим опытом разлуки с матерью и одиночества, пережитым в младенчестве. Этот опыт отрицается, с одной стороны, и компенсируется привязанностью к мужской очень значимой фигуре, с другой.

 

В финале Вы подчёркиваете, что часть воспринятой информации (звуки) отсутствует в памяти. Однако Вы осознаёте её существование, поскольку по собственной инициативе к концу текста заговариваете о них.

Это яркий пример амбивалентного отношения к тому, что имело место в прошлом. Такая позиция (Я помню, что это забыто), с одной стороны, препятствует осознанию и проработке депрессии, а с другой стороны, движет Вами в поиске глубинных личностных изменений.

  

Спасибо за внимание.

 


Tags: кейсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments