m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Проективная техника Старый заброшенный магазин

Оригинал взят у rorschach_club в Проективная техника "Старый заброшенный магазин"

 

Из проективных техник, которые легли в основу современных приёмов направленного воображения:

Кьелл Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М. Издательская группа "Прогресс" "Универс" 1993. - 368 с.

 

На стр. 335 читаем "Старый заброшенный магазин"
Цель: В гештальтпсихологии существует ряд упражнения на воображение, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих участникам идентифицировать и, возможно, исправлять фрагментарные аспекты их личности. "Старый заброшенный магазин" и другие упражнения были описаны Джоном Стивенсом (Stevens, 1971). Ценность этих упражнений на воображение состоит в том, что участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались.
Необходимое время: 1 час
Материалы: удобная, тускло освещённая комната.
Подготовка: Руководитель должен обладать опытом, так как это упражнение может вызывать сильные чувства.
Процедура: Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идёте вниз по городской улице поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернётесь в город.
Опишите предмет, обнаруженный вами за окном заброшенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и ещё раз рассмотрите предмет в окне.  Видите ли вы в нём что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему?

 

стр. 336
Существует много вариантов этого упражнения. Например, участники могут представить, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какой-нибудь предмет. Или вообразить, что они цветы  и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, доджь, ветер. Идентифицируясь с предментами, мы проецируем на них какие-то личностные аспекты.
Это упражнение позволяет нам очень быстро погрузиться в самих себя. Убедитесь, что все члены группы чувствуют, что закончили свою работу и у них не осталось незавершённых переживаний.

 

Почитать стенограммы с реальной группы, где участники "ходили в старый город смотреть через стекло старого заброшенного магазина" с интерпретацией, которую руководитель группы-западный психоаналитик потом нам писала,  можно ниже. Имена изменены.

Лена

Спасибо за подробное описание. Ниже изложены интерпретации, которые следовало бы проверить методом свободных ассоциаций, дав характеристики каждому образу, сравнению, эпизоду. Поскольку такой возможности у нас нет, прошу Вас рассматривать их как предварительные аналитические гипотезы.

 

Описание пути

 

                   Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Вашим текстом, это исчезновение слуха, запаха и прикосновения во внутреннем мире. Возможно, они отвергаются Вами как источники информации (то, что говорят о Вас или Вам, не совпадает с тем, что Вы видите и ощущаете). Зрительное пассивное восприятие (видеть) основной путь получения информации из внешего мира.

 

Вторая особенность Вашего описания: в нём звучит неуверенность и вечное сомнение в реальности видимого, потому что одновременно ощущается и чувствуется совсем другое. Вследствие этого внутренняя реальность распадается на два мира.

 

В первом мире конкретный Старый Таллин, лишённый зелени, погружён в поздние сумерки (вечер вот-вот перейдёт в осеннюю ночь). Солнце закатывается, его последний луч исчезает. Из этого города ушли люди. Описание передаёт депрессивное переживание и отражает смерть (бабушки?) или депрессивную мать. В этом депрессивном мире, повернув (по инструкции ведущего) с главной улицы в переулок, нет того, что должно там быть – магазина. Вместо него приводится описание улицы Пьяного Рыцаря. Это свидетельство психологической защиты (смещения). Вы подчёркиваете, что дома на этой улице соединяют арки (см. интерпретацию ниже).

 

Во втором мире, который в тексте как бы уточняет первый, хотя на самом деле совершенно отличен от него по переживанию, внутренний мир уподоблен старому европейскому городу, где дома стоят впритык друг к другу (очень раннее, довербального уровня, описание тесных объятий). За домами огромные старые сады (круговорот плодоносящей жизни). Вы ощущаете ранный летний вечер (появляется первый луч звезды). Ассоциация в этой связи: «И был вечер, и было утро» - в иудаизме сутки начинаются с первой звезды, второй мир – начало жизни?

 

Это не-правильный мир, ибо в нём позволено нарушение правил (чуть-чуть, конечно): ушла из переулка, повернула «чуть-чуть направо» и увидела замок, отъединённый от города рвом. Замок – символ психологических защит, наделённых дезорганизующей силой, потому что потеряла способность видеть, ведущую модальность восприятия («Магазинчик не удалось увидеть полностью, как себя ни уговаривала»).

 

Тем не менее заброшенный магазин появляется. Происходит это неожиданно (он «обнаружился»), что вновь заставляет подумать о смещении и о том, что Вы ищете Самость не там, где она на самом деле находится. Пыли (актуального депрессивного состояния) нет, но, очевидно, Вы ожидали её там увидеть.

 

Общее впечатление, которое оставляет описание пути – Вы забыли дорогу к собственной Самости.

 

Финальное предписание (двигаться к внешним границам внутреннего мира той же дорогой) Вами тоже нарушается. Вы не возвращаетесь на улицу Пьяного Рыцаря и к замку, а идёте прямо к реке (на Восток, где солнце восходит, в западноевропейской традиции, и к Храму, в иудейской).

 

Река, символ вод Леты, Ваше дополнение к инструкции ведущего. Здесь я бы спросила, были ли у Вас когда-либо суицидальные настроения?

 

Возвращение к реке можно трактовать как фантазии об инцестуозном слиянии с матерью (связь между внутренним миром и околоплодными водами). В рамках этой фантазии раздвоившийся внутренний мир воссоединяется, появляется субъектная точка зрения: «интересное ощущение, что я гляжу своими глазами» (зрительная модальность меняет качество, теперь это активное восприятие).

 

Описание магазина

 

Саксофон – фаллический символ, но он же и символ материнской груди, т.к. существует тесная связь со ртом. Его характеристики воспроизводят уже знакомую по предыдущему описанию дилемму: видимому нельзя доверять, то, что должно быть металлом, может быть фарфором. То есть на самом деле это фарфоровый саксофон, а не настоящий. Он не выполняет своей основной функции – не звучит (проблема исчезновения слуховой модальности из описания).

 

Требует проверки предположение, что саксофон представляет мать доминантного характера? Передоверившую материнские функции другим лицам? Можно предположить, что Вы раньше других детей открыли для себя генитальное самоудовлетворение (?).

 

Описание гитары, другого облика самости, как ненастоящего музыкального инструмента, усиливает ощущение неадекватности. Она более узкая, а головка непонятно, чем украшена (фаллическое содержание ассоциации оказывает дезорганизующее влияние на восприятие). Гитара в этом описании – символ женского неадекватного тела, воспроизводит бессознательный образ фаллической женщины (представление двухлетних детей о сексуальности). Можно ли сказать, что Ваш отец был мягким по характеру, женственным? что Вы больше цените в себе мужские качества?  

 

Общее относительно обоих инструментов, представляющих Самость:

1. Спутанная идентичность.

2. Потребность в поддержке (специальной подставке) и зависимость самореализации от других (композитор, исполнитель, слушатель).

3. Интроспекция, постоянное вглядывание в себя («Повёрнутые лицами друг к другу»).

 

Интерпретация

(одна из многих возможных)

 

Путешествие в заброшенный город – это сложная метафора пути психологического роста и развития Самости.

 

В Вашем тексте преставлена фиксация на инцестуозных чувствах или фантазиях, которые являются бессознательной попыткой обогатить свою личность новыми наслоениями опыта путём близкого эмоционального контакта с родителем (Луч).

Луч можно видеть, но нельзя ощутить. Он даёт мало тепла.

Это родитель, который очень далёк от своего ребёнка.

 

В отсутствие близкого физического контакта, который также эмоционально насыщен, его функции выполняет инцестуозная фантазия. Для девочки это опыт глубокой привязанности к отцу, привязанности, окрашенной в эротические тона. Проявленная отцовская любовь способствует взрослению и созреванию дочери. Если же отцовская любовь, в силу неразрешённости инцестуозных страстных желаний со стороны отца, не находит выхода (эротические переживания подавляются им или ребёнок ощущает безразличие со стороны родителя), сексуальность дочери не может полноценно развиваться.

Мать более привычна к близкому физическому контакту с детьми. Отцу подобный опыт с дочерью может показаться весьма тягостным, и он постарается подавить эротизм, демонстрируя насмешливое отношение к её сексуальности или устанавливая слишком жёсткие границы для её проявления.

 

Психологическое значение прохождения по узкой улице Пьяного Рыцаря (конкретика обстоятельств не что иное, как отвлекающий манёвр бессознательного). Его лицо скрыто латами, и этот сильный мужчина пьян, говорит нам название, в ней арки соединяют дома на противоположных сторонах (символ связи). Возможно, эти функционально неясные арки –связи отражают попытку сексуального посягательства, пережитую Вами в раннем детстве (не-правильный мир). Эмоциональный опыт такого рода отвергается и не допускается в сознание. Запрет на воспоминание об этом проявляется в отрицании того, что на этой улице располагается нужный нам магазин (Самость) (смещение). Само воспоминание надёжно изолируется за стенами замка и рвом.

 

Образы, вводимые Вами в дополнение к инструкции (луч солнца, звезды, крепость, ров) отражают мотивы дистанции, удалённости и недоступности. Это глубинный опыт раннего детства, который Вы, скорее всего, воспроизводите в ситуации межличностного общения.

 

Переживание близости (рассматривание с близкого расстояния) сопровождается ощущением неадекватности (ненатуральный фарфоровый саксофон, необычная гитара, ничему не соответствующее летнее платье). Помимо проблемы спутанной идентичности, которая уже обсуждалась, это переживание сообщает о постоянном поиске истинного облика. Этот поиск бесплоден, потому что лишён обратной связи (он не проверяется реальными взаимоотношениями). Через витрину можно видеть кого-то, но нельзя знать, что он думает о Вас и чувствует по отношению к Вам.

 

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что трагическая удалённость родительских фигур (первых Других, данных нам в опыте) ответственна за дефицит в опыте близких отношений, который восполняется желаниями инцестуозного слияния с ними (движение к реке, луч).

 

В конце упражнения Вы возвращаетесь к своему раннему прошлому (к реке позади), прочь от замка, провожаемые взглядом ненастоящих музыкальных инструментов, которые видят Вас сзади, в свою очередь становясь прошлым. Это яркий пример желания начать всё сначала и хорошей мотивации глубинных личностных изменений.

 

Спасибо за внимание.


Tags: кейсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments