m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Проективная техника Старый заброшенный магазин

Оригинал взят у rorschach_club в Проективная техника "Старый заброшенный магазин"

 

Из проективных техник, которые легли в основу современных приёмов направленного воображения:

Кьелл Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М. Издательская группа "Прогресс" "Универс" 1993. - 368 с.

 

На стр. 335 читаем "Старый заброшенный магазин"
Цель: В гештальтпсихологии существует ряд упражнения на воображение, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих участникам идентифицировать и, возможно, исправлять фрагментарные аспекты их личности. "Старый заброшенный магазин" и другие упражнения были описаны Джоном Стивенсом (Stevens, 1971). Ценность этих упражнений на воображение состоит в том, что участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались.
Необходимое время: 1 час
Материалы: удобная, тускло освещённая комната.
Подготовка: Руководитель должен обладать опытом, так как это упражнение может вызывать сильные чувства.
Процедура: Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идёте вниз по городской улице поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернётесь в город.
Опишите предмет, обнаруженный вами за окном заброшенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и ещё раз рассмотрите предмет в окне.  Видите ли вы в нём что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему?

 

стр. 336
Существует много вариантов этого упражнения. Например, участники могут представить, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какой-нибудь предмет. Или вообразить, что они цветы  и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, доджь, ветер. Идентифицируясь с предментами, мы проецируем на них какие-то личностные аспекты.
Это упражнение позволяет нам очень быстро погрузиться в самих себя. Убедитесь, что все члены группы чувствуют, что закончили свою работу и у них не осталось незавершённых переживаний.

 

Почитать стенограммы с реальной группы, где участники "ходили в старый город смотреть через стекло старого заброшенного магазина" с интерпретацией, которую руководитель группы-западный психоаналитик потом нам писала,  можно ниже. Имена изменены.

Люба
Ниже изложены некоторые предположения и интерпретации, которые следовало бы проверить методом свободных ассоциаций по каждому образу, сравнению, эпизоду. Поскольку такой возможности у нас нет, прошу Вас
рассматривать их как предварительные аналитические гипотезы.

Общие замечания

 

Я трактую город как внутреннюю реальность межличностных отношений, а предмет в витрине как внутриличностное переживание себя, иными словами, самость. Заброшенный магазин, таким образом, представляет Я, каким мы его видим изнутри и снаружи.

Путешествие в заброшенный город – сложная метафора пути психологического роста и развития Самости. Для такого путешествия необходима способность к интроспекции.

 

Обмен ролями с предметом в витрине самая сложная часть упражнения. Она требует способностей к рефлексивному мышлению.

В этой части на Любу с улицы (которую я трактую как «реальная Люба сейчас») взирают «Я» Любы (взгляд из глубины магазина) или «самость» Любы (замшевый сапог).

Я понимается здесь как совокупность представлений близких о Вас, которые Вы усвоили и присвоили, сделали своими. Самость понимается как внутреннее несловесное переживание себя, можно назвать его подлинным Я.

 

Описание пути

 

При знакомстве с текстом создаётся впечатление, что для Вас основным источником информации служат ощущения. Для подавляющего большинства людей ведущей является зрительная модальность восприятия. Вы относитесь к меньшинству, которое воспринимает мир через прикосновение, температурный режим, воздействие на кожу. Это может создавать определённые трудности. Сложно представить ситуацию, когда иссякли визуальные стимулы, а вот депривацию телесных контактов вообразить гораздо проще. С этой точки зрения Вы очень уязвимый человек.

 

Вторая особенность Вашего описания: обилие назывных предложений (в них отсутствует сказуемое). Действие может вызвать противодействие, и именно действие элиминировано в Вашем описании. Возможно, так проявляют себя психологические защиты, блокирующие подступы к внутриличностным конфликтам.

 

Ещё более кричащим является элиминация местоимения «Я», то есть субъекта действия. Можно сказать, что путешествие внутрь себя не было для Вас однозначным, поскольку внутри себя Вам запрещено говорить «Я». Возможно, в детстве Вы должны были подчинять свои потребности интересам других. Общее впечатление, которое оставляет описание пути – дорога к собственной Самости не является для Вас лёгкой.

 

С самого начала Вы отклоняетесь от инструкции, предписывающей свернуть с главной (родительской) дороги на боковую (свою) улочку. В Вашем внутреннем мире нет магистрального родительского пути, исторической перспективы. (Мощёная узкая улочка шириной 1,5 м, не больше . Можно идти, касаясь стен руками. Улочка тёмная.) Дома стоят так близко, что невозможно увидеть дом издалека, целиком.

 

Возможно, здесь идёт речь о родительской семье, поскольку дома символизируют взрослое окружение в детстве. (Вы сообщаете, что дети и родители необыкновенно близки друг к другу). Ваше описание наталкивает на мысль о тесной связи с матерью, о трудностях отделения от неё, обретения психологической самостоятельности (Надо повернуть, а поворота нет).

 

Отношение взрослых к Вам-ребёнку несёт в себе тёмное (беспросветное) настроение, что может быть намёком на депрессивные эпизоды у Вашей матери (Снаружи холодно и темно) либо вообще её отсутствие (если принять во внимание, что родительская дорога видится соразмерной детской).

 

Инструкция упоминала свет фонарей. Вы вводите в описание конкретный фонарь, висящий на стене. Вообще-то фонарь подразумевает фаллический символ, но Вы «кастрируете» его, перевешивая со столба на стену. И оговариваясь, что так принято в святом городе Цфате.

Можно поассоциировать, что на стене обычно висит портрет. Возможно, Вы дорожите памятью деда/отца, которого мало знали лично.

 

(Надо повернуть налево, а поворота нет. Как же повернуть? Наконец-то появился проулок слева) Сильное описание безвыходной ситуации. Описание вызывает ассоциации зажатости тисками. Становится понятной лаконичность текста и отказ использовать местоимение «Я», психика защищается от возвращения в травмирующую ситуацию.

 

Финальное предписание (двигаться к внешним границам внутреннего мира той же дорогой) Вами не соблюдается. Создаётся впечатление, что Вам комфортно (хорошо, светло и приятно) внутри своего Я. Неизвестно, вышли ли Вы из воображаемого города, то есть следовали ли инструкции ведущего. Скорее всего, нет.

Описание магазина

 

В описании магазина Вы конкретизируете его как магазин, продающий сладости и выпечку – кондитерскую. Это яркое свидетельство базовых потребностей (в близости, тепле, сытости). Если магазин – это репрезентация Я, каким его определяют другие, то Вы должны были быть источником тепла, питания и удовольствия для окружающих, то есть удовлетворять потребности других. По инструкции, всё это находится в заброшенном магазине, то есть не востребовано. Возможно, невостребованность это Ваше самоощущение в настоящий момент.

 

Дальнейшее описание вводит источник света внутри кондитерской. Так совокупность представлений Других о Вас делегирует Вам лидерские функции. Неудивительно, что в самом городе темно и солнца (авторитарной фигуры) нет, а есть лишь фонарь на стене. Кондитерская описывается как маленькая и уютная. Возможно, Вам были доверены родительские функции опеки и заботы ещё с той поры, когда Вы были маленьким ребёнком.

 

Внутренний мир не отделён чётко от реального. Характеристика витрины отсутствует. Указания на пыль (трактуется как депрессивное внутриличностное переживание) нет. Создаётся иллюзия, что маленькая освещённая кондитерская в заброшенном тёмном городе и есть тот самый предмет в заброшенном магазине. Это может быть свидетельством спутанной идентичности.

 

(Судя по устному отчёту, потребовалось специальное усилие, чтобы увидеть предмет, то есть войти в контакт с самостью, подлинным Я).

 

Вы представили развёрнутое описание предмета (красивый длинный модельный замшевый сапог песочного цвета, с узким носом и высоким каблуком). Как любая обувь, в психоаналитической традиции это сексуальный символ. Можно указать также на его дополнительную и защитную функции (оберегает ногу) и эстетическую привлекательность.

Ваш сапог, лежащий на полу кондитерской, передаёт чувства одиночества и неуместности. Сапог по определению парный предмет. И, как правило, в ассортимент кондитерской модельные сапоги не входят.

Возможно, Вы выросли в обстановке, когда Ваши потребности в близости с мужчиной отвергались как не имеющие права на существование.

 

Чернилами другого цвета приписано Он мягкий и удобный. Вновь, здесь Вы возвращаетесь к тексту, чтобы охарактеризовать ощущения. Их недостаток может серьёзно влиять на Ваше психологическое благополучие.

 

Инструкция просит посмотреть на себя реальную, Вы с блеском справляетесь с этой задачей. Интересно, что, когда Вы говорите о проулке, сапоге и женщине, глаголы возвращаются в текст. Описывая город, Вы их не использовали.

 

Женщина чувствует себя одинокой, виноватой и растерянной. Она добрая и невесёлая. Великолепный пример контакта с собственными чувствами, активной субъективной позиции (Она всматривается внутрь и что-то ищет). Возможно, она ищет убежища внутри кондитерской.

 

Интерпретация

(одна из многих возможных)

 

В Вашем тексте представлена бессознательная попытка отделиться от матери в себе. Наше первое понимание себя складывается из опыта отношений с матерью. По-видимому, это были тесные или даже симбиотические отношения, в которых Вам предписывалась материнская роль: собственное Ваше Я определялось через значимых Других и их потребности. В Вас видели источник поддержки и опору для окружающих. Возможно, долгое время Вы сами воспринимали себя так. Но до сих пор, думая о себе, Вы переживаете чувство растерянности и вины, как будто заботиться о себе и удовлетворять собственные потребности стыдно.

 

Заслуживает высокой оценки Ваша способность к рефлексии и зрелость самоопределения. Возможно, у Вас есть опыт самопознания в рамках различных духовных практик или психотерапии. Вы находитесь в контакте со своими чувствами и переживаниями, способны регулировать уровень самоосознания и чётко вербализуете пережитое.

 

Образ, вводимый Вами в дополнение к инструкции (фонарь) выражает мотив потерянной опоры. Это глубинный опыт раннего детства, который Вы, скорее всего, воспроизводите в ситуации межличностного общения: ищете опору и незаметно для себя становитесь такой опорой для других. Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что, возможно, Ваше мироощущение окрашено опытом зависимых отношений.

 

Переживание близости (рассматривание с близкого расстояния) сопровождается виной и растерянностью. Следует отметить, что оно передаёт чувство самопринятия и позитивное самоотношение. В финале Вы вновь противопоставляете себя другим, тепло внутри кондитерской холоду и темноте улицы. Вы умалчиваете о том, каким был переход из воображаемого мира в реальный. Понимание и принятие себя прожиты Вами в опыте солипсизма, а не в межличностных отношениях. Этот недостаток опыта ограничивает Ваши возможности устанавливать реальные отношения, приносящие взаимное удовлетворение. Таким образом, стремление найти свою пару остаётся фрустрированным, тревожит Вас и движет Вами в поиске глубоких личностных изменений.  

Спасибо за внимание.


Tags: кейсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments