m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Деревенский знахарь

Г.Г.Мясоедов. Знахарь. 1860

Жанровая картина "Знахарь" одного из самых ярких представителей передвижничества, мастера бытовой живописи и видного общественного деятеля второй половины ХIХ века Григория Григорьевича Мясоедова относится к раннему периоду его творчества.

Лучшие картины Мясоедова так же связаны с деревней. Он уже во время учёбы в Академии проявил склонность к жанру и первая его живописная работа "Урок пряжи", появившаяся на академической выставке в 1858 году, и следующий за ней "Знахарь", написанный в 1860 году, показали, что одной из характерных особенностей дарования молодого художника было стремление быть ближе к жизни народа. В основе этих ранних работ лежат жизненные впечатления из хорошо знакомого ему быта Тульской губернии, художник родился. в селе Паньково Тульской губнернии. И если в "Уроке пряжи" ещё сквозят идиллические нотки, то "Знахарь" демонстрирует реалистическое истолкование деревенского быта, но без остросоциального звучания, которое станет характерным для дальнейшего творчества художника.

На картине изображено полутёмное помещение крестьянской избы, обстановка которой сразу выдаёт обиталище человека, обладающего тайными знаниями: на бревенчатых стенах густо развешены пучки засушенных трав, мешочки и склянки со снадобьем расположились на полочке, на полу стоит ступа с деревянным пестиком, из которой свешиваются травы.

Мясоедов Г.Г. Деревенский знахарь.jpg
На фоне глубокой тени рельефно выделяться частично освещённая со спины несоразмерная помещению крупная фигура знахаря. Сосредоточенно-отрешённый, устремлённый в пространство взгляд, излишне большие руки, делающие заклинательные движения над ковшиком с зельем, всклокоченные поседевшие волосы, кустистые брови, нависающие над глазами, рисуют образ суровый и загадочный. Отрешённость от всего земного, обычного подчёркивается нарочито небрежной одеждой деревенского колдуна: простая холщёвая рубаха, штаны, прорванные на колене. Знахарь сидит у импровизированного столика, - доски положенные на бочку, на котором лежат подношения за услугу: яйца в миске и кусок холста, которые принесли его посетительницы, всё внимание которых поглощено действиями знахаря.

Художник чётко и лаконично с помощью жестов, направления взглядов, точно найденных поз прописывает внутренне состояние посетительниц. Старая женщина сильно напугана: она спряталась за свою спутницу, приложив руку к голове, и приоткрыла рот от ужаса. В глазах молодой женщины сквозит настороженность, смешанная с любопытством и надеждой на целительную силу зелья, приготовляемого знахарем. Её яркий народный костюм любовно, с вниманием к деталям выписан художником: белая с рисунком и с вышивкой на оплечьях рубаха, поверх которой надет красно-золотой запон. Из-под запона виднеется понёва, украшенная по подолу широкой каймой красного сукна, шитая разноцветными лентами. Волосы убраны под сороку, декорированную золотным шитьём и бисером. Костюм дополняет широкий гайтан, низанный разноцветным бисером. Женщина выглядит испуганной, но не настолько как старуха. Она характерным движением руки инстинктивно перебирает пальцами запон. Художник не упускает даже такой детали, как босые ноги женщин, показывая, что действие происходит в тёплое время года.

И полумрак, и обстановка, детали интерьера передают таинственную, несколько мрачноватую атмосферу народных поверий, уходящих корнями в глубины языческой древности. Картина "Знахарь" стоит среди таких произведений Мясоедова, как "Знахарка, собирающая травы", "Опахивание", "Заклинание", свидетельствующих в совокупности о не угасающем на протяжении всего творчества интерес художника к миру народных поверий.

Приклонская В.В.
www.radmuseumart.ru
© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Tags: семейное чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment