m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Диагностика проблем и ресурсов

Оригинал взят у rorschach_club в Диагностика проблем и ресурсов

Проблемы и ресурсы

Зинкевич-Евстигнеева: интерпретация по А. Маслоу

Цитируем по книге:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в психотерапии. – СПб: Речь, 2004. – 144 с.

Мировоззрение сказкотерапевта, естественно, также определено основными идеями сказкотерапии. В сказкотерапии шкала «Разрушитель – Созидатель» становится ключевым внутренним основанием для сбора диагностической информации, её анализа и формирования задач консультирования. Тесты-рисунки помогают сказкотерапевту понять истинное положение дел по этой шкале.

Как ведёт себя человек, что он чувствует, что он мыслит – всё это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение-созидание».

Шкала Разрушитель-Созидатель

Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира.

Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережёт то, что его окружает.

Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию.

Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своём здоровье.

На наш взгляд, анализ поведения человека, его чувств и мыслей с точки зрения категории «Разрушитель-созидатель» позволяет определить позицию клиента по отношению к внешнему и внутреннему миру. Выявляемые при таком подходе проблемы не будут иметь категоричного характера. Они будут связаны с контекстом, т.е. общим эмоциональным и психологическим настроем, и именно поэтому облегчится задача психолога в понимании внутренней картины, и как следствие, в формулировании задач консультирования. Такой подход освобождает сказкотерапевта от лишних затрат времени на разгадку ребусов, связанных с противоречивостью тестовых данных, как в случае их оценки через «клинические» аспекты.

Наш опыт показывает, что психологам (особенно молодым специалистам) приходится сталкиваться с тем, что, выполнив все рекомендации по тесту и получив массу информации, они не знают, что с ней делать. По большому счёту, использование тестов-рисунков нередко сводится к выводу о наличии тревоги, агрессии и заниженной самооценки. На самом деле тесты-рисунки несут в себе больше информации. К сожалению, применение проективных графических тестов в проблемно ориентированном русле лишает специалистов возможности познать через рисунки целостного человека. Цель выявить лишь недостатки, патологию, отклонения не может быть ведущей в психологическом консультировании. Особенно она неприемлема в сказкотерапевтическом подходе.

В связи с этим возникает необходимость формирования оснований для психологического анализа рисунков, выполненных здоровыми людьми, имеющими «сохранный психический статус», но попавших в затруднительную жизненную ситуацию. Но где найти такую теорию, ключевой идеей которой было бы представление о человеке как о саморазвивающейся системе?

Подобное представление о человеке распространено в современных естественных и точных науках, а в психологии наиболее ярко представлено теорией личности, созданной Абрахамом Маслоу. На этом основании рисунки могут быть рассмотрены как «фотографии» внутренней динамики самоактуализирующегося человека.

У самоактуализированных людей, согласно А. Маслоу, более высокое качество взаимодействия с реальностью, он легко отличает оригинальное от банального, конкретное от абстрактного. Самоактуализированные люди предпочитают жить в реальном мире, им не по нраву искусственно создаваемые миры абстракций, выхолощенных понятий, умозрительных представлений и стереотипов.

Самоактуализированному человеку больше по душе иметь дело с тем, что у него под рукой, с реальными событиями и явлениями, со своими собственными желаниями, надеждами и страхами, а не с предубеждениями и предрассудками окружающих. Здоровых самоактуализированных людей не страшит неизвестность. Неопределённость не пугает их так, как пугает среднестатистического человека.

Многие характеристики, отличающие самоактуализированных людей, не что иное, как разные формы проявления фундаментальной установки, а именно – отсутствие невротических вины и стыда. Самоактуализированный человек принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со всеми присущими ей изъянами и слабостями. А. Маслоу говорит о том, что самоактуализированная личность умеет сосуществовать со своим несовершенством.

Абрахам Маслоу создал концепцию мотивации как иерархии потребностей, согласно которой все потребности являются врождёнными и могут быть расположены в порядке их очерёдности:

- физиологические потребности,

- потребности безопасности и защиты,

- потребности безопасности и любви,

- потребности самоуважения,

- потребности в знаниях,

- эстетические потребности,

- потребности личностного совершенствования.

Безусловно, не все потребности могут найти отражение в одном рисунке. Чаще всего «проблемные» и «ресурсные» критерии находятся в определённом соотношении. Психолог может заполнить приведённую ниже таблицу:

«Проблемная» группа потребностей

«Проблемы» проявляются через (описание)

Ресурсы для психологической работы

Задачи психологической работы

Психо-физиологические потребности

Чрезмерный акцент на области гениталий

Эстетика, творчество, когнитивные способности

Сублимировать сексуальную энергию через творчество, научить контролировать сексуальные импульсы

Потребности безопасности и защиты

Слабая выраженность способности к противостоянию неблагоприятным факторам внешней среды

Потребность в знаниях

Сформировать модели эффективного поведения в условиях действия стрессовых факторов

Потребность принадлежности и любви

Общность с группой (семьёй) выражена недостаточно

Есть стремление к близости с отдельными членами группы (семьи)

Оказать содействие гармонизации внутрисемейных взаимоотношений. Содействовать принятию отдельных членов семьи автором рисунка

Потребность самоуважения

Автор изображает себя в образе уязвлённых, травмированных, ущербных существ

Есть стремление к личностному росту

Содействовать пониманию автором собственных возможностей, способностей. Сформировать ситуацию символического «превращения» из ущербного героя в созидательного

Потребность в знаниях

В рисунке есть изображение книг, кижные полки, тетради, компьютер

Сама по себе потребность в знаниях является ресурсной. Необходимо установить, к какого рода знаниям стремится автор рисунка.

Построить программу приобретения необходимых знаний, при условии того, что они будут использованы для развития личности автора рисунка

Эстетические потребности

Рисунок неаккуратный, грязный, хаотичное расположение фигур

Содействовать формированию чувства прекрасного, приобщать к культурной традиции

Потребности самоактуализации и личностного совер-шенствования

Автор изображает себя в виде волшебника, короля, лебедя и проч.

Присутствует стремление к росту

Сформировать образ человека-созидателя и наметить программу самореализации

Логика расстановки приоритетов – от «низших» потребностей к «высшим». Если у ребёнка есть проблемы в области безопасности, а также в области эстетики, начинать работу надо с формирования модели эффективного поведения в условиях стресса.


Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments