m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Диагностика проблем и ресурсов

Оригинал взят у rorschach_club в Диагностика проблем и ресурсов

Проблемы и ресурсы

Зинкевич-Евстигнеева: интерпретация рисунков

Цитируем по книге:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в психотерапии. – СПб: Речь, 2004. – 144 с.

Особое место в психодиагностике занимают так называемые проективные тесты, направленные на исследование личностных качеств человека. Однако не так давно само слово «тест» было опальным, хотя и означает оно безобидное «испытание». Первый всплеск популярности проективных методов был отмечен на Западе в 1940-50-е гг, но до России эти разработки дошли гораздо позже. Ещё в недавнем прошлом в нашей стране применение проективных тестов вызывало негативную реакцию «классической психологии». Считалось, что их использование не имеет под собой теоретической базы и потому неоправданно. На самом деле имеющиеся у проективных тестов теоретические основания не соответствовали принятым в нашей стране концепциям и подходам.

Адепты проективных методик полагают: чтобы узнать то, чего не знает сам пациент, необходимо обойти психологические защиты, выстроенные им против собственных пугающих импульсов и идей. Это можно сделать, предложив ему слабоструктурированный или двусмысленный стимульный материал и достаточно свободно сформулировав задание. Например, сочинить рассказ по картинке (тест тематической апперцепции) или сказать, на что похоже чернильное пятно (тест Роршаха). Преимущество проективных методов заключается в отсутствии структуры, навязываемой извне. Испытуемый вынужден структурировать материал самостоятельно.

Существует целый ряд проективных тестов. В некоторых испытуемому предлагают давать словесные ассоциации, в других – заканчивать неоконченные предложения и т.д. Особое место в психодиагностике личностных качеств занимают так называемые проективные графические методы. Проективные тесты-рисунки являются весьма перспективными методами в психологической практике. Однако здесь, как ни в одной стандартизированной и структурированной диагностической методике остро встаёт вопрос о качестве интерпретации тестовой информации.

История тестов-рисунков начинается с их использования в клинической практике. Поэтому основная часть существующих и используемых «рисуночных тестов» ориентирована на выявление психопатологии пациента. Позже тематические рисунки стали применяться для исследования индивидуально-типологических особенностей человека в академической психологии. В силу этого традиция интерпретации тестовых данных, полученных с помощью рисунков, несёт на себе «клинический» и «исследовательский» отпечаток.

«Клиническая» интерпретация тестовых данных даёт психологу сведения о симптомах и проблемных комплексах клиента, и он, работая с психически здоровыми людьми, получает результат, который практически не может быть использован им в дальнейшем. «Клинический» подход к интерпретации рисунков определённым образом деформирует профессиональный взгляд психолога, стимулирует его искать только «указания на проблемы» клиента. Рассматривая рисунок, психолог «намётанным глазом» быстро отыскивает признаки «агрессивности» и «тревожности», «сексуальных проблем», «истероидности», «обсессивно-компульсивной симптоматики», а также «нарушения в полоролевой идентификации» и «патологическую демонстративность».

Это не означает, что психолог не должен изучать «клинический подход». Совсем наоборот. Психологу необходимо знать законы «клинической» интерпретации рисунков. Это поможет ему построить собственную систему обработки информации на основе принципа объективности, который предполагает равноценное исследование «теневых» и «ресурсных» особенностей клиента.

Кроме того, критикуя «клинический» подход к интерпретации рисунков, не будем забывать о том, что он является материнским по отношению к глубинному анализу проективного материала.

Отойти от чрезмерно «клинического» описания рисунков психологу поможет позиция «исследовательского» подхода. Он адекватен в том случае, когда психологу необходимо составить заключение об индивидуально-типологических особенностях клиента. Это чрезвычайно важно для характеристики человека в судебно-психологической экспертизе, в профессиональном отборе и других ситуациях, предполагающих исследование. Однако не всегда «исследовательский» подход позволяет отметить ресурсы клиента, оценить его актуальное состояние и обозначить перспективные задачи психологической работы с ним.

Поэтому на основе «клинического» и «исследовательского» подходов для нас важно сформировать «психологический» подход к анализу рисунков, который позволит объективно оценить «теневые» и «ресурсные» аспекты внутренней реальности автора рисунка и сформулировать перспективные задачи психологической работы с ним.

В таблице мы кратко опишем общий результат, который можно получить на основании определённого подхода.

Подходы к интерпретации рисунков

Подход

Контекст применения

Результат

«Клинический»

Адекватен в случае психодиагностики лиц с нарушенным «психическим статусом»

Клиническая картина особенностей клиента с акцентом на его «проблемные зоны»

«Исследовательский»

Адекватен в ситуации исследования или экспертизы

Заключение об индивидуально-типологических особенностях клиента

«Психологический»

Адекватен в ситуации формирования перспективных задач психологической работы и составления плана консультирования

Рекомендации родителям относительно стиля взаимодействия с ребёнком, план консультирования

«Психологический» подход ориентирован на помощь в решении актуальных проблем клиента. При решении этих задач психолог может столкнуться с феноменом «недостатка или искажения информации». Дело в том, что сам клиент, в силу индивидуальных особенностей или возраста, затрудняется чётко описать свой запрос и выделить сопутствующие ему проблемы. В ситуации недостатка или искажения информации психолог приобретает необходимые ему сведения за счёт проективной психодиагностики. Тематические рисунки расскажут о том, что сам клиент не осознаёт как в «теневом», так и в «ресурсном» аспектах.

В результате психолог получает «разнокалиберную» информацию: у клиента обнаруживаются страхи, ауто- и гетероагрессия одновременно, параноидные тенденции, фрустрированные сексуальные желания, конфликт с матерью и братом... Очень сложно всё это свести воедино. Итак, прежде чем дать клиенту задание сделать тематический рисунок, психологу необходимо задать себе три вопроса:

        Действительно ли мне не хватает информации о клиенте?

        Если психолог проходил дополнительную подготовку в одной из современных школ (психоанализ, гештальт, транзактный анализ и др.), он является носителем определённого мировоззрения. Диагностическая информация в этом случае будет «отфильтровываться» через основные положения определённой школы. Данное обстоятельство во многом защищает психлога от «метаний» и позволяет ему сформулировать задачи работы. Заметим, что для объяснения актуальных проблем клиента и формулировки задач работы с ним представителю определённой школы, по большому счёту, не нужно тестирование – понимание проблем клиента, перспективы и технология взаимочействия с ним уже определены подходом школы.

Согласно правилу адекватности, психолог предлагает клиенту только то тестовое задание, которое позволит собрать недостающую информацию для работы над его запросом. Конечно, всё связано со всем, и можно привязать внутрисемейные отношения к профессиональным предпочтениям и тестам интеллекта, но на практике этого делать не следует.

Какого рода информации о клиенте мне не хватает?

        Основной ошибкой, которая приводит психолога к потере целостного образа «мира клиента» является невнимательное отношение к ресурсным сторонам, отражённым в рисунке. Психолог искренне стремится диагностировать «острый проблемный синдром». Наверное, для того, чтобы потом самоотверженно с ним работать. Но для такой работы нужны ресурсы и силы! У большинства психологов недостаточно сформирована культура поиска ресурсов в рисунках клиента. Сегодня мы можем с сожалением констатировать, что имеющиеся литературные источники, посвящённые графическим тестам, недостаточно раскрывают признаки ресурсов в тестах и технологию их определения.

Какой подход к интерпретации полученной информации будет наиболее адекватен и эффективен в данном случае?

Ответ на этот вопрос напрямую связан с мировоззрением психолога, его взглядом на природу человека и пониманием целей психологической работы.


Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments