m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Как в биографическом интервью упорядочивают наблюдения

Цитируем по книге:
Робин Хиггинс. Методы анализа клинических случаев. Руководство для начинающих психотерапевтов. М: Когито-центр, 2003. 168 с.

Глава IV.
История семьи
Со стр. 60
Вопросы для построения семейного древа:
1. Может ли пациент (или с согласия пациента какой-либо родственник) построить семейное древо? Если да, то сколько поколений со стороны отца и матери можно проследить?
2. Может ли пациент указать на этом семейном древе даты рождения, возраст и даты смерти членов его семьи? Сколько лет было пациенту, когда умирали его предки и рождались потомки?
3. Каковы были причины смерти того или иного родственника?
4. Каковы были национальность, вероисповедание, семейное положение, образ жизни, профессия, личностные особенности разных членов семьи? Страдал ли кто-нибудь из них психическими и физическими заболеваниями?
5. Каковы отношения пациента с разными членами семьи, в частности, с отцом и матерью, братьями и сёстрами, а также с собственными детьми? Как члены семьи относятся друг к другу? Как с годами менялись эти отношения?
6. Существуют ли какие-либо семейные тайны? Алкоголизм, суициды, психические отклонения, эпилепсия, аномальные личности, делинквентность?

Со стр. 62
NB Семейное окружение – это одна из деликатных тем, к ней необходимо подходить с тактом, и не всегда вопросы, которые приходят на ум интервьюеру, должны произноситься вслух.
1. Каковы этнические корни пациента? Насколько они эмоционально принимаются? Или отвергаются?
2. Каково этническое происхождение других членов семейного древа? Испытывала ли семья потрясения, связанные с изменением культурных условий? Как долго семья живёт в данной стране?
3. Каковы религиозные корни пациента? Соблюдают ли в его семье религиозные обряды и традиции? Лично он? Совсем не соблюдает?
4. Насколько религиозные убеждения пациента совпадают с религиозными убеждениями других членов семейного древа? Имеется ли здесь взаимопонимание или конфликт?
5. Применима ли градация на социально-экономические классы (рабочий, средний, высший) к пациенту и его семье? Считает ли пациент, что его семья нашла своё место в классовой системе? Имеется ли здесь взаимопонимание, поддержка или конфликт?
6. Каков экономический статус различных семей, представленных на древе. В частности родительской семьи пациента и его собственной?
7. Какова атмосфера в семьях его родственников, и, особенно, какой была атмосфера в родительском доме, когда пациент был ребёнком? Какие события произошли в семье за период, когда пациент был ребёнком? Какие поездки или семейные игры он помнит?
8. Каковы социальные и эмоциональные взаимоотношения в различных семьях, но прежде всего в родительской семье и его собственной?
9. Каким образом можно было бы представить эти особенности семейной жизни в рисунке, изображающем семью, в играх или в историях о ней?

Со стр. 66
Семья, как и индивид, проходит через ряд повторяющихся событий, которые вызывают повторяющиеся реакции. Иногда эти важные события могут переживаться дважды – в детстве и во взрослом варианте. Эти важные события включают в себя:
1. Роды и их влияние на детей и родитей.
2. Смерть бабушек и дедушек, родителей или детей.
3. Реструктурирование супружеских отношений: раздельное проживание супругов, развод, повторный брак.

Глава V
Личная история
Со стр. 70
Внутриутробная жизнь
1. Что думает ваш пациент по поводу своего зачатия? Был ли он желанным ребёнком? Если да, то почему? Было ли это данью традиции? Было ли рождение случайностью или решением, принятым после долгих раздумий?
2. Совпал ли пол ребёнка с ожиданиями родителей? Был ли пациент долгожданным наследником мужского пола? Или девочкой, родившейся, чтобы компенсировать засилие мужчин?
3. Насколько по другим своим качествам пациент соответствовал ожиданиям родителей? Были ли родители едины в своих желаниях? Или отец хотел, чтобы ребёнок обладал одними качествами, а мать – другими?
4. Какой была семейная жизнь во время внутриутробного развития пациента? Спокойной или беспокойной? Наблюдался ли экономический стресс?
5. Как чувствовала себя мать во время беременности? Страдала ли она каким-либо серьёзным заболеванием? Повышенным кровяным давлением? Обращалась ли она к врачу по поводу этих болезней? Находилась ли на сохранении? Существовала ли угроза её собственной жизни или жизни ребёнка?

Со стр. 72
Рождение
1. Каким было ваше физическое состояние при рождении? Все ли функции были в порядке? Или были какие-то отклонения? Если да, то какие?
2. Родились ли вы вовремя или же роды были преждевременными или запоздалыми?
3. Каков был ваш вес при рождении?
4. Сколько часов длились роды? Были ли какие-нибудь осложнения? Неправильное положение в родовом канале? Ягодичное или ножное предлежание? Обвитие пуповиной? Цианоз или другие признаки внутриутробного развития?
5. Каким было состояние здоровья вашей матери после родов? Чувстовали ли вы себя отвественным за какие-либо нарушения в её здоровье?
6. Если подумать о смерти как противоположности рождению, как вы представляете человеческое бытие? Как это влияет на картину болезни, сложившуюся у вас в настоящий момент?

Со стр. 73-74
Младенчество
1. Каким было ваше здоровье в младенчестве?
2. Имелись ли какие-нибудь признаки того, что одни зоны тела или физиологические системы преобладают над другими? (Например, чувствительность кожи, пищеварительные или респираторные расстройства?)
3. Быстро ли установились ваши биологическоие ритмы? Или наблюдался период нестабильности? Насколько регулярными были, в частности, периоды сна и бодрствования на протяжении младенческого возраста?
4. Какие характерные особенности темперамента проявились в раннем возрасте?
5. Как вы питались в раннем детстве? Вскармливали ли вас грудью? Если да, то как долго?
6. Сколько вам было месяцев, когда вы научились сидеть? Ходить? Как вы начали ходить? Проходили ли вы стадию ползания? В каком возрасте вы научились бегать?
7. В каком возрасте вы заговорили? Как вы начали говорить? Начали ли вы с нескольких простых слов? Или молчали и заговорили сразу предложениями?
8. Можете ли вы вспомнить случаи, когда вы болезненно переживали разлуку с родителями или с семьёй? Как вы вели себя в таких случаях?
9. Можете ли вы вспомнить периоды, когда были сильно привязаны к одному из родителей и ревновали его к другому? Как вы справились с этими чувствами?
10. По-прежнему ли вы близки со своими родителями?
11. Как со временем менялось ваше отношение к родителям, когда вы узнали что-то о них и о себе? Отразились ли эти открытия на вашем чувстве уважения к ним? Как? Вызвали ли они враждебность?
12. Можете ли вы войти в положение родителей и посмотреть на мир их глазами?

Со стр. 78
Дошкольный возраст
1. Как вы проявляли своё открытое неповиновение? Активно и непосредственно, говоря «Нет», или пытаясь сделать что-то противоположное тому, что от вас требовалось? Или через неподчинение? Или более косвенно – через молчание и уход в себя?
2. Как окружающие люди справлялись с вашим неповиновением?
3. Как вы встречали попытки вас «социализировать»? Привить вам навыки контроля мочеиспускания и дефекации?
4. Создавали ли вы свой собственный воображаемый мир в тот или иной период детства? Был ли у вас тайный воображаемый друг или родственник? Вы создавали этот мир сами или вместе с братом, сестрой или близким другом? Был ли у вас секретный язык?
5. Был ли у вас особый предмет, который должен был сопровождать вас, куда бы вы ни пошли? Сколько вам было лет, когда вы привязались к этому предмету? Сколько длилась эта привязанность? Что произошло, когда этот предмет сильно перепачкался? Были ли найдены какие-нибудь замены ему?

Со стр. 80
Школьный возраст
1. Сколько вам было лет, когда вы пошли в школу, и когда её закончили?
2. Можете ли вы перечислить школы, в которых вы учились? Какой была каждая из них? Как совмещались учёба и игра?
3. Какие стороны школьной жизни приносили вам радость? По каким предметам, в каких играх и кружках вы достигали успеха? Что для вас было трудным или что вам не нравилось?
4. С кем вы дружили в школе? Были ли у вас дружеские отношения с учителями?
5. Бывало ли так, что вас пытались запугать или к вам приставали?
6. Оказал ли на вас особенное влияние кто-нибудь из учителей?
7. Какие экзамены вы сдали успешно? Какие провалили? Как вы справлялись с экзаменами?
8. Каким было ваше здоровье в школьные годы? Регулярно ли вы посещали школу? Или были постоянные и длительные пропуски? Если да, то по какой причине?
9. Как ваши родители относились к школьному обучению в целом? К вашей конкретной школе?

Со стр. 81-82
Юношеский возраст
1. Как бы вы описали свой юношеский возраст? Как постепенное движение к взрослости? Или как период бурных потрясений?
2. Как вы пережили расставание с домом? С фамильным домом или квартирой? С семейными традициями и ценностями?
3. Прошло ли это расставание относительно мирно? Или сопровождалось бурным протестом? Как отнеслись родители к расставанию с вами? Каким было ваше отношение к собственным детям, когда они достигли подросткового возраста?
4. Как вы относились к изменениям вашего облика? К изменениям формы тела, оформлению взрослых гениталий?
5. Как развивалось у вас в юношеском возрасте чувство идентичности? Когда вы выбрали направление, которым хотели идти? Как отнеслись ваши родители к этому направлению?
6. Мешали или, наоборот, помогали осуществлению принятых вами решений о будущем периоды обучения, службы в армии и т.д.?

Со стр. 83-84
Средний возраст
1. Где вы работали? Как долго?
2. Как вы попали на эту работу? Было ли это результатом вашего личного выбора или на ваш выбор повлияли социальные или экономические условия, например, материальное положение вашей семьи, открывшаяся вакансия, отношение к работе родителей, ваше образование, подготовка?
3. Если вы выбирали работу сами, то как она соотносится с вашими ценностями? Какое значение вы придаёте власти, деньгам, эстетическим и религиозным принципам, заботе о других или интеллектуальным запросам?
4. Насколько вы реализовали себя на работе? Приносит ли она вам удовлетворение? Что, по-вашему, она вам даёт?
5. Имеются ли у вас прочные близкие отношения с человеком противоположного или вашего пола? Если да, то как долго они продолжаются?
6. Как бы вы их охарактеризовали? Хорошие приятели? Друзья? Любовники?
7. Оформлены ли эти отношения официальным браком? Есть ли дети?
8. Со сколькими людьми вы поддерживаете отношения в настоящее время? Со сколькими поддерживали в прошлом?
9. Удовлетворяет ли вас физическая сторона этих отношений? Удовлетворяет ли она вашего партнёра? Имеются ли здесь какие-либо разногласия между вами? Как часто вы вступаете в половые отношения? Практикуете ли вы предварительные любовные ласки?
10. Какие интимные отношения вы поддерживали в прошлом?
11. Что вам нравится делать помимо работы? Занимаетесь ли вы этим так часто, как вам хотелось бы? Как реагируют другие люди на ваши любиые занятия?
12. Разделяют ли ваш партнёр и другие члены семьи ваши занятия в свободное время?
13. Продолжались ли эти занятия на протяжении нескольких лет? Или вы их часто меняли?
14. Присущи ли вам строгие общественные принципы? Если да, то как вы их проявляете? Как это влияет на организацию вашей собственной жизни?
15. Разделяют ли остальные члены семьи ваши социальные убеждения и одобряют ли ваши поступки?

Со стр. 88
Третий возраст
1.Что вы думаете о выходе на пенсию? Ждёте ли вы его с нетерпением или боитесь? Если это уже произошло, то как вы к этому относитесь?
2. Чем вы занимаетесь, выйдя на пенсию? Начали ли вы новую карьеру? Или вы завершаете ту часть своей прежней работы, на которую у вас не хватало времени, когда были заняты весь рабочий день?
3. Являются ли эти виды деятельности личными или общественными? Участвуете ли вы в каких-либо коллективных занятиях по вечерам? Посещаете ли «университет третьего возраста»? Спортивный или какой-нибудь другой клуб?
4. Есть ли у вас друзья? Постоянные развлечения?
5. Что произошло в вашей семейной жизни после того, как вы и/или ваш партнёр вышли на пенсию?
6. Какие связующие нити вам удалось сохранить с предыдущеми периодами своей жизни? С прошлой работой и коллегами по работе? С детством и подростковым возрастом?
7. Вам нравится уединение? Или компании? Или и то и другое? Удаётся ли вам достичь правильного соотношения между ними?

Со стр. 90-91
Пожилой возраст
1.Какие ограничения в вашей жизни вы ощутили (если вообще что-то ощутили) при достижении старости? Есть ли у вас физические жалобы? Страдают ли органы чувств? Память? Ориентация?
2. К кому вы можете обратиться, если заболеете или если вам будет нужна помощь?
3. Как вы подготовились к возможному усилению зависимости?
4. Есть ли у вас чувство того, что вам нужно завершить много дел?
5. Раздражает ли вас внешний мир?
6. Насколько вы готовы к смерти? Готовы ли вы уйти? Есть ли ощущение того, что вы сумели себя полностью реализовать в жизни? Приемлете ли вы мысль о том, что жизнь прошла зря, нет ли у вас навязчивого ощущения, что вы могли что-то сделать, но не сделали?
7. Рассматриваете ли вы смерть как уход? Или как путешествие?
8. Каковы ваши воззрения на жизнь после смерти? Или на Судный день?
9. Что вы думаете о бессмертии души? Или о присутствии мёртвых в воспоминаниях?

Со стр. 92
Вопросы для психотерапевта
1. Какие сопоставительные измерения вы и другие лица проводили? Физические измерения роста и веса пациента? Измерения интеллекта и способности к обучению? Измерения личностных черт?
2. Как бы вы описали стиль жизни своего пациента?
3. Как этот индивидуальный стиль жизни отражается в поведении вашего пациента? В том, как он смеётся? Или пишет? Или рисует? Или как он импровизирует на музыкальных инструментах? Или как играет словами? Или делает что-то ещё?
4. Какие черты вашего пациента кажутся вам уникальными?
5. В чём ваш пациент сам считает себя уникальным?
Tags: интервизия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments