m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Как психотерапевты упорядочивают бессвязные наблюдения о других

Со страницы http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/201112/23082007.html/

Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. СПб: Речь, 2006. 248 с.

© О.В. Бермант-Полякова, 2006

Со стр. 207-213

ЗАПИСЬ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ

Психотерапевту, размышляющему над ходом терапии, приходится постоянно задавать себе вопрос: «Что я упустил?», «Чего не знаю?», «Что представляется необъяснимым?». Ответить на него легче, если ведутся записи. Запись включает в себя рефлексию и неизбежно приводит к трансформации массы бессвязных наблюдений в упорядоченное повествование. Пациенты в основном посвящают свою жизнь четырём занятиям: работе, дающей им средства к существованию, удовлетворению своих сексуальных желаний, занятиям, которые недостаточно прибыльны, чтобы мы посвящали им всё своё время, таким как общение или хобби, и деятельностью, продиктованной убеждениями. Пропуск одного из них в описании случая не может быть признан случайным.

Согласно общепринятой схеме описания, сначала обсуждается жалоба, затем выдвигается гипотеза о том, почему она возникла, почему проявилась именно в этой форме, и, наконец, гипотеза о том, почему произошло исцеление. На вопрос «Почему» можно ответить разными способами. Отвечая с точки зрения временной последовательности, мы обращаем внимание на то, что произошло сначала, и что произошло потом. Отвечая с точки зрения цели, мы ищем причину, для чего произошли события. Вопрос «почему» может быть понят как заявка на обнаружение прообраза проблемы, общей идеи или архетипа. Понимание динамики пациента опирается на концепции, которые усвоил психотерапевт. Каждая разновидность психотерапии предлагает свою формулировку центральных конфликтов, по-своему видит динамику, проявляющуюся в лечении и по-разному формулирует рабочие гипотезы. Иными словами, каждая психотерапия по-разному выделяет главное и второстепенное, явное и подразумеваемое в имеющемся материале.

В литературном пересказе случая сюжет часто обнажает теоретические представления, их стройность или их мешанину. Психотерапевт волен выбирать тему и варьировать её. Он трактует разные события множеством различных способов. Имеется ограниченное число сюжетных конструкций, таких как эпос, роман, детектив, комедия, трагедия и т.д., но нет числа формам, в которых они могут быть представлены.

Рассказчик может соотносить повествование с прошлым (воспоминаниями) и будущим (ожидания, желания). Он может придерживаться фактов, а может опираться на предчувствия и догадки, варьируя глубину осознанности происходящего участниками. Важным фактором рассказа становится стиль, в котором описаны события. Трагические нотки в описании умирающих аспектов души пациента, ироничное повествование о борьбе за выживание и противодействии неблагоприятным обстоятельствам, героическая сага о выздоровлении часто не осознаются психотерапевтом. Искусный клиницист «ловит себя» на слабости приноравливать стиль описания к теме, которая звучит в его рассказе.

Опытный рассказчик умеет задавать рамки, обозначая тем самым то, что осталось за пределами представленной картины. В представлении клинического случая искусство оставить снаружи проблемы, связанные со школой, семьёй, супругом и другими внешними факторами и вычленить проблемы, относящиеся к трудностям человека быть самим собой, определяют ценность рассказа. Пациенты хранят в себе возможности самостоятельного избавления от страданий гораздо чаще, чем это готовы признать те, кто их лечит и о них заботится.
Tags: интервизия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments