m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Умные дети, школа, учителя и самооценка

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.2. – 233 с.

Со стр. 158-163


УДК 37.018.523(574) + 159.92(574) ББК Ю962.1-724
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сатова А.К.
E-mail: zh_nadejda@mail.ru

Евразийская юридическая академия им. Д.А. Кунаева, г. Алматы

Статья посвящена проблеме выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. В статье представлены результаты экспериментального исследования более 300 учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан, а также результаты исследования готовности учителей к работе с одаренными школьниками:
Ключевые слова: одаренные дети, интеллектуальные и творческие способности, психологическая диагностика.

Реформирование системы образования, протекающее на рубеже XXI века, предъявляет требование нового подхода к обучению и развитию современных школьников. Это связано со значительными изменениями, происходящими в сфере образования, и, в первую очередь, задачами развития интеллектуального и творческого потенциала будущего поколения, стоящими перед современной школой [1].
Проблема выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей рассматривается в качестве приоритетного направления развития системы образования в Республике Казахстан. Решение этой проблемы должно быть основано на целенаправленной, последовательной работе по выявлению одаренных учащихся в школах сельских регионов [2].
Данное исследование, направленное на выявление школьников с наиболее высокими интеллектуальными и творческими способностями, проводилось в III этапа.
На I этапе было обследовано 342 учащихся школ Макатского района Атырауской области, на II этапе – 181 учащийся школ Макатского района Атырауской области. Из числа обследованных на I этапе школьников были выявлены учащиеся с наиболее высоким интеллектуальным и творческим потенциалом (потенциально одаренные). Из числа обследованных на II этапе учащихся были выявлены одаренные школьники
Целью исследования на III этапе являлось изучение интеллектуального и творческого потенциала учащихся 7–8-х классов школ данного региона и выявление наиболее способных и одаренных учащихся, а также диагностика готовности педагогических кадров к работе с одаренными школьниками.
На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи.
1. Провести углубленную диагностику интеллектуального развития учащихся 7–8-х классов по видам интеллекта: вербального и математического, логического и творческого.
2. Выявить уровни развития вербального интеллекта у школьников.
3. Выявить уровни развития математического интеллекта у школьников.
4. Выявить доминирующий тип мышления.
5. Выявить уровень развития логического мышления и сообразительности.
6. Выявить уровни и особенности развития творческого мышления.
7. Провести диагностику профессионально-личностной готовности учителей к работе с одаренными школьниками.

I. Результаты психологического диагностирования учащихся школ Макатского района Атырауской области.
Всего были обследованы 276 школьников.
1) Из них: девочек – 188 (68,1 %), мальчиков – 88 (32,9 %) (табл.2, диаграмма 1).
2) Две трети обследованных учащихся составили дети с казахским, одна треть с русским языком обучения.
3) Почти половина обследованных школьников – учащиеся 7 классов, вторая половина – учащиеся 8 классов.

Исследование вербального интеллекта осуществлялось по методике «Сложные аналогии». Данная методика позволяет диагностировать на словесном материале понимание школьниками абстракций и сложных логических связей.
Достаточно большая часть учащихся (39 %) с трудом справились с этим заданием, что свидетельствует о недостаточном развитии у них способности анализа вербальной информации. Так, 108 школьников (39 %) показали ниже среднего уровень развития вербального интеллекта. В то же время, более половины учащихся показали хорошие результаты по вербальному тесту. В частности, средний уровень развития вербального интеллекта по- казали 102 (37%) ученика, с уровнем выше среднего было выявлено 63 (23 %) учащихся и 3 (1 %) ученика показали высокий уровень вербального интеллекта.

Следует отметить, что, по сравнению с прошлым годом, количество учащихся, затрудняющихся в анализе вербальной информации, снизилось с 56 до 39%. Повысилось количество учащихся с выше среднего уровнем вербального интеллекта с 16 до 23 %. Как мы отмечали ранее, вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное) отражает приобретенные (в том числе, под влиянием обучения) индивидом способ- ности [4]. Поэтому, на наш взгляд, проведение специальных когнитивных тренингов в рамках нашего проекта, а также повышение общего уровня обучения в школах, способствовали существенному продвижению в развитии вербального интеллекта у учащихся.

Исследование математического интеллекта осуществлялось по методике Л.Ш. Лысенкер. Данная методика включает 8 задач различной сложности, оценивающихся, соответственно, дифференцированно. Успешное решение задач высокой сложности свидетельствует о высоком уровне математического интеллекта [5].

Как известно, математический интеллект включает владение операциями анализа, синтеза, классификации, сравнения числовой информации и др. Уровень развития интеллекта, в определенной степени, генетически детерминирован. Однако, роль развивающего обучения часто оказывается решающей. Поэтому диагностика математического интеллекта у школьни- ков, безусловно, отражает уровень организации учебно-познавательной деятельности в школах.

Результаты теста показали, что около трети школьников – 68 (24,6%) слабо выполняют задания на анализ числовой информации. Хорошее раз- витие математического интеллекта продемонстрировали 208 учащихся: средний уровень математического интеллекта был выявлен у 194 (70,3%) учащихся, уровень выше среднего показали 14 (5,1%). В целом, на этом этапе показатели развития математического интеллекта у обследованных учащихся улучшились, по сравнению с предыдущими этапами. Это, без- условно, можно оценивать как позитивные сдвиги в организации психолого-педагогической работы в школах.

Исследование логического мышления и сообразительности осуществлялось с помощью проблемного теста. Логическое мышление диагностировалось нами впервые, поэтому необходимо дать некоторые пояснения. Логическое мышление представляет собой такой вид мышления, посредством которого, на основе имеющихся знаний и опыта, выводится новое знание. Оно включает в себя, в первую очередь, умения делать выводы
и умозаключения.

В логике выделены следующие виды умозаключений:
– дедуктивные – умозаключение от общего вывода к частному;
– индуктивные – умозаключение от частных фактов к общему выводу;
– на основе аналогии – умозаключение о принадлежности отдельного предмета на основании сходства в существенных признаках к классу однородных предметов.

Логическое мышление наиболее эффективно развивается в процессе исследовательской деятельности, поэтому его диагностика отражает качество и степень использования исследовательских методов в обучении школьников [3].

В целом, результаты диагностики логического мышления учащихся по Макатскому району Атырауской области не очень высокие. Так, 80 учащихся (29%) набрали минимальный балл по этому тесту. Более половины учащихся (67,3%) показали средние результаты и лишь 3,7% показали ре- зультаты выше среднего. Это говорит о необходимости внедрения исследовательских методов в учебно-познавательный процесс.

Исследование творческого мышления осуществлялось с помощью теста «Заключение».
Исследование выявило достаточно высокий потенциал творческого мышления у обследованных детей. Так, почти 30 % школьников по характеристике «Беглость мышления» продемонстрировали высокий и выше среднего уровни творческого мышления: соответственно 6 (2,1%) и 76 (27,6%). 42 ученика (15,3%) продемонстрировали достаточный уровень развития творческого мышления. Вместе с тем, 152 школьника (55%) показали слабое развитие творческого мышления, что составляет более половины обследованных детей.

По характеристике «Оригинальность мышления» высокий и выше среднего уровни творческого мышления продемонстрировали: соответственно 3 (1%) и 19 (7%) школьников. Более половины учащихся (79%) при создании соответствующей мотивации могут мыслить оригинально и не стандартно. В то же время, 13% учащихся мыслят шаблонно, не прояв- ляя творчества, оригинальности.

Полученные в ходе обследования данные свидетельствуют об имеющемся творческом потенциале учеников, однако стратегии и технологии его развития применяются в процессе обучения все еще недостаточно.

Обобщение полученных данных показало, что у большинства школьников интеллектуальное развитие идет по преобладающему типу интеллекта (вербальному или математическому, логическому или творческому). В целом, показатели развития по всем типам интеллекта в пределах нормы. Однако, процент детей, продемонстрировавших высокие результаты по интеллектуальным тестам, к сожалению, не велик. Хотя, по сравнению с предыдущими годами, есть определенные позитивные сдвиги. Это говорит о необходимости продолжения целенаправленной работы по развитию учебно-познавательной деятельности школьников.

Кроме того, небольшая часть учащихся (5 человек) показали высокие результаты по нескольким типам заданий, что свидетельствует о развитой структуре интеллекта и творческого мышления у данных школьников. Процент таких детей также не велик.

В процессе исследования было также проведено 3 диагностических теста, отражающих уровень готовности учителя к работе с одаренными школьниками.
1. Тест «Четыре кита в подготовке учителя».
2. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (по А.И. Доровскому).
3. Тест «Самооценка профессионально–личностной готовности учителя к работе с одаренными школьниками».
Анализ результатов тестирования учителей выявил недостаточную профессионально–личностную готовность учителей к работе с одаренными школьниками.

Так, ни один учитель не набрал максимального количества баллов по методической готовности к работе с одаренными детьми (тест «Четыре кита в подготовке учителя»). 59% учителей показали слабую методическую готовность, 34% – продемонстрировали средний уровень и лишь 7% – выше среднего уровень методической готовности.

Как показал тест А. Доровского, обследованные учителя имеют определенные склонности к работе с одаренными детьми, но недостаточно используют ресурсы активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Они продемонстрировали средний (II) уровень психологической готовности к работе с одаренными школьниками. При этом большинство учителей высоко оценивают собственную готовность к работе с одаренными детьми.

Таким образом, проведенное психодиагностическое обследование позволяет нам сделать следующие выводы.
1. В целом, показатели интеллектуального развития у обследованных школьников соответствует возрастным нормам. Большинство учащихся продемонстрировали способности к анализу вербальной и числовой информации, логического и творческого мышления, сообразительность и навыки работы с интеллектуальными тестами.
2. Вместе с тем, процент детей, продемонстрировавших высокие результаты по интеллектуальным тестам, к сожалению, остается не высоким. Это говорит о необходимости продолжения целенаправленной работы по развитию учебно-познавательной деятельности школьников.
3. Сравнительный анализ индивидуальных результатов учащихся по всем интеллектуальным методикам показал преобладание того или иного типа мышления у большинства из них.
4. Кроме того, небольшая часть учащихся показали высокие результаты по нескольким типам заданий, что свидетельствует о развитой структуре интеллекта и творческого мышления у данных школьников. Это позволяет диагностировать их как потенциально одаренных школьников. Процент таких детей не велик. Эта группа детей требует особого внимания, психолого-педагогической поддержки и организации соответствующего их способностям уровня обучения. При создании необходимых условий эти дети могут добиться высоких результатов в обучении и развитии.
5. Обращает на себя внимание тот факт, что более половины школьников имеют неадекватно высокую или завышенную самооценку. При этом заметно, что дети с более высокими интеллектуальными и творческими способностями демонстрируют средний или ниже среднего уровень само- оценки. Это свидетельствует о том, что личность школьников недостаточно привлекает внимание педагогов. Основной упор в обучении делается на формирование системы знаний, умений и навыков (ЗУН), а не на развитие личности учащихся. Результатом этого являются низкие или наоборот завышенные показатели развития самооценки у школьников.

Как мы отмечали и в предыдущих отчетах, решение этой проблемы видится нам лишь в плоскости реализации личностного подхода в обучении, что требует последовательной подготовки психолого-педагогических кадров к его реализации. Такая подготовка возможна в форме специальных курсов, семинаров, самообразовательной работы.
6. Анализ результатов тестирования учителей выявил недостаточную профессионально-личностную готовность учителей к работе с одаренными школьниками. Обследованные учителя имеют определенные склонности к работе с одаренными детьми, но недостаточно используют ресурсы активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. При этом большинство учителей высоко оценивают собственную готовность к работе с одаренными детьми.

Литература
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. – Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 «Казахстанская правда» от 14.12.2010 г.
2. Распоряжение Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» от 24.05.1996 г., № 3002.
3. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И. Савенков. – М.: «Ось–89», 2006. – 480 с.
4. Сатова, А.К. Исследование интеллектуального и личностного потенциала учащихся сельских школ / А.К. Сатова // Материалы IV междун. научно– практической конференции «Научное пространство Европы – 2008». – Прага. – 2008. – № 9. – С. 58–62.
5. Сатова, А.К. Организация учебно–исследовательской работы школьников. Учебно–методическое пособие для школьников / А.К. Сатова, Л.Ш. Лысенкер. – Караганда, 2004. – 84 с.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment