Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.2. – 233 с.
Со стр. 87-90
УДК 159.923 ББК Ю933.6-71
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Кузина Р.Х., Тюряпина И.В., Овчинников Б.В.
E-mail: bobon47@yandex.ru
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург
В работе обоснована необходимость создания личностного опросника, который обеспечивал бы диагностику клинически обоснованных, «специфических» акцентуаций личности. Для этого предложен «Опросник акцентуированных радикалов личности», свободный от недостатков существующих тестов и предназначенный для предварительной экспресс-диагностики. Проведена проверка валидности и надежности нового теста. Опросник может быть рекомендован в качестве экспериментальной методики для экспресс–диагностики акцентуированных особенностей личности у лиц юношеского и молодого возраста (17–30 лет).
Ключевые слова: акцентуация личности, акцентуированные радикалы личности, экспресс-диагностика, личностный опросник.
Акцентуации личности представляют собой переходную форму от нормальных вариаций личности (психологических типов) к клинически очерченным специфическим личностным расстройствам (Леонгард К., 1964; Личко А.Е., 1976) [2]. По мнению различных авторов, носителями акцентуаций являются от 30 до 50% психически здоровых взрослых людей. Своевременная диагностика акцентуаций имеет большое психопрофилактическое значение (Литвинцев С.В. с соавт., 1999) [1]. В отечественной практике сосуществуют две теоретические схемы и соответствующие им методические подходы к диагностике акцентуаций – К. Леонгарда и А.Е. Личко. Хотя автор исторически первой концепции К. Леонгард описывал 12 типов акцентуаций, в опросник Леонгарда-Шмишека вошло 10 из них. Состав этих типов не полностью соответствует клинической реальности. Отсутствует шизотимический тип, в то же время присутствуют аффективно–экзальтированный и эмотивный типы, не имеющие клинических прототипов. Недостатком теста является неравномерность шкал (содержащих от 4 до 12 вопросов). В теоретической схеме и опроснике ПДО А.Е. Личко отсутствует паранойяльный тип, при этом присутствуют клинически недостаточно обоснованные лабильный, сензитивный и неустойчивый типы. Модифицированный вариант методики ПДО (Дворщенко В.П., 1999; 2002; 2008) упрощает процедуру обследования и обработку данных, но сохраняет все недостатки, присущие исходной форме методики. Предложенный недавно «Тест акцентуаций свойств темперамента» (Плотников В.В. с соавт., 2006) диагностирует нормальные психологические типы, а не акцентуации [5]. Таким образом, существует объективная необходимость создания личностного опросника, который обеспечивал бы диагностику клинически обоснованных, «специфических» акцентуаций личности.
Нами предложен «Опросник акцентуированных радикалов личности», свободный от недостатков существующих тестов и предназначенный для предварительной экспресс–диагностики. В состав опросника входит 8 шкал, в основном соответствующих базовым синдромам специфических расстройств личности (рубрика F60 МКБ-10). Мы сочли необходимым объединить ананкастное (F60.5) и тревожное (F60.6) расстройства в один тип, а также исключить пограничный тип (F60.31), идентифицируя его с вялотекущей шизофренией. В перечень расстройств личности, лежащий в основе нашей классификации, были добавлены депрессивная и гипертимическая формы, с существованием которых согласен А.Б. Смулевич (2009, 2012) [3, 4]. Выделяемые нами акцентуированные радикалы (формы акцентуаций) и соответствующие им шкалы опросника сгруппированы следующим образом: радикалы с преимущественным вовлечением сферы интеллекта – шизоидный и паранойяльный; с преимущественным вовлечением волевой сферы – психастенический и эксплозивный; с преимущественным вовлечением аффективной сферы – гипотимический (депрессивный) и гипертимический; с преимущественным вовлечением сферы инстинктивных побуждений – астенический (неврастенический) и истероидный. Каждый радикал описан десятью утверждениями, сформулированными в прямой и обратной форме. Например, шизоидный радикал: «Я не люблю допускать других людей в свой внутренний мир»; паранойяльный радикал: «Многие с виду случайные события происходят в результате злого умысла» и т.д. Каждая из шкал опросника содержит психологические признаки, представляющие собой, по определению В.К. Смирнова (1982), «аналоги клинических симптомов». Сформированные наборы таких признаков дают полноценные описания клинических картин отдельных акцентуаций. Поскольку на практике типы часто сочетаются («амальгамные», «мозаичные» варианты), мы предпочитаем называть их «акцентуированными радикалами личности».
В стимульном бланке опросника утверждения расположены в следующем порядке. За первым утверждением первой шкалы следует первое утверждение второй шкалы и т.д. – до восьмой шкалы. С 9-ю по 16-ю позиции следуют вторые по счету утверждения всех восьми шкал, с 17-й по 24-ю третьи – и так далее до конца опросника. В регистрационном листе порядковые номера утверждений следуют в строчку, группами по 8 (1–8, 9–16, 17–24 и т.д.). Задача обследуемого – зачеркивать номера утверждений, с которыми он согласен, и пропускать те из них, которые ему не соответствуют. Использованный порядок утверждений не позволяет обследуемому догадываться о конструкции шкал и тем самым скрывать, либо симулировать определенный акцентуированный радикал. Одновременно такой порядок максимально упрощает обработку данных. Образовавшиеся 8 вертикальных колонок отображают содержание восьми шкал. Обработка сводится к подсчету числа набранных баллов – перечеркнутых номеров в каждой ко- лонке. Результат от 0 до 4 баллов не принимается во внимание, от 5 до 7 баллов расценивается как вероятная акцентуация, 8–10 баллов – как выраженная акцентуация.
Опросник прошел экспериментальную проверку. Обследовано 350 студентов Архангельского федерального госуниверситета. В результате частотного анализа выяснилось, что лишь 15,7% студентов не имеют акцентуированных черт. Далее исследовались валидность и надежность нового теста. Для оценки валидности опросника проведен корреляционный анализ между шкалами опросника Мини-Мульт (сокращенный вариант теста MMPI) и шкалами опросника акцентуированных радикалов. Достоверные положительные корреляционные связи между однородными шкалами обоих опросников были обнаружены в 5 случаях из 8 возможных. Так, выраженность гипертимного радикала оказалась связанной со шкалой «Гипомании» (Ma) (r = 0,38, p ≤ 0,0001); выраженность паранойяльного радикала со шкалой «Паранойи» (r = 0,30, p ≤ 0,0001). Для остальных трех пар показателей величина коэффициента корреляции Пирсона и, соответственно, уровень его достоверности были меньшими. Сопоставление данных нового опросника и шкал опросника «Уровень социальной фрустрации» показало, что наиболее подвержены нарушениям социального компонента психической адаптации студенты с паранойяльной, депрессивной и истероидной акцентуациями. Также было установлено, что частота встречаемости различных соматических заболеваний в группах акцентуантов достоверно различается. Наименьший уровень заболеваемости отмечался у студентов без выраженных акцентуаций, чаще и длительнее всех прочих болели студенты с эксплозивной акцентуацией (различия достоверны, p ≤ 0,05). При- веденные предварительные результаты могут расцениваться как обнадеживающие, однако требуют продолжения работы по валидизации нового опросника, в частности, с использованием «внешних» критериев.
Тест-ретестовая надежность опросника, проверенная на выборке 106 человек с интервалом в 6 месяцев, оказалась достаточно высокой. У 82% обследованных структура акцентуированных радикалов осталась без изменений.
Опросник может быть рекомендован в качестве экспериментальной методики для экспресс–диагностики акцентуированных особенностей личности у лиц юношеского и молодого возраста (17–30 лет).
Литература
1. Литвинцев, C.B. Организация психиатрической помощи в Вооруженных Силах / C.B. Литвинцев, В.К. Шамрей, В.В. Нечипоренко – СПб.: ВМедА, 1999.
– 47 с.
2. Личко, А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения / А.Е. Личко, М.Я. Иванов – Л.: Медицина, 1976. – 57 с.
3. Смулевич, А.Б. Психопатология личности и коморбидных расстройств: учебное пособие / А. Б. Смулевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 208с.
4. Смулевич, А.Б. Расстройства личности. Траектория в пространстве психи- ческой и соматической патологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2012.–336 с.
5. Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ): методическое руководство / сост. В.В. Плотников, Л.А. Северьянова, Д.В. Плотников, Д.В. Бердников.
– СПб: Иматон, 2006. – 80 с.