Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.2. – 233 с.
Со стр. 31-35
УДК 15.9.923 ББК Ю932
ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТОИНСТВ: ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водяха С.А.
E-mail: svodyakha@yandex.ru
Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург
Рассматривается основные подходы к диагностике достоинств характера личности. Рассматриваются несколько подходов к исследованию достоинств характера личности. Рассмотрены особенности идентификации достоинств характера посредством VIA классификации достоинств. Рассматриваются концептуальные проблемы группирования достоинств личности в группы добродетелей. Приводятся данные о надежности и факторной структуре опросника в целом и отдельных шкал.
Ключевые слова: психологическое благополучие личности; взаимосвязь между личностным благополучием и стратегиями преодоления трудных ситуаций.
К. Питерсон и М. Селигман определяют достоинства как психологические компоненты, т.е. процессы или механизмы, которые определяют нравственную оценку добродетелей [5].
В 2004, К. Питерсон и М. Селигман создали новую систему классификации психологических свойств личности: достоинств и добродетелей. Эта система, однако, не пытается полностью заменить систему классификации психических расстройств DSM-IV. Скорее всего, она лишь дополняет его.
Объединение двух областей знания позволит достигнуть более точного понимания человеческой сущности (Snyder & Lopez, 2007).
М. Селигман и К. Питерсон пришли к выводу, что базовыми компонентами характера являются добродетели – основные характеристики личности, выделенные этиками, теологами и доминирующими в обыденном сознании моральными представлениями. Достоинства характера – психологические процессы и механизмы, определяющие добродетели. Также выделяются ситуативные черты – специфические условия, в которых человек проявляет свои достоинства.
Самыми распространенными в порядке убывания достоинствами характера являются следующие: доброта, справедливость, честность, благодарность и рассудительность (Park, Peterson & Seligman, 2006). Наименее распространенны такие достоинства характера как благоразумие, скромность и саморегуляция (Park, Peterson, & Seligman, 2006).
Ценности действия (VIA-IS) является наиболее систематическим подходом к исследованию достоинств учащихся [5]. Данная модель включает 24 достоинства, составляющих в шесть добродетелей, которые утвердились в культурном контексте. Однако, многие исследователи подвергают сомнению число добродетелей, предлагая одномерные, трехмерные или четырехмерные модели [1, 2] (Brdar & Kashdan, 2009; Macdonald, Bore & Munro, 2008; Shryack et al., 2010).
С. Макдональд и др. подвергают сомнению достоверность конструкта из шести основных добродетелей VIA. Они выявили, что эти 24 достоинства хорошо представлены в четырехфакторной, а не шестифакторной модели. Структура достоинств в VIA испытывает недостаток факторной надежности и нуждается в регулировании. Авторы также предложили 4 добродетели: положительность (взаимодействие, любовь, надежда, юмор, интерес и лидерство), интеллектуальность (креативность, восприятие красоты и совершенства, любознательности, любовь к учению, социальный интеллект, мудрость и храбрость), добросовестность (саморегуляция, настойчивость, критичность, честность и благоразумие) и правильность (скромность/смирение, справедливость, доброта, прощение, религиозность и благодарность) [2].
К. Питерсон и его коллеги выявили 5 факторов: 1) межличностный (юмор, доброта, лидерство, любовь, социальный интеллект и склонность к взаимодействию); 2) сила духа (храбрость, честность, критичность, настойчивость, перспективность и саморегуляция); 3) познавательный (восприятие красоты и гармонии, креативность, любознательность и любовь к учению); 4) трансцендентность (благодарность, надежда, религиозность и интерес); 5) умеренность (справедливость, прощение, скромность, и благоразумие (Peterson, 2008).
Другой факторный анализ выявил 4 фактора (Brdr & Kashdan): 1. Межличностный, отражающий положительное поведение по отношению к другим (справедливость, стремление к взаимодействию, доброта, прощение, любовь, скромность, лидерство, благодарность и восприятие красоты и гармонии). 2. Сила духа, отражающий открытость и храбрость (перспективность, критичность, креативность, социальный интеллект, храбрость и любовь к учению). 3. Жизнеспособность, который отражает глобальный фактор положительных качеств (интерес, надежда, любопытство и юмор).4. Осторожность, которая отражает самообладание (благоразумие, саморегуляция, настойчивость, религиозность и честность).
Стандартизация опросника личностных достоинств (ОЛД) проводилась на 364 студентах Уральского государственного педагогического университета с 2011 по 2013 годы. В результате были получены следующие параметры распределения исследуемых личностных достоинств. Статистические показатели, также как и подробные описания каждой из 24 шкал опросника в описании эксперимента не приводятся, в силу ограниченности объема настоящей статьи, т.к. с ними можно ознакомиться в статье автора (Водяха С.А., 2012). Средний возраст испытуемых – 18 лет.
В результате обработки данных были выявлены стандартное отклонение равное 68,23, дисперсия равная 4656,24, Асимметрия равная 0,215, эксцесс равный – 0,472 и альфа Кронбаха равная 0,9188, Стандартизованная альфа равна 0,92. Средняя межпозиционная корреляция равна 0,3338. Таким образом, можно сделать вывод о надежности опросника в целом. Анализ надежности шкал опросника приведен таблице, приведенной ниже. Согласно анализу показателей надежности отдельных шкал ОЛД, можо заключить, что все шкалы отличаются высоким уровнем надежности. Согласно М. Ферну и В. Бакараку, использование альфы Кронбаха позволяет отказаться от ретеста, расщепления и создания эквивалентных форм для вычисления надежности.
На основании надежности измерений показателей выраженности достоинств характера личности, можно рассмотреть факторную структуру методики ОЛД. Факторная структура вычислялась посредством статистического пакета Statistica 6.1. При расчетах использовалось варимакс вращение при факторных нагрузках больше 0,50. Можно выделить 4 фактора достоинств характера личности.
1-ый фактор с общей дисперсией равной 4,71 можно назвать «интеллектуальные и духовные достоинства». В данный фактор вошли такие показатели как мудрость (0,759), креативность (0,747), любознательность (0,709), храбрость (0,676), любовь к учению (0,644), непредубежденность (0,592), духовность (0,588), юмор (0,544) и лидерство (0,544). Стоит отметить, что факторная структура данного фактора во многом соответствует представлению Р. Стернберга об эффективном интеллекте как единству креативности, общего интеллекта, мудрости и личностных качеств, способствующих продуктив ной самореализации в познавательной сфере.
2-ой фактор с общей дисперсией равной 4,75 можно назвать «Позитивные социальные качества». В данный фактор вошли такие показатели как любовь (0,758), жизнерадостность (0,694), целостность (0,669), доброта (0,618), гражданственность (0,617), благодарность (0,611), справедливость (0,574), надежда (0,570), социальный интеллект (0,537). Анализируя содержание фактора, следует отметить, что ведущими социально позитивными качествами являются те, которые регулируют положительные межличностные отношения. Можно сделать вывод, что для позитивных межличностных отношений недостаточно понимания других. Главным условием аттракции является склонность личности любить других людей, делиться позитивными эмоциями, вызывать доверие окружающих, бескорыстно помогать другим, быть покладистым и неконфликтным, способным выказывать благодарность, верить в справедливость устройства общества, надеяться на успехи в будущем, понимать смысл поступков окружающих.
3-ий фактор с общей дисперсией равной 2,61 можно назвать «Личностная устойчивость». В данный фактор вошли такие показатели как благоразумие (0, 758), саморегуляция (0, 674) и постоянство (0, 529).
4-ий фактор с общей дисперсией равной 2,04 можно назвать «Человеколюбие». В данный фактор вошли такие показатели как смирение (0, 769) и милосердие (0, 623).
Таким образом, в результате была получена четырехмодельная структура добродетелей характера личности. Обнаружены некоторые соответствия с факторными структурами, выделенными С. Макдональдом, а также М. Брдар и Т. Кэшданом.
Литература
1. Brdar, I. Character strengths and well-being in croatia: An empirical investigation of structure and correlates / I. Brdar, & T.B. Kashdan // Journal of Research in Personality. – 2009. – N 44 – P. 151–154.
2. Macdonald, C. Values in Action Scale and the Big 5: An empirical indication of structure / C. Macdonald, M. Bore, D. Munro // Journal of Research in Personality. – 2008. – N 42. – P. 787–799.
3. Oxford handbook of positive psychology and work / Edited by L.S. Harrington, P. Linley, N. Garcea. – New York: Oxford University Press, 2009 – 368 с.
4. Park, N. Strengths of character and wellbeing: a closer look at hope and modes- ty / N. Park, C. Peterson, and M. Seligman // Journal of Social and Clinical Psycholo- gy. – 2004. – V. 23, N 5. – P. 628–634.
5. Peterson, C. Character Strengths and Virtues: A Handbook and Classification / C. Peterson, M. Seligman. – New York: Oxford University Press, 2004. – 800 p.