m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Русско-американская мотивация

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 336-342


УДК 159.947.5.07

ББК Ю93-723 + Ю92-723

РАЗРАБОТКА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ШКАЛЫ ТИПОВ МОТИВАЦИОННОЙ РЕГУЛЯЦИИ (UPLOC)

Шелдон К.М., Сучков Д.Д., Осин Е.Н., Гордеева Т.О., Рассказова Е.И., Бобров В.В.
E-mail: evgeny.n.osin@gmail.com

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

Представлен процесс и первые результаты разработки универсального опросника, операционализирующего континуум воспринимаемой автономии, описанный в теории самодетерминации (СДТ). Шесть шкал опросника, разработанного путём синтеза утверждений существующих инструментов, демонстрируют надёжность и валидность. Вторичная симплекс-структура соответствует СДТ и устойчиво воспроизводится применительно к различным ситуациям на русском и на английском языках.

Ключевые слова: теория самодетерминации, воспринимаемая автономия, локус каузальности, симплекс-структура.

Согласно теории самодетерминации (СДТ: Э. Деси, Р. Райан), любое мотивированное поведение связано с воспринимаемым локусом каузальности – ощущением того, является ли поведение внутренне мотивированным (автономная, самодетерминированная мотивация) или осуществляется в силу внешних причин (контролируемая мотивация). Согласно СДТ, формы мотивации можно упорядочить в виде континуума автономии, включающего, помимо внутренней мотивации, 4 формы внешней мотивации, различающихся по степени автономии (интегрированная, идентифицированная, интроецированная, экстернальная), а также амотивацию [5]. Многочисленные исследования в русле СДТ показывают, что автономные формы мотивации связаны с более позитивными последствиями как с точки зрения продуктивности выполняемой деятельности, так и для психологического благополучия субъекта.

Континуум воспринимаемой автономии выступает мощным эвристическим инструментом, объединяющим различные теоретические подходы к психологии мотивации, возникшие на протяжении 20 века. Экстернальная мотивация соответствует механизмам поведения, описанным и изученным
в   бихевиоризме. Мотивирующая роль интроецированных содержаний, позитивного и негативного аспектов Супер-Эго, предстающих сознанию в виде переживаний гордости и вины, подробно описана в психодинамических подходах. Экзистенциальные и гуманистические подходы подчёрки-

336


вают важность субъективной идентификации с выполняемой деятельностью, обнаружения её смысла и её соотнесения с ценностями личности. Ряд когнитивных подходов, а также исследования в русле позитивной психологии демонстрируют важность внутренне мотивированного (поискового, игрового и др.) поведения для развития индивида. Согласно СДТ [5], по мере развития личности индивид интернализует процессы мотивации и интегрирует их со своим целостным представлением о себе.

Существует ряд измерительных инструментов, операционализирующих континуум автономии применительно к трудовой деятельности, учёбе, спорту, лечению и др., в том числе и на русском языке [1, 2]. Проблемы этих инструментов связаны с тем, что одни и те же формы мотивационной регуляции операционализированы разными авторами с использованием различных формулировок, которые не всегда вполне совпадают с теоретическими определениями соответствующих конструктов в СДТ. Это приводит к содержательным расхождениям в результатах исследований и к трудностям при попытках эмпирической валидизации континуума автономии [3].

Ожидаемой эмпирической структурой связей шкал этих опросников является симплекс-паттерн, описанный Л. Гуттманом (для проверки этой гипотезы могут быть использованы методы корреляционного анализа, многомерного шкалирования, структурного моделирования). Однако реальная структура данных не всегда полностью соответствует этому ожиданию, что может быть обусловлено особенностями используемых в отдельных исследованиях формулировок утверждений и наборов шкал: так, например, многие авторы не отделяют идентифицированную и интегрированную мотивацию друг от друга, опускают конструкт амотивации. Шкалы интроецированной и экстернальной мотивации в различных вариантах опросников содержат разное содержаний, связанных со стремлением к внешним или внутренним наградам или избеганию наказаний (внешних или интроецированных).

Задачей настоящего исследования стала разработка нового универсального опросника, операционализирующего континуум автономии и потенциально применимого к различным видами деятельности (Universal Perceived Locus of Causality, UPLOC), а также проверка гипотезы о континууме автономии на материале различных ситуаций и с использованием параллельных выборок из двух разных культур – США и России.

Разработка опросника опиралась на анализ утверждений существующих методик, взятых нами из научных публикаций, размещённых на веб-сайте СДТ (http://www.selfdeterminationtheory.org) и в других источниках.

Было обнаружено 10 опросников, достаточно полно операционализирующих континуум автономии с опорой на оригинальные формулировки. После этого нами был выделен набор утверждений с формулировками, встречающимися по меньшей мере в двух опросниках из нашего списка. Этот

337


перечень был подвергнут процедуре парного парафразирования, целью которой было выделение смыслового ядра утверждения и элиминирование той его части, которая соответствовала специфике применения оригинального опросника [4]. Например, пара утверждений: «Because I enjoy doing my homework/classwork» («Потому что я получаю удовольствие от выполнения моей домашней/классной работы») и «Because I really enjoy following through on my promises» («Потому что я получаю удовольствие от выполнения своих обещаний»), лишившись специфических нагрузок, относящихся к учебной и к межличностной сферам, была переформулирована до вида: «Because I enjoy doing it» («Потому что эта деятельность доставляет мне удовольствие»). Таким способом нами было создано 35 новых и универсальных утверждений на английском языке. Для перевода опросника на русский язык использовалась процедура прямого-обратного перевода с последующим содержательным анализом параллельных версий опросника комитетом экспертов-билингвов.

Выборку трёх серий исследования составили студенты университета Миссури (США) (N = 661), а также студенты российских университетов г. Бийска, Москвы, Омска и Томска (N = 786). Совокупная выборка (N = 1447) включала 26% мужчин и 74% женщин в возрасте от 16 до 24 лет (средний возраст 19 лет).

В трёх сериях исследования было использовано 3 ситуации, касающиеся мотивации выбора специальности (N = 133 в США, N = 242 в России), мотивации посещения занятий в университете (N = 276 в США, N = 238 в России), а также мотивации принятия на себя ответственности за ситуацию в одной из субъективно значимых областей жизни (N = 252 в США, N = 306 в России). Студенты заполняли исследование анонимно, в рамках практических занятий по курсам психологии. Исследование было одобрено этическим комитетом университета Миссури.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments