m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Работа с дилеммами

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 322-327


УДК 159.923:2-4

ББК Ю93 + Ю952.2

ДИАГНОСТИКА РЕЛИГИОЗНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Чумаков М.В.
E-mail: mihailchv@mail.ru

Курганский государственный университет, г. Курган

Этапы развития психологии религии в России и диагностика религиозности личности. Тесты диагностики религиозности личности. Кросс-культурная шкала религиозности личности, субъективного благополучия в религиозной сфере, копинга с опорой на религию, шкала мистицизма, шкала внутренней и внешней религиозности.

Ключевые слова: религиозность, личность, диагностика.

В настоящее время увеличивается количество работ, в которых религиозность, вера включается в контекст общей психологии и психологии личности [1].

Исследования религиозности личности имеют свои особенности, связанные с историческими и культурными рамками, в которые они были включены. Нами с некоторой долей условности были выделены три периода в развитии психологии религии в нашей стране в зависимости от исторического контекста. Содержательный анализ особенностей каждого периода позволяет сделать некоторые выводы в отношении развития психодиагностики религиозности как одной из задач психологии личности.

Этап до 1917 года характеризуется тем, что психология религии в нашей стране развивается в русле мировых тенденций в данной области психологии. В этот период на русский язык переводится большинство основных публикаций по психологии религии. Например, книги У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта», Ж. Шарко «Исцеляющая вера», Т. Рибо «Психология чувств», которая содержит главу, посвященную религиозному чувству, Т. Флурнуа «Принципы религиозной психологии», Р. Грассери «Психология религий». Работа Т.Флурнуа опирается на анализ лучших работ по психологии религии того времени – С. Холла, У. Джеймса, Дж. Леуба, Т. Рибо, Е. Старбука, Е. Мюризье и др. Помимо зарубежных переводов появляются монографии по проблемам религиозности личности русских психологов, такие как «Психология веры» А.И. Введенского, «Вера. Психологический этюд» П.П. Соколова, «Религиозный элемент мысли» Н.М.Соловьева, «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве» Д.Г.Коновалова, «Психология молитвы» В.В. Платонова и др. При всем разнообразии работ по психологии религии в этот период диагностика религиозности не выделяется как актуальная задача психологии личности.

322


Это объясняется, в частности, общим состоянием психодиагностики, которая находится в начальном периоде своего развития и значительной представленностью идеографических методов в психологии религии.

Этап с 1917 по 1990 годы характеризуется сокращением публикаций и переводов по психологии религии. Серьезные работы отечественных психологов в данной отрасли психологии, отвечающие критериям научной монографии, носят единичный характер. Эти работы содержат качественный теоретический анализ, но в них, как правило, не содержится ни диагностических методик, ни эмпирических данных. Значительная часть работ под рубрикой психологии религии в этот период носит предвзятый характер и прямо или косвенно посвящена вопросам борьбы с религиозностью личности. Религиозное сознание рассматривается как пережиток прошлого, как низший его уровень в противоположность атеистическому сознанию, которое рассматривается как более высокий уровень развития. Диагностика религиозности не рассматривается как актуальная задача психологии личности в виду отсутствия запроса общества и значительного влияния идеологии. Нет смысла вкладывать ресурсы в создание методик психодиагностики религиозности личности, если религиозность населения неуклонно снижается и, согласно идеологическим установкам, в будущем сведется к минимуму. Оценочный подход к религиозности, в котором эта черта рассматривается как признак недостаточного развития личности, а атеизм как признак ее высокого развития не создает предпосылок для качественного развития психодиагностики в этой области. В этот период произошло значительное отставание психологии религии у нас в стране от мировых стандартов. Причем это отставание во многом возникло в результате того, что в зарубежной психологии высокими темпами развивалась психодиагностика религиозности личности. Это привело к значительному расширению эмпирических исследований в зарубежной психологии религии при практическом их отсутствии в отечественной психологии.

В первую очередь речь идет о создании психологических тестов, которые измеряют выраженность религиозности как личностной черты. Представления о религиозности как об одномерной величине развиваются в сложные, многомерные модели религиозности личности. Эволюция теоретических моделей осуществляется на основе эмпирических данных. Новые теоретические модели требуют новых тестов для диагностики, новые диагностические методики обеспечивают получение эмпирических данных, обобщение которых приводит к детализации, коррекции и усложнению теоретических моделей. Диагностика религиозности личности осуществляется не только на основе психометрического подхода, опирающегося на тесты религиозности. Разрабатываются методы, претендующие на большую глубину анализа. Например, клиническое интервью, направленное на диагностику уровня развития религиозного сознания Ф. Озера. Метод Ф. Озера ориентирован на диагностику структурных изменений религиозного


323


сознания и личности. Испытуемого стимулируют к рассуждениям на религиозные темы при помощи специальных дилемм. Дилемма содержит про-тиворечие, в разрешении которого испытуемым проявляются особенности его религиозности на структурном уровне. Интервью сочетает в себе возможности стандартизации процедуры и возможности творческой коррекции хода интервью в зависимости от получаемых ответов. Итогом диагностики является не количественный показатель, как в тестах религиозности, а качественный вывод о принадлежности испытуемого к какому либо структурному уровню развития религиозности или к промежуточному уровню, если структура находится на этапе своего становления. Развитие религиозности личности в подходе Ф.Озера представлено не в континууме религиозности и атеизма, где атеизм рассматривается как более высокий уровень развития, а в континууме последовательно сменяющих друг друга стадий развития религиозного сознания. Каждая последующая стадия характеризует религиозность на более сложном когнитивном структурном уровне, который сочетается с более сложной организацией социального взаимодействия.

Теоретическая модель Ф.Озера описывает прежде всего когнитивную организацию религиозности на уровне структур, но неизбежно затрагивает и личность, включенную в процесс социального взаимодействия. По результатам интервью диагностируется принадлежность к одной из пяти стадий религиозного развития личности, каждая из которых характеризуется более сложной структурной организацией и качественным своеобразием. Диагностическая процедура предполагает возможность отнесения испытуемого к промежуточному уровню. Одной из задач создания структурированного интервью Ф.Озер видит в том, чтобы создать эмпирически подтвержденную теорию религиозности личности и избежать умозрительных заключений. В подкреплении теоретических положений эмпирическими фактами Ф. Озер видит большой потенциал не только для психологии религии, но и для теологии. Актуальна задача адаптации процедуры диагностики для русскоязычной выборки, поскольку Ф. Озер предполагает универсальность структур религиозного сознания для различных культур.

Наш опыт проведения процедуры на русскоязычной выборке показал, что дилеммы инициируют рассуждения на религиозные темы, позволяют получать диагностически значимые суждения испытуемых, поддающиеся классификации в соответствии с уровнями. Вместе с тем выявилась некоторая специфика в восприятии дилемм. В частности дилемма Поля требует дополнительного изучения. Обещание Поля провести всю жизнь в одной из стран третьего мира расцениваемая в дилемме как жертва, не всегда так воспринимается испытуемыми. Таким образом, существует проблема проработки процедур диагностики религиозности личности для кросс-культурных исследований.


Этап с 1990 года по настоящее время отличается тем, что происходит увеличение публикаций по психологии религии и переводов зарубежных

324


исследований и теоретических работ. Появляются отечественные тесты диагностики религиозности личности. Например, шкала диагностики религиозной активности Д.О. Смирнова. Проводится работа по переводу и адаптации зарубежных тестов, таких как шкала измерения общей религиозности, рассматриваемой как совокупность пяти измерений религиозности личности (DeJong, Faulkner, Warland), шкала субъективного благополучия в религиозной сфере (Paloutzian, Ellison), шкала копинга, с опорой на религию (Pargament, Ensing, Falgout, Olsen, Reilly, Van Haitsma, Warren), шкала религиозной ориентации (Gorsuch, McPeter), шкала мистицизма (Reviewed, Christopher T. Burris), шкала внутренней и внешней религиозности (Reviewed, Christopher T. Burris).

Ряд из перечисленных инструментов прошли психометрическую проверку на русскоязычной выборке [2]. Появилась возможность измерять различные грани религиозности личности. Так, шкала общей религиозности позволяет определить измерение веры, измерение религиозного опыта, религиозного поведения, религиозные знания, религиозные моральные принципы и религиозные социальные нормы [3]. Опираясь в теоретическом плане на модель, представленную Ч. Глок и Р. Старк, в практическом отношении шкала позволяет получить как обобщенный показатель религиозности личности, так и выраженность ряда факторов, являющихся его составными частями. Религиозность личности предстает как дифференцированный психометрический показатель, кото-рый не только соответствует более сложным теоретическим моделям, но и делает диагностику более надежной. Выпадение у испытуемого какой-то отдельной грани религиозности при выраженности других ее сторон не приводит к критическому снижению общего показателя, искажающему реальную картину. Применение теста на русскоязычной выборке показало, что его шкалы в данном случае имею некоторую специфику. Актуальной задачей в настоящий момент является создание сокращенной версии шкалы и подтверждение теоретической модели, лежащей в ее основе.

Шкала субъективного благополучия в религиозной сфере и шкала копинга с опорой на религию позволяют включить исследования по психологии религии в контекст некоторых перспективных направлений психологии личности. Например, рассмотреть субъективное благополучие религиозных людей с учетом специфики их мировоззрения, субъективное благополучие не религиозных испытуемых, ориентированных на экзистенциальные ценности, исследовать использование религии в целях совладания со стрессом как религиозными, так и не религиозными испытуемыми. Шкалы религиозной ориентации и внутренней и внешней религиозности позволяют дифференцировать религиозность в соответствии с теоретической моделью Г. Олпорта как в ортодоксальном ее варианте, так и с учетом разделения внешней религиозности на личностно ориентированную и социально ориентированную. Шкала мистицизма позволяет исследовать специфические переживания, которые испытуемый, в зависимости от мировоззрения и уста-


325


новок, может расценивать или не расценивать как религиозные. Таким образом, на современном этапе появляется возможность проведения эмпирических исследований на русскоязычной выборке, которые в перспективе дадут возможность понять положение религиозности в структуре личности, ее взаимосвязи с социальным взаимодействием и деятельностью, рассмотреть различные разновидности религиозности. Эти задачи сохраняют свою актуальность как в контексте зарубежной, так и в контексте отечественной психологии религии. В контексте отечественной психологии особенно актуально включить религиозность в контекст психологии личности.

В настоящее время актуальной остается задача создания методик диагностики религиозности и адаптации зарубежных методик. Так, шкалы мистицизма, внутренней и внешней религиозности не имеют достаточного психометрического обоснования. Особенность изучения религиозности личности состоит в том, она изучается на примере определенной конфессиональной принадлежности. Перечисленные методики предназначены для христиански ориентированных испытуемых. Актуальна для психологии личности задача изучения религиозности на примере ислама, буддизма, что требует разработки соответствующего диагностического инструментария и применение к области психологии религии инструментария, преодолевающего недостатки ретроспективных подходов [4]. При изучении личностных особенностей родителей религиозность как правило не принимается в расчет [5]. Проблема идеологического влияния на психологию религии, ярко проявлявшаяся в нашей стране на предыдущем этапе, сохраняет свою актуальность. Как справедливо отмечает Ю.М. Зенько, психология религии сталкивается с субъективными ограничениями, к которым относятся ограничения мировоззренческого, нравственного и конфессионального характера. Конфессиональная принадлежность может влиять как на интерпретацию результатов, так и на постановку задач исследования, задавая определенные рамки. В связи с этим остаются актуальными принципы психологии религии, сформулированные Т. Флурнуа и методологические положения А. Вергота о нейтралитете психологии религии в отношении теологической проблематики.


Итак, диагностика религиозности является актуальной задачей психологии личности. Ограниченность инструментария для диагностики религиозности личности привела к недостаточности эмпирических исследований в данной области. Как следствие, многие учебники и монографии по психологии личности не учитывают ее религиозное измерение. Методологический принцип нейтралитета психологии религии и безоценочный подход к рассмотрению религиозных явлений не освобождают психологию личности от исследований в этой области. Религиозность личности существует как психологический факт, требующий своего изучения вне зависимости от идеологических установок. В настоящее время остается актуальной задача разработки методик диагностики религиозности, особенно ме-

326


тодик с учетом особенностей различных религиозных конфессий. Дело не только в том, что эмпирические данные, полученные на основе христианской модели, преобладают, а в том, что практически отсутствуют эквивалентные для различных конфессий формы тестов. Такая задача является довольно трудоемкой технически и сложной методологически в отношении доказательства эквивалентности форм. В результате необходимость проверки закономерностей на представителях различных религий остается скорее пожеланием, чем реальностью современной психологии религиозной личности. Остается актуальной проблема перевода и психометрической проверки методик диагностики религиозности, что необходимо для проведения кросс-культурных исследований. Очевиден диссонанс между религиозностью личности как повседневно наблюдаемым фактом и слабой представленностью этого направления исследований в психологии личности.

Литература
1.   Братусь, Б. С. Вера как общепсихологический феномен сознания человека /   Б.С. Братусь // Вестник Моск. ун–та. Серия 14 «Психология». – 2011. – №1. –

С. 25–38.

2.   Чумакова, Д.М. Религиозность личности: основные подходы к исследова-нию, структура и диагностика / Д.М. Чумаков // Вестник Южно–Уральского гос-ударственного университета. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 15. – №42 (259). – С. 111–114.

3.  Чумакова, Д.М. Социально – психологические особенности семьи и рели-гиозность родителей / Д.М. Чумаков // Вестник Южно–Уральского государ-ственного университета. Серия «Психология», 2010. – Вып. 10. – № 27 (203). – С. 100–103.

4.  Чумаков, М.В. Эмоциональные аспекты волевого усилия / Д.М. Чумаков // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия «Психоло-

гия».  – Вып. 4. – 2009. – №5 (138). – С. 77–87.

5.   Чумаков, М.В. Личностные особенности супругов и психологические ха-рактеристики современной семьи / Д.М. Чумаков // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия «Психология». – Вып. 17. – 2012. – № 19 (278). – С. 30–37.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments