m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Вопросы об отце

Начало здесь http://rabota-psy.livejournal.com/339039.html Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 313-321


ВТОРОЙ БЛОК FPQ рассматривает КОНЦЕПЦИИ ВЛИЯНИЯ ОТЦА, объединив пункты опросника в две шкалы: Концепция влияния отца, Позитивные отношения моей матери со своим отцом.

Формулировки пунктов этих шкал позволяют определить, какое влияние оказывает на личность ребенка характер взаимоотношений, складывающийся между разными поколениями семьи, в частности, выявляют характер отношений матери с её отцом в далеком прошлом её детства. Две шкалы, отражающие характер отношений матери со своим отцом, состоят из отрицательных по знаку элементов: Шкала 7. Концепция влияния отца имеет небольшие весовые коэффициенты и группируются со знаком минус: «Родные мать и отец одинаково важны в жизни ребенка» –0,367; «Девочки нуждаются в отцах» –0,356; «Мальчики нуждаются в отцах» –0,140; Остальные пункты имеют минимальные весовые коэффициенты: «Отцы влияют на характер отношений своих сыновей и дочерей во взаимодействии с их друзьями», «Отцы влияют на характер ценностей и поведение своих сыновей и дочерей», «Отцы оказывают влияние на школьные успехи и   неудачи своих сыновей и дочерей», «Отцы влияют на характер отношений своих детей с противоположным полом», «Отцы влияют на характер религиозных верований или поведения своих детей».

Шкала 8. Позитивные отношения моей матери со своим отцом (в данном статистическом объединении знак минус относится к факторному весу, а не к содержанию пункта. Высокие факторные нагрузки говорят о большом вкладе этих пунктов): «Моя мать чувствовала свою близость к своему отцу» – 0,765; «Моя мать уважала своего отца» – 0,759; «Моя мать и   ее отец любили быть вместе» – 0,746; «Моя мать скучала, когда они с отцом были в разлуке» – 0,744; «Моя мать очень любила своего отца» – 0,71; «Моя мать чувствовала себя в тепле и безопасности, когда она была со своим отцом» – 0,710.

ТРЕТИЙ БЛОК ФАКТОРОВ FPQ – МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОТЦОМ. Программа факторного анализа определила в третий блок пункты опросника, измеряющие феномен присутствия отца, объединив их в две шкалы, Отношения отца с матерью и Поддержка матерью взаимоотношений ребенка с отцом. Значимость присутствие отца содержится с ретроспективной оценке взрослого ребенка в таких действиях

317


его матери, которые были направлены на поддержку матерью отношений ребенка с отцом и признание матерью ценности личности мужа, отца ребенка.

Шкала 2. Поддержка матери взаимоотношений ребенка с отцом (14 пунктов). В этом факторе участники опроса реагируют на следующие высказывания: «Моя мать ценила/ценит и уважала/уважает моего отца» – 0,756; «Моя мать была нежна с моим отцом» – 0,694; «Моя мать действительно понимала/понимает моего отца» – 0,678; «Моя мать очень любила/любит моего отца» – 0,663; «Моя мать уважала/уважает точку зрения и суждения моего отца» – 0,659; «Моя мать ценила/ценит то, что мой отец делал/ делает для нас» – 0,648; «Моя мать хотела, чтобы я был ближе к моему отцу» – 0,617; «Моей матери нравилось, когда мой отец и я были заняты совместными делами» – 0,603; «Мне нравилось/нравится, как моя мать отзывалась/отзывается о моем отце» – 0,600; «Моя мать любила, когда мой отец притрагивался к ней» – 0,563; «Моя мать всегда поощряла меня, когда я разговаривал с отцом» – 0,464.

Шкала 5. Отношения отца с матерью составили такие высказывания (13 пунктов) как: «Мой отец и мать хорошо понимали/понимают друг друга» – 0,762 (знак минус относится к факторному весу в статистическом анализе, а не к содержанию пункта); «Мой отец и мать эмоционально близки друг другу» – 0,715; «Я надеюсь, что моя семья будет точно такой же, как и у моих родителей» – 0,661; «Отношения моего отца и матери вызывали/вызывают у меня хорошие чувства» – 0,651; «Мой отец ценил/ценит то, что делала/делает для нас моя мать» – 0,612; «Моя мать и отец по-настоящему наслаждались/наслаждаются своим брачным союзом» – 0,630; «Мой отец и мать поддерживали и помогали друг другу» – 0,548; «Мой отец и мать были открыты и честны друг с другом» – 0,565; «Мой отец слушал/слушает мою мать» – 0,438.

В этот же блок вошли пункты из Шкалы 6. Концепция отца как Отца небесного (как Бога) негативного содержания с невысокими факторными нагрузками: «Я сомневаюсь в присутствии Небесного Отца, который создал все на этом свете»; «Я сомневаюсь в присутствие Небесного Отца, который любит меня и заботится обо мне»; «Жизнь – случайность, которая не имеет никакого целевого значения или смысла»; «Мои жизненные трудности заставляют меня рассчитывать на то, что Бог может помочь мне».

Для проверки внутренней согласованности всех пунктов шкалы рассчитывался также альфа коэффициент Кронбаха для каждой шкалы. В исследовании получены хорошие альфа коэффициенты Кронбаха, отвечающие требованиям, предъявляемых к психодиагностическим инструментам: для шкалы 1. Коэффициент Альфа 0,961564; для шкалы 2. Альфа Коэффициент 0,964373; для шкалы 3. Коэффициент Альфа 0,957331; для шкалы 4. Коэффициент Альфа 0,891601; для шкалы 5. Коэффициент Альфа 0,949478; для

318


шкалы 6. Коэффициент Альфа 0,740072; для шкалы 7. Коэффициент Альфа 0,809901; для шкалы 8. Коэффициент Альфа 0,799002; для шкалы 9. Коэф-фициент Альфа 0,948481; для шкалы 10. Коэффициент Альфа 0,948481.

На российской выборке в 228 человек получены следующие тестовые нормы для шкал опросника FPQ: для шкалы 1. Чувства к отцу М – 46,96 S.D. – 7,20; для шкалы 2. Поддержка матери взаимоотношений с отцом M– 48,39 – S.D. 8,17; для шкалы 3. Восприятие причастности (вовлеченности) отца M – 46,20 S.D. – 12,07; для шкалы 4. Физические отношения с отцом M – 33,85 S.D. – 8,24; для шкалы 5. Отношения отца и матери M – 34,44 – S.D. 7,63; для шкалы 6. Концепция отца как небесного отца (как бо-га) M – 15,48 – S.D. 4,73; для шкалы 7. Концепции влияния отца M – 32,55 S.D. 5,90; для шкалы 8. Позитивные отношения моей матери со своим отцом M – 22,95 S.D. – 7,69; для шкалы 9. Негативные отношения моей ма-тери со своим отцом M – 7,66 S.D. – 3,46; для шкалы 10. Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом) M – 35,38 S.D. – 6,91.

С   помощью опросника FPQ получены рефлексивные оценки значимости присутствия отца, отличающиеся в критериальных группах у лиц мужского и женского пола. Лица женского пола (в группе без учета структуры семьи), вспоминая своё детство, выше оценивают чувственные впечатления об отце, подчеркивая значимость тактильных контактов с отцом, которые представлены в женской памяти в следующих образах: «Когда я была ребёнком, то любила сидеть на коленях у своего отца» (r = 0.36 p < 0.001); девушки вспоминают также, что «Отец часто держал меня на руках, обнимал за талию, плечи и целовал» (r = 0.22 p < 0.001); Так же девушки ценят то, что «Отец менял подгузники и купал меня» (r = 0.23 p < 0.05).

Девушки видят особую значимость присутствия отца в семье для мальчиков, считая, что «Мальчики нуждаются в отцах» (r = 0.20 p < 0.05). Также девушки, в отличие от юношей, подчеркивают негативное воздействие отца в неблагополучных семьях: «Моя мать часто говорила, что она как будто не понимала своего отца» (r = 0.23 p < 0.05); «Моя мать чувствовала себя напряженной или «была начеку» когда ее отец приближался к ней» (r = 0.20 p < 0.05). Видимо мать в своем детстве не получала в достаточном количестве отцовского тепла, и её дочь, будучи уже взрослым человеком носит в своем сознании этот отрицательный опыт взаимоотношений матери со своим отцом.

Опросник FPQ показал, что у девушек, воспитывавшихся без отца, не развиты чувства к отцу. Дочери не стремятся быть похожими на своего отца, они не чувствуют свою близость к отцу, не соотносят с образом отца такие понятия как «безопасность», «тепло» и т.д. Девушки из неполных семей часто видят, что матери демонстрируют свое критичное отношение к отцу ребенка и не поддерживают детско-отцовские отношения. У девушек из таких семей не формируется концептуальная модель позитивного вклада отца в формировании личности ребенка. Девушки, воспитывавшие-

319


ся без отца считают, что отцы не оказывают большого влияния на характер отношений своих сыновей и дочерей с друзьями и сверстниками, с лицами противоположного пола. Считают, что отцы не интересуются школьными успехами своих детей, не формируют у своих детей позитивное отношение к религии и т.д. У девушек, воспитывавшихся без отца (по данным пяти-факторного теста) более развиты такие качества личности, которые проявляются в поиске новых и сильных впечатлений, в стремлении привлечь к себе внимание.

Юноши, в отличие от представительниц женского пола, чаще подчеркивают инструментальную значимость своих взаимоотношений с отцом, больше ценят время, проведенное в совместных занятиях с отцом: «Мой отец посещал спортивные мероприятия, в которых я принимал участие» (r = 0.32 P < 0.001); «Я мог/могу говорить с моим отцом на любые темы» (r = 0.29 P < 0.05). Также для юношей имеет большое значение позитивный характер отношений матери и отца: «Когда моя мать находилась рядом с отцом, она чувствовала себя в тепле и безопасности» (r = 0.21 p < 0.05); «Мои родители очень любили быть вместе» (r = 0.22 p < 0.05); «Моя мать чувствовала близость к своему отцу» (r = 0.23 p < 0.05). У юношей, в отличие от девушек, выявлена значимая корреляция гендерного фактора с показателем атрибутивного стиля со шкалой Персонализация хорошего теста ASQ Селигмана (r = 0.20 p < 0.05).

Данные FPQ показывают, что в группах юношей из полных и неполных семей имеются различия (воспитывавшиеся с отцом дают статистически более высокие оценки) по шкалам: Чувства к отцу, Поддержка матерью взаимоотношений с отцом, а также – Восприятие причастности (вовлеченности) отца и Отношения Отца и Матери.

По результатам теста УСК получено, что юноши, воспитывавшиеся без отца – более экстернальны, они склонны искать причину своих неудач в окружающем их мире, но в то же время, они больше озабочены проблемами своего здоровья, в отличие от юношей, воспитывавшихся в семье с отцом. Результаты теста Лири показывают, что у юношей, воспитывавшихся без отца, менее выражены лидерские качества, они менее ориентированы на достижение цели и менее агрессивны, а также, они отличаются меньшей уверенностью в своих силах, в сравнении с теми, кто воспитывался в семье с отцом. Неучастие отца в воспитании мальчика ведет к некоторому нивелированию мужских качеств и способствует формированию женского типа поведения.

В объединенной группе испытуемых, сформированной без учета половых различий, у лиц, воспитывавшихся в семье без отца, получены статистически более высокие показатели пятифакторного теста по шкалам Поиск новых впечатлений и Привлечение внимания, в сравнении с группой лиц, воспитывавшихся в полной семье. Опросник Шмишека также показал акцентуации характера свойственные истероидным личностям. Тест Тома-

320


са показал, что лица, воспитывавшиеся без отца склонны «приносить в жертву» собственные интересы ради других.

Данные исследования показывают, что отсутствие в семье отца оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка независимо от его половой принадлежности. У юношей и девушек формируются некоторые сходные особенности личности, проявляющиеся в экстернальности, в повышенной эмоциональности, в потребности производить хорошее впечатление, быть в центре внимания окружающих.

В исследовании выявлена прямая зависимость длительности проживания отца в семье и сформированность у взрослого ребенка специфических гендерных и личностных качеств, например положительная корреляция с позитивным атрибутивным стилем. Дети, получавшие опыт отцовского воспитания, став взрослыми, склонны приписывать положительные качества людям, с которыми они взаимодействуют.

Адаптация опросника FPQ в условиях российской культуры подтвердила исходную теоретическую концепцию Эдит Крамп. Факторизация и стандартизация данных показала такую структуру шкал и пунктов диагностического инструмента, которая преимущественно отражает эмоциональный и когнитивный опыт взаимодействия ребенка с отцом. Обнаруженные корреляции шкал и пунктов опросника FPQ с личностными тестами говорят о его относительно хороших характеристиках, позволяющих получать информацию о присутствие отца в личности ребенка.

Литература

1.  Крам, Э. Проверка конструктной валидности и стандартизация шкал опросника Эдит Крамп FPQ «Присутствие отца» / Э. Крамп // Материалы международной научно-практической конференции. – Курган: Изд–во Курганского гос. ун–та, 2013. – С. 82–86.

2.  Хромов, А.Б. Исследование фактора присутствия отца в семье и атрибутивно-го стиля у взрослых детей методом корреляционного анализа субъективных оценок / А.Б. Хромов // Вестник Курганского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 4 (26). – С. 108–112.

3.  Krampe, E. M. The Father Presence Questionnaire: A New Measure of the Subjec-tive Experience of being Fathered / Krampe, Edythe M., and Rae R. Newton // Fathering. – 2006. – V. 4, N 2. – P. 159–190.
Tags: тест
Subscribe

  • Стыдно у кого видно

    Друзья, а что вы думаете про чувство стыда? Как его проработать? Как стыд "прожить"? Как "простыдиться"? Зачем нужна эта эмоция?…

  • Мужской образ. Трансформация

    Как вам, товарищи участники? Настолько радикальная перемена лично для меня, что уже начинаю понимать людей с прозопагнозией. К какому архетипу вы…

  • Про "соседей". Подтема

    Про соседей я пишу уже на регулярной основе. Не хотела и не планировала. Но чем больше пишешь про "соседей", тем больше пишется.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments