m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Вопросы об отце

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 313-321


УДК 159.922.736:316.356.2

ББК Ю957.65

«ПРИСУТСТВИЕ ОТЦА» В ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛОГО РЕБЕНКА: АДАПТАЦИЯ И ВАЛИДИЗАЦИЯ
ОПРОСНИКА ЭДИТ КРАМП FPQ

Хромов А.Б.
E-mail: anatolykhromov@yandex.ru

Уральский институт экономики, управления и права, г. Курган

В исследовании изучалась вклад каждого пункта и структура опросника FPQ Присутствие отца Эдит Крамп методом корреляционнаго и факторного анализа. Получены хорошие характеристики опросника. Статистические различия субъективных оценок взрослых детей, воспитывавшихся с отцом и без отца, а также корреляции с данными стандартизированных тестов показывают позитивную роль присутствия отца в семье и влияние особенностей его взаимодействия с ребенком на формирование личности. В частности, взрослые оценивают свою жизнь более счастливой, а людей, которые их окружают более приятными в общении, если отец проживал в семье дольше.

Ключевые слова: опросник FPQ, Присутствие отца, Эдит Крамп, отцовство, адаптация, корреляции, факторный анализ, оценки взрослых детей.

Большинство практикующих в области педагогической психологии специалистов признают наличие родительского потенциала у отцов – мужчин в семье, отвечающего за формирование и осуществление значимой привязанности отца к своему ребенку, что обеспечивает ребенку психологическую защиту на всём протяжении эпохи детства.

Научная литература имеет достаточно много сведений о роли отца в семье, но исследования редко содержат информацию относительно важнейших аспектов вовлеченности отца в формирование личности.

Если рассматривать роль отца в семье в реализации воспитательной функции, то она заключается в том, что отец показывает определенный пример мужского типа поведения. Хороший отец это – олицетворение дисциплины и порядка, источник уверенности и авторитета. Присутствие отца в личности ребенка отражается на всех уровнях: на эмоциональном – в  уравновешенности аффектов и психических процессов; на когнитивном – в    особенностях развития логического мышления; на социальном и поведенческом уровнях – в усвоении социальных и культурных норм. Отцовство можно определить как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности в семье, важнейшей особенностью которой яв-

313


ляется социальная детерминированность процесса взаимодействия отца с ребенком.

В   нашем исследовании эффект присутствие отца изучался с ретроспективной точки зрения взрослых детей. Для получения необходимой информации опросным методом был выбран опросник FPQ (The Father Presence Questionnaire), разработанный американским социологом Эдит М. Крамп. Автором опросника была предложена концептуальная модель изучения эффекта присутствия отца в трех психологических областях проявления: в эмоциональных отношениях ребенка с отцом, в когнитивных представлениях ребенка об отце, и с позиции полноты информации, получаемой от разных поколений отцовского влияния.

Опросник FPQ Присутствие отца [3] – опросный инструмент диагностики, состоящий из 10 шкал (всего 103 пункта), позволяющий с точки зрения взрослого человека в пятибальной системе оценок ретроспективно изучать субъективный опыт взаимодействия ребенка с отцом. С помощью FPQ можно получить богатое и максимально детализированное описание присутствия отца в семье, приблизившись к психологическому пониманию роли отца в формировании личности ребенка.

На первом этапе нашего исследования необходимо было убедиться в надежности и валидности нового диагностического инструмента. Таким образом, одной из задач исследования стало изучение характеристик самого опросника FPQ.

Испытуемые исследования – студенты курганских ВУЗов в возрасте 18–25 лет (N=228), лица мужского и женского пола были распределены в четыре группы с учетом половой дифференциации и длительности проживания в семье с отцом.

В ходе адаптации опросника FPQ к русской культуре была проведена процедура первичной валидизации и стандартизации данных с использованием методов статистического анализа. Выявлялись статистические различия критериальных групп. Валидность FPQ проверялась методом корреляций шкал и пунктов опросника со шкалами других диагностических инструментов личности, таких как: методика Томаса, опросник УСК, тест Басса-Дарки, опросник Леонгарда-Шмишека, пятифакторный тест (5FPQ), тест Т. Лири, тест ASQ Селигмана. Также определялись коэффициенты корреляции данных опыта взаимодействия ребенка с отцом, полученных с помощью опросника FPQ и длительностью пребывания отца в семье.

Для выявления структуры опросника применялся факторный анализ. Ответы испытуемых на опросник FPQ факторизовались методом главных компонент с последующим варимакс вращением. На языке конфирматорного факторного анализа были получены статистические решения в виде выделенных блоков-факторов. Входящие в блоки пункты, группировались в    логически обоснованные первичные факторы, которые в оригинальном тексте автором методики были определены как диагностические шкалы

314


опросника FPQ. Лучшим вариантом факторного анализа в нашем исследовании стало трехфакторное статистическое решение [1].

ПЕРВЫЙ БЛОК ФАКТОРОВ FPQ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОТЦОМ включает в себя восемь первичных диагностических шкал, а именно: Чувства к отцу; Восприятие причастности (вовлеченность) отца; Физические отношения с отцом; Отношения отца и матери; Концепция отца, как Отца Небесного (Бога); Отношения моего отца со своим отцом. С невысокими факторными весами в первый блок факторов входит также шкалы Отношения отца и матери и Поддержка матери отношений с отцом. С отрицательными значениями весовых коэффициентов пункты этих двух также шкал входят в третий блок факторов. Все эти шкалы первого блока измеряют преимущественно эмоциональный опыт взаимодействия сына или дочери с отцом в семье, а также некоторые пункты из этих шкал имеют признаки поведенческого и когнитивного компонентов. Первый блок факторов выявляет особенность чувств, которые отец вызывает у ребенка, а также, какое влияние оказывают на личность ребенка характер взаимоотношений, складывающийся между разными поколениями семьи, в частности, отношения отца со своим отцом (испытуемому он приходится дедушкой).

Рассмотрим подробнее пункты и шкалы опросника FPQ, ориентированные на оценку аффективной стороны отношений с отцом, то есть представляют Аффективный блок опросника.

Шкала 1. Чувства к отцу состоит из 13 пунктов, которые представлены в данной статье упорядоченными от максимальных значений факторных весов, что позволяет учитывать вклад пункта в общее содержание шкалы: «Мой отец очень важен для меня» весовой коэффициент 0,802; «Я уважал/уважаю своего отца» 0,775; «Мой отец занимает особое место в моей жизни, и его никто не может заменить» 0,769; «Мой отец и я любили/любим быть вместе» 0,768; «Мне нужен мой отец» 0,762; «Я всегда чувствовал за своей спиной отца, который поддерживал мои устремления или действия» 0,738; «Я чувствовал/чувствую близость к моему отцу» 0,720; «Я чувствовал /чувствую вдохновение находясь рядом с отцом»0,700.

Шкала 3. Восприятие причастности (вовлеченность) отца. Эта шкала рассматривает роль отца как участника процесса формирования когнитивной сферы личности, и оценивается с точки восприятия объекта воздействия и своего участия в этом процессе. Шкала объединяет 14 пунктов, исследующих отношение испытуемых к отцу: «Мой отец поощрял меня» – максимальный вес 0,827; «Мой отец был заинтересован в моей безопасности» 0,816; «Мой отец всегда слушал меня, когда я хотел что-либо ему рассказать» 0,800; «Мой отец понимал меня» 0,797; «Мой отец учил меня отличать хорошее от плохого» 0,796; «Мой отец часто говорил, что он любит меня» 0,767; «Я всегда мог подойти к отцу со своей проблемой и все-

315


гда получал от него совет или помощь» 0,710; «Мой отец и я участвовали вместе в интересных делах» 0,700; «Мой отец помогал мне планировать мое будущее» 0,681; «Мой отец посещал мою школу и интересовался моими успехами в учебе» 0,597; «Мой отец посещал спортивные мероприятия, в которых я принимал участие» 0,550.

Шкалу 4. Физические отношения с отцом (9 пунктов) представляют пункты с весовыми коэффициентами факторного анализа, отражающие роль физического взаимодействия ребенка и его/ее отцом или лица мужского пола, замещающего отца. Участники опроса оценивают следующие высказывания: «Когда я был ребенком, мой отец любил разговаривать со мной» – максимальный вес 0,792; «Когда я был маленьким, мой отец часто держал меня на руках» 0,737; «Я любил держаться за моего отца» 0,725; «Мой отец позволял мне сидеть на его плечах» 0,704; «Мой отец любил держать меня за руку, обнимать за талию или плечи» 0,764; «Мой отец обнимал и/или целовал меня» 0,663; «Когда я был маленьким, я любил сидеть на коленях у своего отца» 0,642; «Мой отец укутывал меня в одеяло, когда я готовился/готовилась ко сну» 0,640; «Когда я был/была ребенком, мой отец менял мои подгузники и купал меня» 0,564.

Шкала 6. Концепция отца как Бога с относительно невысокими факторными весами (так как среди российских студентов не много искренне верующих в Бога лиц) также вошла в первый блок факторов: «Я полагаю, что существует Небесный Отец или Бог, который определяет всю нашу жизнь» 0,385; «Моя религиозная или духовная жизнь важна для меня» 0,385; «Я молюсь или каким-то иным способом общаюсь с Богом» 0,334; В этот фактор также входят пункты с атеистическим содержанием: «Я сомневаюсь в присутствии Небесного Отца, который создал все на этом свете» 0,320; «Я сомневаюсь в присутствие Небесного Отца, который любит меня и заботится обо мне» 0,247; «Мои жизненные трудности заставляют меня рассчитывать на то, что Небесный Отец может помочь мне» 0,218; «Жизнь – случайность, которая не имеет никакого целевого значения или смысла»

0,165.

Шкала 10. (13 пунктов) Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом). Здесь мы измеряем индивидуальные эмоциональные впечатления или имеющиеся знания испытуемого/испытуемой об отношениях отца в его семье, в то время, когда отец ещё был ребенком: «Мой отец чувствовал близость к своему отцу» 0,709; «Мой отец уважал своего отца» 0,681; «Мой отец очень любил своего отца» 0,671; «Мой отец чувствовал себя в тепле и безопасности, когда он был со своим отцом» 0,662; «Мой отец и его отец любили быть вместе» 0,628; «Отец моего отца (мой дедушка) занимал особое место в его жизни, и никто не мог заменить его» 0,547; В эту шкалу вошли также пункты с меньшими весовыми коэффициентами: «Мой отец хотел походить на своего отца»; «Мой отец мог говорить со своим отцом на любые темы».

316


В эмоциональный блок также вошли два пункта из Шкалы 5. Отношения отца-матери: Мой отец и моя мать не любили друг друга 0,628; Моя мать не могла терпеть моего отца 0,598, и с негативными высказываниями пункты Шкалы 9. Негативные отношения моей матери со своим отцом: «Моя мать была разочарована своим отцом» 0,726; «Моя мать ненавидела своего отца» 0,667; «Моя мать чувствовала себя напряженной и была «начеку» когда ее отец приближался к ней» 0,510; «Моя мать часто говорила, что она как будто не знала своего отца» 0,501; «Моя мать боялась своего отца».
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments