Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.
Со стр. 296-300
УДК 159.922.3 + 159.923.23
ББК Ю931.1 + Ю923В6
ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Фекличева И.В.
E-mail: noula@yandex.ru
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Применение генетических методов в психологии не только дает возможность найти ответы на вопросы, решение которых невозможно в рамках чисто психологической науки, но и ставит новые вопросы, расширяющие горизонты исследований и позволяющие приблизится к пониманию механизмов формирования особенностей человека, которые создают его неповторимый психологический фенотип.
Ключевые слова: психогенетика, наследственность, среда, способности, генетические корреляции.
296
ББК Ю931.1 + Ю923В6
ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Фекличева И.В.
E-mail: noula@yandex.ru
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Применение генетических методов в психологии не только дает возможность найти ответы на вопросы, решение которых невозможно в рамках чисто психологической науки, но и ставит новые вопросы, расширяющие горизонты исследований и позволяющие приблизится к пониманию механизмов формирования особенностей человека, которые создают его неповторимый психологический фенотип.
Ключевые слова: психогенетика, наследственность, среда, способности, генетические корреляции.
296
Психогенетика или поведенческая генетика является междисциплинарной научной областью, в которой используются достижения и методы двух научных дисциплин – генетики и психологии. Предметом изучения в психогенетике является взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальных различий психологических свойств человека, например общих и специальных способностей, темперамента, черт личности и других поведенческих характеристик. Психогенетические исследования включают психодиагностические методы для оценки психологических характеристик и классические генетические методы, позволяющие оценить характер наследования того или иного признака, а также влияние наследственности и среды на его проявление.
В настоящее время исследования психогенетики базируются на использовании таких методов и подходов: классический близнецовый метод, кросс-культурные стратегии, молекулярно-генетические методы, экспериментально-психологические методики и психофизиологические методы (ЭЭГ, ВП, КГС, ЧСС, МЭГ, регистрация движений глаз). Выбор и сочетание методов зависит от целей исследования.
Наиболее часто используемые в психогенетических исследованиях близнецовый метод и метод приемных детей основываются на том, что монозиготные близнецы на 100% генетически идентичны, в то время как дизиготные близнецы имеют только 50% общих генов, у приемных детей отсутствуют общие гены с небиологическими родителями. [5]. Близнецовый метод также дает возможность оценить роль среды в формировании того или иного психологического признака. Среда подразделяется на общую – это условия, повышающие сходство близнецов по определенному признаку, и индивидуальную – условия, не способствующие похожести близнецов [5]. К факторам общей среды относят воспитание в одной и той же семье, что обеспечивает одинаковый воспитательный подход, социально-экономический статус и психологический климат в семье, обучение у одних и тех же учителей, в одном и том же классе и все другие условия, являющиеся одинаковыми для близнецов. Какие же факторы среды могут быть различными для детей из одной семьи? При всем сходстве, даже монозиготные близнецы могут иметь разных друзей, предпочитать разные книги, по-разному воспринимать происходящие события и накапливать опыт. Эти и еще многие другие факторы и составляют индивидуальную среду.
Анализ результатов близнецовых исследований состоит в оценке наследуемости изучаемой черты, а также влияния общей и индивидуальной среды на индивидуальные различия в определенной популяции. При этом наследуемость рассчитывается как удвоенная разность между корреляциями показателей изучаемой черты, подсчитанными для монозиготных и дизиготных близнецовых пар. Выраженность влияния общей среды оценивается как величина, на которую корреляция, подсчитанная для дизи-
297
В настоящее время исследования психогенетики базируются на использовании таких методов и подходов: классический близнецовый метод, кросс-культурные стратегии, молекулярно-генетические методы, экспериментально-психологические методики и психофизиологические методы (ЭЭГ, ВП, КГС, ЧСС, МЭГ, регистрация движений глаз). Выбор и сочетание методов зависит от целей исследования.
Наиболее часто используемые в психогенетических исследованиях близнецовый метод и метод приемных детей основываются на том, что монозиготные близнецы на 100% генетически идентичны, в то время как дизиготные близнецы имеют только 50% общих генов, у приемных детей отсутствуют общие гены с небиологическими родителями. [5]. Близнецовый метод также дает возможность оценить роль среды в формировании того или иного психологического признака. Среда подразделяется на общую – это условия, повышающие сходство близнецов по определенному признаку, и индивидуальную – условия, не способствующие похожести близнецов [5]. К факторам общей среды относят воспитание в одной и той же семье, что обеспечивает одинаковый воспитательный подход, социально-экономический статус и психологический климат в семье, обучение у одних и тех же учителей, в одном и том же классе и все другие условия, являющиеся одинаковыми для близнецов. Какие же факторы среды могут быть различными для детей из одной семьи? При всем сходстве, даже монозиготные близнецы могут иметь разных друзей, предпочитать разные книги, по-разному воспринимать происходящие события и накапливать опыт. Эти и еще многие другие факторы и составляют индивидуальную среду.
Анализ результатов близнецовых исследований состоит в оценке наследуемости изучаемой черты, а также влияния общей и индивидуальной среды на индивидуальные различия в определенной популяции. При этом наследуемость рассчитывается как удвоенная разность между корреляциями показателей изучаемой черты, подсчитанными для монозиготных и дизиготных близнецовых пар. Выраженность влияния общей среды оценивается как величина, на которую корреляция, подсчитанная для дизи-
297
готных пар, превышает половину соответствующей корреляции, подсчитанной для монозиготных пар. Перспективным психогенетическим методом является включение в исследование семей, дети в которых зачаты с помощью различных репродуктивных технологий: донорства спермы и яйцеклетки, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства. Данный метод позволяет оценить влияние различной степени генетического родства и действия пре- и постнатальных факторов на формирование психологических признаков.
Кросс-культурные исследования в психогенетике позволяют оценить вклад социокультурных и генетических факторов, определяющих этнос в распространение изучаемого психологического признака в популяции.
Одним из наиболее динамично развивающихся направлений психогенетики является изучение влияния генотипа и среды на формирование способностей. Выделяют три типа способностей [1]: 1) конвергентные способности, или интеллект, – способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний; 2) дивергентные способности, или креативность, – способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии; 3) обучаемость, или способность к обучению, – способность приобретать знания.
В психогенетическом исследовании школьной успеваемости американских детей в возрасте от 6 до 12 лет была получена оценка наследуемости около 40% и оценка влияния общей среды. В исследовании школьной успеваемости 15–18-летних австралийских подростков оценка наследуемости составила 60% и 12-летних детей из Голландии – 60% [2].
На российской выборке близнецов младшего школьного возраста (7–8 лет) исследовалось влияние генотипа и среды на формирование индивидуальных особенностей невербального интеллекта, оценка которого проводилась с помощью теста «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равен и Л. Пенроуз). В данном исследовании показано, что генетические факторы вносят существенный вклад в формирование индивидуальных особенностей невербального интеллекта. 89% фенотипической дисперсии невербального интеллекта определяется генетическими влияниями, тогда как вклад индивидуальной среды равен 11% [2].
При исследовании индивидуальных различий в школьной успеваемости по отдельным предметам, получены следующие оценки вклада генетических факторов и факторов общей среды в дисперсию школьных достижений: 64 и 15% для оценки по языку (чтение и письмо) и 68 и 10% соответственно для оценки по математике [4].
Изучить природу взаимосвязей между различными показателями способностей позволяет использование в психогенетических исследованиях многомерного анализа. Полученные с помощью него генетические и средовые корреляции показывают, насколько одни и те же гены или одна и та же среда влияют на два показателя. В исследовании, проведенном на 4174
298
Кросс-культурные исследования в психогенетике позволяют оценить вклад социокультурных и генетических факторов, определяющих этнос в распространение изучаемого психологического признака в популяции.
Одним из наиболее динамично развивающихся направлений психогенетики является изучение влияния генотипа и среды на формирование способностей. Выделяют три типа способностей [1]: 1) конвергентные способности, или интеллект, – способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний; 2) дивергентные способности, или креативность, – способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии; 3) обучаемость, или способность к обучению, – способность приобретать знания.
В психогенетическом исследовании школьной успеваемости американских детей в возрасте от 6 до 12 лет была получена оценка наследуемости около 40% и оценка влияния общей среды. В исследовании школьной успеваемости 15–18-летних австралийских подростков оценка наследуемости составила 60% и 12-летних детей из Голландии – 60% [2].
На российской выборке близнецов младшего школьного возраста (7–8 лет) исследовалось влияние генотипа и среды на формирование индивидуальных особенностей невербального интеллекта, оценка которого проводилась с помощью теста «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равен и Л. Пенроуз). В данном исследовании показано, что генетические факторы вносят существенный вклад в формирование индивидуальных особенностей невербального интеллекта. 89% фенотипической дисперсии невербального интеллекта определяется генетическими влияниями, тогда как вклад индивидуальной среды равен 11% [2].
При исследовании индивидуальных различий в школьной успеваемости по отдельным предметам, получены следующие оценки вклада генетических факторов и факторов общей среды в дисперсию школьных достижений: 64 и 15% для оценки по языку (чтение и письмо) и 68 и 10% соответственно для оценки по математике [4].
Изучить природу взаимосвязей между различными показателями способностей позволяет использование в психогенетических исследованиях многомерного анализа. Полученные с помощью него генетические и средовые корреляции показывают, насколько одни и те же гены или одна и та же среда влияют на два показателя. В исследовании, проведенном на 4174
298
парах из 12-летних близнецов изучалась роль наследственности и среды в формировании способности к пространственному мышлению, математическим способностям и их взаимному влиянию. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что воздействием среды объясняется около 70% вариативности пространственных способностей и около 60% математических способностей в этом возрасте. Генетическая корреляция для пространственных и математических способностей составляет примерно 0,6 [6]. Для способностей к обучению чтению и языку генетические корреляции варьируют от 0,67 до 1,00, 0,47 до 0,98 для способностей к обучению чтению и математике, 0,59 до 0,98 для способностей к обучению языку и математике [4].
Полученные данные позволяют говорить о том, что за генетические влияния на широкий круг разнообразных способностей отвечает один и тот же набор «универсальных» генов. Последнее предположение обозначается в современной литературе по психогенетике как гипотеза «универсальных» генов. Для поиска таких генов применяется процедура анализа сцепления для локусов количественных признаков (QTL). Положительные корреляции с нормальной вариативностью общего интеллекта показаны для двух генов-кандидатов: катепсин D (CTSD) и холинэргический мускариновый рецептор (CHRM2). Исследовалась также связь гена CTSD со старческим слабоумием. В этой работе интеллект тестировался у людей пожилого возраста, начиная с 50 лет, в течение 15-летнего периода, зафиксировать развитие деменции. Оказалось, что ген CTSD не связан с возрастным падением оценок, но положительно коррелирует с первоначаль-ными оценками интеллекта в 50 лет [5].
В психогенетических исследованиях личности и темперамента показано, что наследуемость оценок по факторам Большой Пятерки (эктраверсия, альтруизм, сознательность, невротизм, открытость) составляет 40–60%, оставшиеся 40–60% вариативности этих показателей объясняются вкладом индивидуальной среды, влияния общей среды составляют около 20%. Таким образом, вариативность в популяции обобщенных черт личности, оцениваемых с помощью факторов Большой Пятерки зависит от наследственных особенностей и средовых условий, причем в большей степени от индивидуальных, чем от общих. Высокие коэффициенты наследуемости выявлены для таких личностных характеристик, как антисоциальное поведение, депрессия, социальная отвественность (70–89%).
Роль общей среды оказалась довольно высокой в показателях социабельности (31%) и самостоятельности (47%). Исследование, проведенное на близнецах 8–16 лет показало высокую генетичекую корреляцию тревожности и депрессии (80%) [5].
Таким образом, применение знаний и методов генетики в психологии позволяют обогатить теоретические основы психологии и приблизится к пониманию механизмов, лежащих в основе формирования общих и специ-
299
Полученные данные позволяют говорить о том, что за генетические влияния на широкий круг разнообразных способностей отвечает один и тот же набор «универсальных» генов. Последнее предположение обозначается в современной литературе по психогенетике как гипотеза «универсальных» генов. Для поиска таких генов применяется процедура анализа сцепления для локусов количественных признаков (QTL). Положительные корреляции с нормальной вариативностью общего интеллекта показаны для двух генов-кандидатов: катепсин D (CTSD) и холинэргический мускариновый рецептор (CHRM2). Исследовалась также связь гена CTSD со старческим слабоумием. В этой работе интеллект тестировался у людей пожилого возраста, начиная с 50 лет, в течение 15-летнего периода, зафиксировать развитие деменции. Оказалось, что ген CTSD не связан с возрастным падением оценок, но положительно коррелирует с первоначаль-ными оценками интеллекта в 50 лет [5].
В психогенетических исследованиях личности и темперамента показано, что наследуемость оценок по факторам Большой Пятерки (эктраверсия, альтруизм, сознательность, невротизм, открытость) составляет 40–60%, оставшиеся 40–60% вариативности этих показателей объясняются вкладом индивидуальной среды, влияния общей среды составляют около 20%. Таким образом, вариативность в популяции обобщенных черт личности, оцениваемых с помощью факторов Большой Пятерки зависит от наследственных особенностей и средовых условий, причем в большей степени от индивидуальных, чем от общих. Высокие коэффициенты наследуемости выявлены для таких личностных характеристик, как антисоциальное поведение, депрессия, социальная отвественность (70–89%).
Роль общей среды оказалась довольно высокой в показателях социабельности (31%) и самостоятельности (47%). Исследование, проведенное на близнецах 8–16 лет показало высокую генетичекую корреляцию тревожности и депрессии (80%) [5].
Таким образом, применение знаний и методов генетики в психологии позволяют обогатить теоретические основы психологии и приблизится к пониманию механизмов, лежащих в основе формирования общих и специ-
299
альных способностей, темперамента, черт личности и других психологических характеристик.
Литература
1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
2. Малых, С.Б. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований / С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова, Ю.В. Ковас // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 186–199.
3. Bouchard T.J.Jr. / Genes, evolution, and personality // T.J.Jr. Bouchard, J.C. Loehlin // Behavioral Genetics. – 2001. – V. 31, N 3. – P. 243–273.
4. Kovas, Y. The genetic and environmental origins of learning abilities and disabilities in the early school years/ Y. Kovas, C.M.A. Haworth, P.S. Dale, R. Plomin // Monographs of the Society for Research in Child Development. – 2007. – V. 72. – P. 1–44.
5. Plomin, R. Behavioral Genetics / R. Plomin, J.C. DeFries, G.E. McClearn, P. McGuffin. – 5th ed. – New York: Worth Publishers, 2008. – Р. 505.
6. Tosto, M. Why do spatial abilities predict mathematical performance / M. Tosto, K. B. Hanscombe, C. M.A. Haworth, O.S.P. Davis, S.A. Petrill, P.S. Dale, S. Malykh, R. Plomin, Y. Kovas // Developmental Science. – 2014. – V. 17, N 3. – P. 462–470.