m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Как измерить идентичность

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 288-292


УДК 159.923.2

ББК Ю935.12

ИПСАТИВНЫЙ ФОРМАТ ДИАГНОСТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Солдатова Е.Л., Завьялова И.Ю.
E-mail: irinamai-5@mail.ru

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья посвящена исследованию возможности и особенностей процедуры создания ипсативного опросника идентичности личности. Описаны ограничения и преимущества ипсативных личностных опросников, структура идентичности личности, процедуры стандартизации разрабатываемой методики.

Ключевые слова: ипсативный тест, формат вынужденного выбора, идентичность личности, эго-идентичность.

На проблему достоверности данных получаемых с использованием самооценочных личностных опросников не однократно указывают авторы и исследователи (Л.Ф. Бурлачук, К.М. Гуревич, Г.Л. Логинова и др.). Наиболее распространенным эффектом влияющим на достоверность результатов называют эффект социальной желательности – это тенденция к выбору

288


«социально положительного» ответа, предписываемого общественными или групповыми нормами. Описаны так же следующие установки: установка на согласие – тенденция соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы только «да», независимо от их содержания; установка на неопределенные ответы, то есть ответы средней категории; установка на «крайние» ответы [2]. «Стиль ответа испытуемых» значительно влияет на полученные результаты, поэтому нормативный подход к психодиагностике личности не может в полной мере гарантировать надежность измерений.

Выделяют три возможные формы психологического измерения, – интерактивное, нормативное и ипсативное. Термин «ипсативный» обозначает измерение, основанное на интраиндивидуальных сравнениях, когда результаты диагностики каждого испытуемого служат измерительным эталоном для самих себя [1]. В отличие от нормативных опросников, в ипсативных при анализе результатов тестирования применяются не внешние по отношению к испытуемому измерительные эталоны (нормы), а система субъективных сравнений и выборов конкретного испытуемого, что позволяет преодолеть эффекты «стиля ответа испытуемых».

Проблема диагностики идентичности личности на сегодняшний день выходит на первый план, как в исследовательских работах, так и в частной консультативной практике, что в первую очередь связано с кризисностью и нестабильностью современного общества. Диагностика идентичности личности позволяет выявить индивидуальную глубинную личностную структуру представлений человека о себе самом, однако нормативный подход при этом лишь размывает получаемую информацию.

Как в философии, так и в психологии традиционно идентичность рассматривается как те знания, представления и переживания, которые задают основу самотождественности. В возрастной психологии уточняется, что эти представления и переживания задают стабильность картины мира, и восприятия себя во времени, динамика преобразования личности в периоды нормативных и не нормативных кризисов связана с изменением статусов идентичности. В нашем представлении, идентичность личности – процесс самоотождествления личности, который отражает отношения третьего рода и измеряет отношение к себе личности, измененной в результате динамических преобразований социальной ситуации развития. Формирование идентичности проходит разные уровни в соответствии с фазами кризиса. Взяв за основу идею Дж. Марсиа о разных сочетаниях двух факторов (поиск идентичности и принятие обязательств) в разных статусах идентичности, мы рассматривали эти особенности в трех фазах нормативных кризисов взрослости [4].

В ходе структурированного интервью было выявлено, что для каждой фазы нормативного кризиса характерен определенный статус идентичности: в дебюте кризиса – предрешенная (заданная новой социальной ситуацией, внешними образцами и идеальной формой). Этот статус идентично-

289


сти личности чаще всего связан с идеализацией «Я-будущего», отказом от «Я-прошлого», эгоцентризмом и некоторой эйфорией по поводу собственных изменений. В апогее кризиса – размытая или диффузная идентичность личности, здесь в полной мере проявляются сомнения, неверие в собственные ресурсы, но, вместе с тем, человек ищет, «примеряет» различные образцы для идентичности.В завершении кризиса – автономная идентичность, достижение которой является обязательным условием перехода в стабильный этап развития – фазу новых количественных изменений [4].

Собранные в ходе структурированного интервью высказывания, отражающие автономную идентичность, были сгруппированы по сферам проявления и предложены в виде опросника испытуемым в возрасте от 18 до 52 лет. В опросник было включено 72 высказывания, которые, по мнению экспертов, наиболее точно отражали представления о себе личности с достигнутой (автономной) идентичностью. Процедура факторизации с последующим «варимакс» вращением позволила свести к восьми конструктам многочисленные высказывания. В результате были отброшены высказывания, не вошедшие в выделенные факторы. Анализ оставшихся пятидесяти трех высказываний позволил определить содержание каждого фактора и дать ему соответствующее условное название [4].

1.   «Ответственность за выбор», которая определяет, насколько человек доверяет себе, своему выбору и доверяет выбору другого, признает ответственность за принятие решения того, кому это решение принадлежит.

2.   «Самодостаточность» или «сила Эго», то есть независимость, самодостаточность личности в реализации жизненных целей, собственной линии жизни, в сфере отношений, социальных и профессиональных контактов.

3.   «Осознанность жизненного пути», которая включает представление личности о непрерывности развития, об ответственности за выбор своего жизненного пути, своих способностях и возможностях осознанного влия-ния на свою жизнь.

4.   «Эмоциональная зрелость», связанная с принятием своих чувств, даже самых сильных и с доверием своим эмоциональным проявлениям.

5.   «Принятие настоящего», то есть значимость и привлекательность для личности событий и переживаний сегодняшнего дня, без сравнения их с прошлыми событиями и представлениями о будущем.

6.   «Осознанность собственных ценностей», отражает рациональность и гибкость в отношении принятия своих ценностей.

7.   «Соответствие себе», то есть ценность быть собой, доверять себе, отношение к себе как уникальной системе, способной к изменениям без потери самотождественности и устойчивой в сфере социальных отношений.

Сама структура идентичности личности предполагает возможность лишь субъективной самооценки данного феномена. При этом нормативные

290


показатели, такие как медиана, среднее отклонение, область высоких, средних и низких значений отражают лишь субъективное виденье человека, в том числе обусловленное спецификой его когнитивного стиля, самооценкой, индивидуальной системой координат. Каждый из статусов идентичности с одной стороны обладает уникальной спецификой, с другой стороны, возможно совмещение различной выраженности признаков статусов идентичности в различных сферах жизни. С этой точки зрения индивидуальный профиль идентичности личности более информативен, чем условно нормативная выраженность каждого из признаков. В диагностическом плане наиболее действенным будет использование опросника, как ипсативного, с осознанным выбором соответствующего самоощущению вариантом. Специфика интерпретации ипсативных опросников по сравнению с нормативными определяется отсутствием выделяемых уровней и типов испытуемых, что делает интерпретацию полученных данных более трудоемкой, творческой, с другой, более информативной для испытуемых, учитывающей его индивидуальный когнитивный стиль, с меньшем влиянием эффекта социальной желательности и других установок.

Еще одной из особенностей ипсативных опросников является формат вынужденного выбора, когда испытуемый выбирает наиболее подходящий для него вариант [3]. В тесте структуры эго-идентичности испытуемым предлагается в каждом пункте шкалы выбирать одно из трех утверждений, описывающих реальность представлений о себе с позиции предрешенной, диффузной или автономной идентичности. По результатам диагностики испытуемый получает индивидуальный профиль выраженности каждого из трех статусов идентичности с учетом представленности каждого из статусов в 7 шкалах, что позволяет указать не только на специфический для испытуемого статус идентичности, в отличие от указания преобладающего типа, но и выделить ресурсные и проблемные структуры в его идентичности, указать на возможные ориентиры выхода из кризиса.

На сегодняшний день уже проведена предварительная психометрическая проверка теста структуры эго-идентичности, включающая проверку тест-ретестовой надежности по критерию устойчивости данных во времени и валидности теста по нескольким направлениям. Дальнейшая работа будет направлена на разработку более многочисленных пунктов теста, так как надежность ипсативных методов значительно снижается в сравнении с нормативными методиками, что может быть преодолено за счет увеличения пунктов теста. В связи с большим объемом теста и трудоемкостью заполнения предполагается создание компьютерного варианта методики. Кроме того, необходимо будет провести анализ «веса» каждого из пунктов теста, а так же выровнять их по шкалам и статусам идентичности личности. Требует так же доработки процедура обучения работы с данной тестовой методикой, так как ипсативный формат тестирования требует дополнительной квалификации психодиагноста.

291


Литература

1.    Батурин, Н.А. Ипсативные личностные тесты вынужденного выбора: анализ зарубежного опыта / Н.А. Батурин, А.Е. Иванов // Вестник ЮУрГУ. Серия
«Психология». – 2013. – Вып. 6. – № 3. – С. 17–25.

2.   Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

3.    Иванов, А.Е. Новые подходы к разработке ипсативных психодиагностических методик / А.Е. Иванов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2014. –
Вып. 4. – №7. – С.89–96

4.    Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2007. – 267 с.

5.    Солдатова, Е.Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – Вып. 10. – № 27(203). – С. 66–74.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments