m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Мэтр об искусстве психодиагностики

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 283-286


УДК 159.923.2
ББК Ю935.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТИ

Собчик Л.Н.
E-mail: luniso@yandex.ru

Институт прикладной психологии, г. Москва

Актуальность проблемы кадрового отбора и профориентации несомненна. Учитывая сложность понятия личность, применение тестов должно основываться на определенной целостной концепции.

283


Помимо показателей свойств личности, связанных с предиспозицией к разным видам деятельности следует принимать во внимание культуральные особенности популяции, а также индивидуальные аспекты духовности и нравственного стержня обследуемого лица.

Ключевые слова: теория, структура личности, самосознание, само-регуляция, интегративное ядро, нравственность, духовность, культура.

Проблема корректного применения психодиагностических методик, направленных на выявление личностных особенностей, деловых качеств, способностей и устойчивых профессионально важных свойств, является актуальной и имеет большое значение при профориентации, в сфере отбора и управления кадрами, а также в образовательном процессе. Зачастую этот вопрос решается эклектично, подбор методик носит случайный характер, без опережающей опыт гипотезы и концептуальной платформы. Практика не зиждется на какой-либо теории, методики из разных подходов не анализируются на основании понимания личности как целостного конструкта.

Коллектив Института прикладной психологии, многолетнего (с 1970 года) разработчика психодиагностических методик и (с 1980 года) компьютерный версий этих методик, старается, следует заветам основоположников российской психологии, в частности, Б.В. Зейгарник, которая всегда утверждала, что гипотеза и теоретическая основа всегда должны опережать практическое применение методик и анализ эмпирического опыта.

Теория ведущих тенденций, которая положена в основу модели психодиагностического исследования, позволяет всесторонне охватить разные аспекты личности в процессе сопоставления показателей разных тестов. При этом выявляются показатели, свидетельствующие о профессиональных важных наклонностях, деловых качествах, интеллектуальных особенностях, а также об уровне социально-психологической адаптированности. Проведенное в динамике исследование дает представление об индивидуальном диапазоне колебания личностных свойств. Кроме того, разработанный в Институте прикладной психологии подход к психодиагностическому исследованию позволяет определить, на каком уровне отмечено искажение объективной информации о данной конкретной личности (в связи с осознанной установкой или из-за бессознательной защитной реакции). При усреднении показателей всей репрезентативной группы можно получить наиболее выраженные тенденции, которые могут играть заметную роль для выявления особенностей, характеризующих основные проблемы этой группы, региона или этноса.

Однако доступные тестовому исследованию личностные параметры сводятся к описанию формальных показателей, относящихся к особенностям характера, к типу реагирования, с помощью которого человек адаптируется в окружающем мире. Любое тестовое исследование и даже большой набор разных методик не решают всех значимых задач, стоящих перед

284


психологом. В практической работе у специалистов - психологов часто возникает вопрос: как понять, порядочен ли человек, совестлив ли, способен на противоправные действия. В целом, естественно, более склонный к рефлексии, гуманитарного склада человек менее расположен к агрессивному и антисоциальному поведению. Спонтанные лидеры, личности импульсивного склада больше склонны к своевольным поступкам, так как у них более выражена тенденция к поведению, мотивированному эгоистическими потребностями. Но, все же, эти особенности не могут быть серьезным основанием для определения отношения обследуемых лиц к морали и нравственности.

Ядро личности, интегративное его звено, влияющее на самоконтроль, самооценку и саморегуляцию, определяет ориентацию личности на нравственные критерии. Они общеизвестны, отражены как в заповедях Христовых, так и конституциях большинства цивилизованных стран. Насколько человек способен придерживаться этих критериев, трудно выявить только с помощью тестов. Нравственная основа личности человека вырабатывается прижизненно и находится в непосредственной связи с уровнем его культуры. А уровень духовной зрелости можно узнать по тому, насколько человек усвоил историю и традиции своего народа, насколько он просвещен, начитан, как глубоко он проник в культурное наследие человечества. Эта проблема стала особенно актуальной в современных условиях, когда уровень духовного развития человека приобрел статус второстепенности, а материальная, прагматическая сторона жизни стала для большинства людей более важной. В разговоре с людьми, в процессе чтения лекций в достаточно, казалось бы, грамотной аудитории, невольно замечаешь, что цитаты из классической литературы, примеры, взятые из произведений известных писателей, метафорические образы, пословицы, имеющие глубокий переносный смысл, не всегда воспринимаются адекватно, наталкиваешься на пустоту непонимания.

Как все же определять общий уровень культуры отдельного человека? Можно использовать методику исследования иерархии ценностей Г. Оллпорта, семантический дифференциал Ч. Осгуда, который позволяет сравнить осознанный, продуманный выбор ценностей со спонтанным, не контролируемым установочными тенденциями, акцентом на реально значимых для конкретного человека ценностях. Кроме того, следует разрабатывать новые тесты, направленные на изучение ценностной ориентации. Но есть и более легкий путь: предложить обследуемому написать изложение, при этом обратить внимание на его грамотность, богатство словарного запаса, осведомленность в разных сферах культурной жизни, широту взглядов. Всесторонне исследуя характер и наклонности человека, мы не можем игнорировать важнейший аспект личности, ее «вершинные» (по Выготскому) свойства.


285


Литература

1.  Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2003. – 640 с.

2.   Собчик, Л. Н. Проблема духовности в психологии / Л.Н. Собчик // Материалы IX Российской научной конференции. – Рязань: Изд-во Рязанской Академии права и управления, 2002. – С. 14–17.

3.  Собчик, Л. Н. Психодиагностика в кадровом отборе и в профориентации / Л.Н. Собчик // Материалы межрегиональной конференции «Психодиагностика и тестирование персонала». М.: РГБ, 2004.

4.  Собчик, Л. Н. Управление персоналом и психодиагностика. Практическое руководство / Л.Н. Собчик. – М.: Боргес, 2008. – 186 с.

5.   Собчик, Л. Н. Психодиагностика как инстумент исследования личности / Л.Н. Собчик // Доклад и тезисы к материалам V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». – М.: РПО, 2012. – Т. 3. – С. 224–225

6.   Собчик, Л.Н. Искусство психодиагностики / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2014. – 154 с.
Tags: теоретическая модель, тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments