m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Её любимый паровозик (с)

Оригинал взят у m_d_n в Психолог это профессиональный наблюдатель
Психолог это профессиональный наблюдатель
© Бермант-Полякова О.В., 2011




В одном из психодиагностических отчётов, разрешённых к публикации в интернете, вы могли прочесть слова:
"Подтверждается существование двух паттернов переработки визуальной информации: когда задание находится во фронтальном поле зрения ребёнка, его действия хаотичны, он допускает более двадцати ошибок, после того как психолог указал на ошибку, исправляет охотно, действует беспорядочно, нет стратегии. Когда задание находится в периферическом поле зрения ребёнка (взгляд вниз вбок), действует систематически, не допускает ни одной ошибки, выполняет по памяти безупречно, действует в соответствии со стратегией"

Это резюме клинического наблюдения, "выжимка", а то, что происходит на приёме, психологи редко детально протоколируют и практически никогда не документируют как фото. Есть у меня согласие на публикацию, покажу вам "в замедленной съёмке" пять минут работы психолога на консультативном приёме.
В среднем в одну минуту четыре фотографии, дети работают быстро. Психолог мысленно систематизирует наблюдаемое по нескольким осям:

Ведущая рука,
Координация глаз-рука,
Межполушарное взаимодействие,
Стратегии достижения результата,
Способность самому замечать и исправлять ошибки,
Стратегии совладания с затруднением в процессе работы,
Темп работы.

Со стола в клинике убирается в сторону ваза с корицей
паровозик1.jpg

Ребёнку говорится, что задание двухчастное, сначала вы покажете ему паровозик

(структурированное поэтапное детализированное предъявление, потом будет задача сложнее, хаотическое  целостное предъявление) ставите на стол паровозик в собранном виде, обратите внимание, неокрашенные детали внизу, цветные вверху,

паровозик2.jpg

Снимаете три верхние крышки, кладёте в первом ряду
паровозик3.jpg

Снимаете со штырьков детали, кладёте во втором и третьем ряду
паровозик4.jpg

Разъединяете вагончики между собой и поглядываете вбок на часы
паровозик993.jpg

Обращаетесь к ребёнку: Собери паровозик таким же, какой он был
(вы даёте сразу две задачи, синтетическую (собрать) и подчиниться указаниям (сделать копию по образцу авторитарной фигуры), и внимательно наблюдаете, как ребёнок будет их выполнять)

В клиническом случае ребёнок может удивить вас таким выполнением инструкции:
паровозик994.jpg

Некоторые люди сразу соединяют вагончики в одну основу и собирают паровозик как целое "снизу вверх целиком", некоторые собирают части-вагончики и потом соединяют готовые вагончики между собой в один паровозик - это их стратегия решения любой задачи, глобальное целое W или детализированное по частям D выполнение. В нашем примере ребёнок берётся за вагончик с диагональными кубиками и начинает собирать, смотрим на муки визуально-моторной координации:

Работает правой рукой,
паровозик5.jpg
левый кубик установлен верно, правый повёрнут
(ротирован, проблемы ротации это проблемы стволовых структур. Проблемы с вниманием и лобные проблемы выявлялись бы, если бы для деталей на 4 отверстия ребёнок взял основу на 2 штырька и пробовал руками примерять одно на другое, на уровне действий, манипуляций, проб и ошибок решал бы, не на уровне мыслительных схем и соотнесения образов)

Продолжает сборку,
паровозик6.jpg
левая часть собрана верно, правая собрана неверно, спонтанный комментарий ребёнка (свидетельство сохранности лобных функций планирования):
"Крышка должна быть сверху"

Спонтанно разбирает вагончик и делает вторую попытку,
левая часть снова собрана верно (правое полушарие функционирует безупречно), правая часть собрана неверно, по сравнению с предыдущей попыткой ротирована в горизонтальной плоскости на 90 градусов), можно предположить, что стволовые дефициты (и активация мозговой деятельности) больше затрагивают левое полушарие,
паровозик8.jpg

Спонтанно разбирает вагончик и делает третью попытку (ребёнок с низкой фрустрационной толерантностью уже давно расшвырял бы кубики со стола, но здесь нет речи об эмоциональных проблемах).

Итак, ребёнок критично воспринимает результат своих действий, активно предпринимает попытки исправить, сбой идёт не на эмоциональном или алгоритмическом уровне, а на уровне исполнительских функций, способа реализации запланированного:
паровозик8.jpg

Кубики снова ротированы, очередной поворот картинки, только в горизонтальной (не в вертикальной, как нужно было бы) плоскости, попытка исправить неудачная (стволовые нарушения никуда не деваются), что будет делать ребёнок?

Откажется продолжать сборку? Отрицание, отказ это стратегия совладания "лобных" детей.
Начнёт бранить неправильные кубики? Эмоциональный выплеск это проблемы с регуляцией аффекта.
Станет исследовать кубики, пытаясь найти причину? Если начнёт решать задачу сначала, это трудолюбие и сформированные навыки обучения, возможно, поленезависимость.
Попросит подсказки или помощи психолога (в задании не было слов "собери сам")? Если поступит так, это сформированная установка на сотрудничество с другими людьми, возможно, полезависимость.
Предпримет новую попытку? Это будет свидетельством прекрасных морально-волевых качеств.

Ребёнок спонтанно разбирает вагончик и делает четвёртую попытку. В дело вступает вторая рука, теперь работает ОБОЕРУКИЙ РЕБЁНОК, две руки и два полушария одновременно пытаются решить задачу,
паровозик9.jpg
и эта попытка оказывается безуспешной, и так
паровозик91.jpg
и этак
паровозик92.jpg

тогда ведущим становится правое полушарие, первыми он берёт цветные кубики, цвет становится важным фактором, пятая попытка:
паровозик93.jpg

Оба кубика ложатся на основу как следует, однако не-цветные кубики проигнорированы, трудную и неподдающуюся часть задания сокращают, - часть реальности "выкинута", никакой фрустрации, зато ровно встала крышка и вагончик собран :)
паровозик94.jpg

Родители во второй части консультации легко приводят примеры на такой паттерн поведения и в учёбе, и в отношениях с другими людьми. "Забыть" то, что неудобно помнить, потому что оно долго не получается или упростить? Переработка любой информации это алгоритм, в клиническом наблюдении алгоритм решения задачи (биться, биться, и когда не получилось, упростить) очевиден,

дальше ребёнок работает левой (!) рукой, то есть только правым полушарием, и без проблем собирает детали двух других вагончиков, средний
и последний
паровозик95.jpg

Спонтанное замечание ребёнка: "Наасе хадаш", сделаем по-новому (ребёнок билингв, иврит и русский), делает вперебивку цветные и неокрашенные детали, то есть собирает "не по образцу, заданному психологом". С одной стороны, он осознаёт, что нарушает инструкцию (значит, не забыл, и испытывает потребность объяснить своё неподчинение инструкции), - это эмоционально зрелое для 9-летки поведение, он вступает в диалог и предлагает "сделать новый" паровозик, перерабатывая таким образом неудачу в выполнении задания. Проявляет самостоятельность, - это тоже очевидно.

Психолог обращается к ребёнку со словами:
- Молодец, спасибо! (хвалят за любой результат) А теперь давай разберём его и устроим из деталей балаган (иврит, сленг), вот так.
паровозик96.jpg
Собери паровозик так, как хочешь ты.

Второе предъявление, хаос, и наблюдение за тем, воспользуется ребёнок однажды разработанной стратегией (опыт предыдущего предъявления) или воспользуется свободой творить, инструкция не требует "собрать такой же".

паровозик97.jpg
Первое действие ребёнка, разделить "кучу малу" на части и взять одну из основ для вагона, чтобы начать собирать часть паровозика. Он сразу работает двумя руками, правая (ведущая рука в школе) не вступает в работу первой. Это снова "трудный" для сборки вагон, и снова неудачная попытка, и ребёнок не просто сам замечает ошибку и сам её намерен исправить (он в который раз игнорирует возможность получить помощь от присутствующих родителей и психолога), он переворачивает основу вверх ногами, то есть демонстрирует исследовательское поведение:
паровозик98.jpg

Потом ребёнок предпринимает попытку, которая принесла успех в прошлый раз, и начинает сборку с цветных кубиков:
паровозик99.jpg

Потом ротирует их, вы помните, ротацией в горизонтальной плоскости он решал задачу и в первом предъявлении,
паровозик991.jpg

Нас, конечно, как наблюдателей, интересует вопрос, ограничится он "упрощённым" решением и сразу наденет крышку или попробует приладить неокрашенные детали, то есть станет ли (и уставшим, и уже имеющим опыт неудач, настойчиво продолжать решать задачу новыми способами)
паровозик992.jpg

но не судьба нам была это узнать, потому что у папы, а родители сидят наблюдают процесс, сдали нервы и он нарушил молчание, предписанное психологом, словами "Вот так покрути" и сопроводил слова поясняющим жестом.  Понятно, кто помогает ребёнку справляться с затруднениями визуально-пространственного синтеза из-за функциональной слабости определённой зоны головного мозга, - ПАПА. Он работает "внешним девайсом", который подключен к ребёнку, и его действие (он нарушает инструкцию психолога, чтобы придти на помощь ребёнку)  продиктовано желанием смягчить стресс, которому подвергает ребёнка задание психолога. Думаю, вас не удивит сообщение о том, что жалобы на непослушание предъявляет МАМА. Папу-выполняющего работу, которую Эго ребёнка пока само не выполняет ребёнок не рискует испытывать на прочность.

Для вас так же становится логичной рабочая гипотеза, что папа был против обращения к психологу (инициатором была мама) потому что готов и дальше компенсировать ребёнку функциональный дефицит, потому что сам в детстве был - таким вот, обоеруким. Мы проверим эту гипотезу, когда предложим ребёнку самому устроить балаган из кубиков и дать задание (кому первому, маме или папе? спросит психолог) родителям собрать паровозик. Это возможность "поменять ролями" ребёнка и психолога, подэкспертного и эксперта, и смягчить ситуацию, когда психолог требует тишины и внимательно пристально наблюдает за ребёнком, - переживание для многих дискомфортное, вторгающееся.

Ребёнок видит нужное движение руки, берёт неокрашенный кубик, крутит в вертикальной плоскости и получает верно собранный вагон,
берётся за вагон, который в предыдущей попытке собирал последним (другая последовательность сборки, в этом элемент творчества, комбинируются иначе крупные блоки работы), детали внутри тоже переставляет по-другому по сравнению с предыдущим разом, то есть охотно пробует новое, это ресурс, сборка идёт быстро, поэтому за качество снимков не обессудьте.
Готово!

Завершить я хочу фото о консультативном приёме другой семьи, инсайты комментировать не буду, потому что хочу оставить свой пост в открытом доступе,

паровозик2015-12-04 15-31-48.JPG

... А ещё психологи с детьми на приёме в домино и в карты играют...



P.S.
- А что ваша мама на работе делает?
- Мама сидит в кресле чай пьёт (с)

[Не только, дети, не только]
2015-11-22 22-33-33.JPG

Tags: будни психолога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments