m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Эмоциональный интеллект - интернет-добровольцы и интернет-версия нового теста

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Cо стр. 276-283


УДК 159.923.23.016.2

ББКЮ933.4 + Ю925.21

СОЗДАНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОГО ТЕСТА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК СПОСОБНОСТИ

Сергиенко Е.А.1, Хлевная Е.А.2, Ветрова И.И.1, Киселева Т.С.3
E-mail: stranavetra@gmail.com

1Институт психологии РАН, г. Москва 2Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

3Международный центр «Кретативные технологии консалтинга», г. Москва

В статье представлен обзор русскоязычных методик для измерения эмоционального интеллекта. Описана модель эмоционального интеллекта как способности Дж. Мэйера и П. Сэловея и методика на ее основе – MSCEIT. Представлены результаты адаптации этой методики на русском языке. Изложены теоретические основания создаваемого нового культурноспецифичного русскоязычного теста эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, способность, адапта-ция, психометрическая проверка.

Эмоциональный интеллект как характеристика способности понимать и регулировать эмоциональные состояния продемонстрировал высокую прогностичность и тесную взаимосвязь с эффективностью адаптации, эффективностью профессиональной деятельности и может использоваться для широкого круга психологической работы: коррекции, консультирования, профессионального отбора. Так, было показано с использованием адаптированного нами теста MSCEIT V2.0, что он более надежно предсказывает эффективность управленческой деятельности и экономическую эффективность, чем распространенный показатель этой эффективности KPI [3].

Несомненная актуальность и практическая значимость конструкта эмоционального интеллекта связана и с необходимостью разработки адекватных методов оценки этой способности. Д. Карузо, выделяя три типа моделей эмоционального интеллекта (Caruso, 2003), отмечает, что объективно оценить уровень эмоционального интеллекта можно только в рамках модели способностей при помощи тестов. Цель данного направления наших исследований является разработка и введение методов оценки эмоционального интеллекта в российскую психологическую практику.

Методики измерения эмоционального интеллекта известные в России. За рубежом на данный момент большинство исследований эмоционального интеллекта проводятся с применением 2 методик, распространяемых компанией MHS (Multi-Health Systems): опросника EQ-i 2.0, создан-

276

ного на базе модели Р. Бар-Она [4] и теста MSCEIT V2.0 на базе модели Д. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо [5]. Несмотря на то, что эти методики построены на разных теоретических основаниях, их объединяет высокая психометрическая надежность и всесторонняя поддержка пользователей методик компанией MHS.

1.   Опросник EQ-i 2.0 (Bar-On Emotional Quotient Inventory) включает в себя 5 шкал: внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностных эмоциональный интеллект, шкалу адаптации, шкалу управления стрессом и шкалу общего настроения. Каждая из шкал разбивается на 3 подшкалы, и все вместе шкалы образуют единый показатель эмоционального интеллекта. Всего в опроснике 133 вопроса и его заполнение респондентом занимает от 20 до 30 минут. Стандартизация методики проведена на выборке в 4000 респондентов, выделены возрастные и половые нормы. На русский язык данная методика не переведена и не адаптирована. В 2007 году А.С. Петровская в рамках диссертации на соискание ученой степени кандидата наук «Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности» предприняла попытку перевода на русский язык первой версии опросника EQ-i, однако работа не была согласована с компанией - правообладателем и была завершена адаптацией и стандартизацией модифицированной версии методики (Петровская, 2007).

2.   Тест эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT, произносится «Мэскит») разработан для оценки эмоционального интеллекта в рамках модели способностей [5]. В методике восемь секций, объединяющихся в 4 Ветви эмоционального интеллекта, которые, в свою очередь, образуют 2 больших области эмоционального интеллекта и в совокупности диагностируют общий уровень эмоционального интеллекта. Всего в методике 144 вопроса, и его заполнение респондентом может занять от 30 до 50 минут. Ответы в методике MSCEIT V2.0 репрезентируют реальные способности человека решать эмоциональные проблемы. Это означает, что количество баллов относительно независимо от самооценки, набора ответов, эмоционального состояния и других факторов. На данный момент адаптация русскоязычной версии этого теста завершается в лаборатории психологии развития Института психологии РАН [2].

Также в России для измерения эмоционального интеллекта используются еще 4 методики.

1.   Наиболее широко известна методика М. Холла, которую представил Е.П. Ильин (Ильин, 2001). Она является почти идентичной методике EQ, опубликованной на сайте www.queendom.com. Она состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.


277


Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу от – 3 – «полностью не согласен» до +3 – «полностью согласен».

Однако И.Н. Андреева (Андреева, 2006), описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Под управлением своими эмоциями она видит эмоциональную гибкость, под самомотивацией – произвольное управление своими эмоциями, под распознаванием эмоций других людей – способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Так же стоит отметить отсутствие какой-либо информации по психометрике данного теста, как при его создании, так и при его переводе. Это лишает нас права рассматривать данную методику как адекватную и валидную для измерения эмоционального интеллекта. С этой точки зрения, удивляет ее широкое применение, что еще раз поднимает вопрос о компетентности и этике психологов. Возможно, это объясняется её доступностью на фоне быстро растущего интереса к теме эмоционального интеллекта.

2. Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж. Мэйера и П. Сэловея Н. Шутте с коллегами (Schutte et al., 1998) Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы: оценка и выражение эмоций; регулирование эмоций; использование эмоций при решении проблем.

Ответы даются по 5-балльной шкале от 1 – «это совершенно не обо мне» до 5 – «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам.

Этот опросник показал достаточно хорошие психометрические показатели при конструировании: внутреннюю надежность (ά Cronbach’s = 0,90), тест-ретестовую надежность на уровне 0,78 и очевидную дискриминативную валидность. Ввиду того, что автор перевода А.В. Садокова (Садокова, 2001) не приводит никаких данных по адаптации опросника на русскоязычной выборке, была проведена самостоятельная психометрическая проверка данной методики (Ветрова, 2010). При этом мы сочли возможным использовать данную методику именно для подростков, так как она, в первую очередь, проста и понятна испытуемым такого возраста. Были использованы данные 221 подростка (108 мальчиков и 112 девочек) в возрасте 14–17 лет. В ходе психометрической проверки был вычислен показатель внутренней надежности единой шкалы из 33 вопросов: ά = 0,85 при р ≤ 0,001. Внутренняя надежность составила для шкалы «Оценка и выражение эмоций» ά = 0,696 при р ≤ 0,001, для шкалы «Регулирование эмоций» – ά = 0,712 при р ≤ 0,001, для шкалы «Использование эмоций в решении проблем» – ά = 0,687 при р ≤ 0,001. Для тест-ретестовой надежности были использованы данные 60 подростков, протестированных с разницей в 1 год. Получены следующие результаты: по шкале «Оценка и выражение эмоций» – r = 0,535 при р = 0,00001, по шкале «Регулирование эмоций» – r = 0,537 при р = 0,00001, по шкале «Использование эмоций в решении

278


проблем» – r = 0,492 при р = 0,00007. Единственным минусом данной методики является незащищенность от социальной желательности испытуемых. Однако несомненным плюсом этой методики является простота в использовании и обработке.

3.  ЭмIQ-2 – методика, созданная в России. Работа над тестом началась в 2004г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный интеллект-1») была создана Е.А. Орлом на базе западных исследований по данной тематике. Дальнейшая разработка теста («Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась В.В. Одинцовой под научным руководством А.Г. Шмелева (Одинцова, 2006).

Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал: общий балл, самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость, самооценка чуткости.

Стандартизация существующего варианта методики проводилась на широкой выборке добровольцев, выполнявших интернет-версию методики в   ее исследовательском варианте, на сайте HR-Лаборатории «Гуманитарные Технологии» (свыше 600 протоколов).

Стоит отметить большую практическую направленность данной методики. Под сферой применения ее предполагаются психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного инструмента диагностики при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес-тренеры и т.д.). Тем не менее, к 2015 году эта методика уже несколько лет не продвигается HR-Лабораторией «Гуманитарные Технологии».

4.    Тест ЭмИн Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора [1]. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. Такое
определение предложенное Д. Люсиным перекликается с моделью Х. Гарднера, который полагал, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта и понимается как личностный интеллект. Личностный интеллект разделен на интер- и интраперсональный, что предполагает знание о себе и других (Gardner, 1993).

На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов: межличностный эмоциональный интеллект (интуитивное понимание чужих эмоций; понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способ-

279


ность к пониманию чужих эмоций) и внутриличностный эмоциональный интеллект (осознание своих эмоций; управление своими эмоциями; контроль экспрессии).

Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор (Люсин и др., 2004), принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. В 2009 году были представлены новые данные о психометрических показателях методики ЭмИн (Люсин, 2009). Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом и было показано, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.

К сожалению, данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей, ввиду того, что является опросником, основанном на самоотчете.

Адаптация и стандартизация русскоязычной версии методики MSCEIT V2.0.

Как можно отметить, на данный момент методика MSCEIT V2.0 является в России единственным тестом измерения эмоционального интеллекта. Это шкала способностей, то есть в этом тесте измеряется, как хорошо люди выполняют задачи и решают эмоциональные проблемы, а не просто ответы на вопросы, например, об их субъективной оценке их эмоциональных компетенций. MSCEIT V2.0 был разработан в русле традиции тестирования интеллекта и сформировался главным образом под влиянием складывавшегося научного понимания эмоций и их функционирования (Mayer, DiPaolo, Salovey, 1990; Mayer, Geher, 1996).

Эмоциональный интеллект может быть описан единым уровнем общей эффективности. В то же время он может быть разделен на подобласти опытного (основанного на опыте) и стратегического эмоционального интеллекта. Эти области связаны с Моделью четырех ветвей эмоционального интеллекта, которая занимает центральное место в изучении этой проблематики. Это – первый инструмент измерения, который дает валидные показатели в каждой из четырех центральных областей эмоционального интеллекта: способность (1) точно воспринимать эмоции; (2) использовать эмоции в мышлении, решении проблем и в творчестве; (3) понимать эмоции; и (4) управлять эмоциями для личностного роста. Эта модель подробно описана в книге Дж. Мэйера и П. Сэловея (Mayer, Salovey, 1997).

Работа по русскоязычной адаптации методики MSCEIT V2.0 ведется в лаборатории психологии развития Института психологии РАН с 2006 года и сейчас находится на заключительном этапе – этапе набора нормативной

280


выборки и сопоставление полученных данных с аналогичными данными авторов теста. К этому моменту в ходе различных несвязанных исследований получены данные 3500 испытуемых (1429 мужчин и 2081 женщина) в возрасте от 16 до 72 лет. Проведенная работа по адаптации теста MSCEIT V2.0, его психометрическая проверка показала, что данная методика может быть использована прежде всего в исследовательских целях (Сергиенко, Ветрова, 2010; Сергиенко и др., 2010). Были подтверждены ее широкие возможности при профессиональном отборе и при оценке возможного профессионального успеха. Также эта методика дает широкие возможности в психологической исследовательской работе и позволяет выявить целый ряд интересных закономерностей эмоциональной организации и управления эмоциональными состояниями. Подводя итог всем работам с использование русскоязычной версии MSCEIT V2.0 можно сделать вывод, что методика MSCEIT V2.0 является перспективным методическим инструментом, возможности которого продолжают исследоваться. Применение теста MSCEIT V2.0 – самое широкое: от исследовательских задач до чисто практических – в психологическом консультировании, профессиональном отборе, психологической коррекции личностного развития.

Тем не менее, в ходе адаптации и стандартизации методики MSCEIT V2.0 был выявлен ряд проблем. Было обнаружено, что некоторые задания теста имеют слабые показатели валидности и нуждаются в дальнейшей доработке и адаптации на русскоязычной выборке. Кроме того, на этапе перевода текста теста мы столкнулись с ограничениями, которые накладывает процедура перевода и обратного перевода. Для адекватного обратного переводы нам пришлось использовать некоторые названия эмоций, которые лучше подходили лингвистически, а не логически по контексту. Часть названий эмоций была заменена чувствами. Часть текстовых заданий по отзывам испытуемых не совсем понятна и близка русскоязычной культуре. Вызывает нарекания и стимульный материал в части секций – фотографии людей и абстрактные картины.

Однако тест Дж. Мейера, П. Сэловея и Д, Карузо MSCEIT V2.0 в отличие от опросниковых методов обладает другой степенью надежности в интерпретации и анализе результатов, особенно если учесть наличие в данном тесте и вербальных и невербальных заданий. Особенно большой привлекательностью обладает данный тест в исследовательской работе, поскольку разнообразие заданий, построенных на четкой концептуальной основе, позволяет использовать его как методический инструмент для широкого круга психологических задач.

По результатам перевода, адаптации и стандартизации методики MSCEIT V2.0 мы приняли решение создать собственный русскоязычный тест эмоционального интеллекта. В качестве теоретического основания новой методики мы взяли концепцию эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея и Д, Карузо, лежащую в основе методики MSCEIT V2.0, и

281


психоэволюционную теорию эмоций Р. Плутчика (Plutchik, 1980). Согласно фундаментальным положениям теории, предлагаемой американским психологом Р. Плутчиком, эмоции: 1) являются механизмами коммуникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации; 2) имеют генетическую основу; 3) являются гипотетическими построениями, основанными на очевидных явлениях различных классов; 4) представляют собой цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые создают некий тип поведенческого гомеостаза; 5) соотносятся между собой по трем основным измерениям – интенсивности, сходству и полярности; 6) соотносятся с рядом производных концептуальных областей. Согласно этой модели отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели: интенсивность-сходство-полярность. Это положение также включает идею о существовании первичных и производных или смешанных эмоций. Например, гордость = гнев + радость; любовь = радость + принятие; любопытство = удивление + принятие; ненависть = гнев + удивление; презрение = гнев + отвращение; разочарование = удивление + горе; жалость = горе + отвращение и др.

Сочетание двух теорий позволило нам создать непротиворечивую концепцию новой методики. Сам тест строился по образу и подобию MSCEIT V2.0 с рядом обоснованных изменений. Так, в разделах посвященных идентификации эмоций (по лицам изображенных людей и в абстрактных картинах) мы создали собственный стимульный материал. Для фото отбирались обычные люди, не актеры, и для них создавались стимульные ситуации, способные вызвать одну из базовых эмоций по Р. Плутчику. Для оценки эмоций в художественных произведениях были отобраны картины живописцев конца 19–начала 20 века. В заданиях, содержащих нараттивы, были описаны ситуации более близкие русскоязычной культуре. Все истории относятся к 4-м базовым областям эмоционального взаимодействия: 1) карьера и успешность в работе (взаимодействие с коллегами, разноуровневые взаимодействия, корпоративные мероприятия); 2) близкие отношения (семья, дети и друзья); 3) взаимодействие в социуме (умение наладить общение, войти в социум, взаимодействие на улице); 4) разрешение конфликтов (с коллегами, в семье, в социуме). Помимо 8 основных разделов, направленных на измерение способностей по 4-м Ветвям эмоционального интеллекта, мы включили еще один раздел, направленный на измерение способностей в области эмоционального интеллекта сразу по 2-м Ветвям: Идентификация эмоций и Понимание эмоций. Предполагается, что это позволит оценить уровень связанности отдельных ветвей эмоционального интеллекта и степень их взаимовлияния.

Подсчет баллов по ключам строится так же, как в методике MSCEIT V2.0: на основе консенсусной оценки по популяции вычисляется «вес» каждого ответа. Поскольку при использовании MSCEIT V2.0 (как англоязычного, так и русскоязычного варианта) показано отсутствие раз-

282


личий при тестировании с помощью бланковой или электронной версии, новая методика создается для электронного использования, с приоритетом на интернет-тестирование.

В первой версии нового теста содержится 224 вопроса, заполнение его может занять у испытуемого от 40 до 80 минут. Однако, подразумевается, что по результатам пилотажного тестирования часть вопросов отсеется, возможно придется менять структуру разделом. Но в заключении хотелось бы подчеркнуть, что разрабатываемый тест, хотя и является достаточно трудоемким, но отвечает задачам исследования целостных эмоциональных адаптивных способностей, отражающих индивидуальные предпочтения эмоциональной регуляции. Поскольку данный тест будет использоваться нами наряду с другими методами оценки эмоциональной регуляции, то та-кое его применение, вероятно, позволяет более корректно оценить возможности теста и его ограничения.

Литература

1.    Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. –

С. 3–22.

2.    Сергиенко, Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональ-ный интеллект» (MSCEIT. V. 2.0). Русскоязычная версия / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. – М.: Изд–во «Институт психологии РАН», 2010. – 176 с.

3.    Хлевная, Е.А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей на степень достижения ключевых показателей эффективности организации / Е.А. Хлевная // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 4. – С. 126–133.

4. Bar-On,  R.  Emotional  Intelligence  Inventory  (EQ-i):  Technical  Manual  /R.  Bar-On. – Toronto, Canada: Multy-Health System, 1997.

5.   Mayer, J.D. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User's Manual / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso. – Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment