m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Как психологи тестировали 310 приверженцев церкви адвентистов седьмого дня

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 180-185


УДК 159.947.5 + 159.922.7/.8

ББКЮ98 + Ю935.2

ПОТОК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ДИАГНОСТИКА12

Леонтьев Д.А.
E-mail: dmleont@gmail.com

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

В статье представлены результаты разработки и валидизации на разных выборках одномерной методики диагностики склонности к переживанию потока в профессиональной деятельности и ее модификаций для учебной и религиозной деятельности. Приведенные в статье данные показывают богатые возможности созданной методики и важную роль переживания потока для эффективности разных видов деятельности и удовлетворенности ею.

Ключевые слова: внутренняя мотивация, внешняя мотивация, пе-реживание потока, трудовая деятельность, учебная деятельность, психологическое благополучие, религия.

В 1931 г. в брошюре «Психологическая ситуация награды и наказания» К. Левин впервые ввел в психологию ту идею, которая впоследствии получила известность как идея разведения внутренней и внешней мотивации. Мотивация может заключаться в интересе к самому процессу того, что ребенок делает, но может исходить и из чего-то внешнего по отношению к этой деятельности. В частности, Левин изучал социальное давление, выражающееся в виде обещанных поощрений ребенку или грозящих наказаний, как средство заставить его делать то, что взрослый хочет, чтобы он делал, и не делать то, что взрослый хочет, чтобы ребенок не делал. Большая часть этой брошюры была посвящена особенностям внешне мотивированного поведения, под влиянием обещания награды наказания, но в конце Левин уделил несколько абзацев случаю, когда ребенок делает что-то ради интереса к самому процессу. Как этого добиться? Включить действие ребенка в контекст чего-то для него и так для него этого значимого. К сожалению, Левин не вернулся к развитию этой идеи [2].

Следующим шаг сделал А.Н. Леонтьев в работе 1936 г., посвященной изучению деятельности и интересов посетителей Дворца пионеров и ок-

12 Статья подготовлена в ходе работы с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

180



тябрят в Харькове (она была опубликована впервые в 2009 г.) [3]. В ней А.Н. Леонтьев противопоставляет мотив и интерес и вводит понятие внешнего мотива – отчуждаемого продукта, иного по отношению к процессу деятельности. В отличие от интереса к самому процессу, мотив – это любые внешние соображения. Последнее не обязательно плохо – в частности, доставить радость маме, подарить поделку – это внешний мотив, но вполне достойный.

В какой-то степени завершением этой линии работы стало появление в начале 1970-х гг. годов у Эдварда Деси разведения внутренней и внешней мотивации, которое с небольшими уточнениями и дополнениями успешно работает до сегодняшнего дня. Выросшая из этой идеи теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, является сейчас наиболее, пожалуй, продвинутой и эмпирически обоснованной теорией личности и мотивации в мировой психологии, широкой и богатой по своим возможностям. Внутренняя мотивация связана с естественным, априорным интересом к самому процессу: ему хочется это делать, никакие внешние причины для этого не нужны. Внешняя мотивация связана с тем, что человек может получить в качестве результата этой деятельности, или с какими-то другими стимулами («сделаешь уроки – пойдешь гулять», «не выработаешь норму – не по-лучишь премию» и т.д., и т.д.) [1].

Именно внутренняя мотивация является главным предметом не менее известной теории потока [5]. Ее автор, Михай Чиксентмихайи, рассматривал ее, прежде всего, в контексте психологии переживаний человека, отталкиваясь от философских и методологических идей Джона Дьюи. Теория потока является одновременно и теорией переживаний – подходом к счастью и качеству жизни, с одной стороны (именно под этим углом зрения она получила широчайшую популярность), и теорией мотивации – с другой.

Чиксентмихайи интересовали, прежде всего, творческие работники, художники: почему они вкладывают в свой труд столько сил, столько энергии, иногда жертвуя материальными благами, иногда жертвуя сном и едой, ради результата, который часто не приносит им никакой отдачи и даже порой оставляет неудовлетворенными. Бихевиоризм это объяснить не может. Этой проблеме была посвящена его диссертация, основанная на глубинных интервью с творческими работниками, потом он с учеными, исследователями, врачами, танцорами, композиторами, скалолазами – с представителями разных занятий – как профессий, так и хобби, – по отношению к которым люди, прежде всего, внутренне мотивированы, занимаются ими, потому что им нравится сам процесс, а не что-то еще.

Ключевым понятием теории является понятие «аутотелические переживания» – то есть переживания, которые являются сами по себе целью (в переводе с древнегреческого). Впоследствии это понятие заместилось понятием потока, потоковых переживаний. Состояние потока, если описывать его житейски – это состояние слияния с собственной деятельностью,

181





когда человек полностью растворяется в том, что он делает. В книгах Чиксентмихайи неоднократно описаны признаки потока и условия его возникновения, причем они часто смешиваются между собой. Прямой вопрос позволил четко развести их: Для возникновения переживаний потока необходимы (но не достаточны) три условия:

а) наличие четких, самостоятельно выбранных человеком целей; б) возможность непосредственной обратной связи;

в) оптимальное соотношение трудности задачи и навыков (М. Чиксентмихайи, личное сообщение, январь 2007).

В первом варианте теории соотношение трудности и навыков выступало ключевым фактором. Первая книга Чиксентмихайи называлась «Между скукой и тревогой». Если человеку приходится делать что-то, что существенно ниже его возможностей, он испытывает скуку; находясь перед ситуацией, которая предъявляет требования существенно выше его возможностей, человек испытывает тревогу. Но если требования задачи находятся в оптимальном коридоре, порождая ощущение, что задача по силам, если хорошо постараться, то доминантой становится переживание потока. Помимо необходимости определенной степени сложности задачи, должна быть также ясность цели и возможность четкой обратной связи. В частности, поток часто бывает у хирургов, но реже у терапевтов и психиатров, на которых хирурги смотрят свысока. Это объясняется тем, что терапевты и тем более, психиатры обычно не видят результатов того, что они делают – они дают человеку инструкцию и дальше теряют его из виду. Совершенно иная ситуация у хирургов: они непосредственно, сразу видят результаты того, что они делают, благодаря чему состояние потока для хирургов очень характерно, в отличие других врачебных специальностей.

Феноменология потока проявляется, в частности, в таких признаках как сливание Я с предметом деятельности, слияние действия и осознания, утрата самосознания, когда человек сам себя совершенно перестает воспринимать, искажение переживания времени: иногда время может замедляться, иногда ускоряться. Чиксентмихайи объясняет это высокой концентрацией ресурсов, прежде всего ресурсов внимания (он разработал свою собственную концепцию того, что называют психологическим капиталом, где в качестве основного элемента последнего рассматривает именно ресурсы внимания), на предмете деятельности, абсолютной концентрацией внимания на том, что ты делаешь здесь и сейчас. При этом благодаря навыкам и умениям присутствует абсолютное чувство контроля над ситуацией. Как показывают кросс-культурные данные, переживание потока может приходить к людям в самых разных видах деятельности, лишь бы эта деятельность была внутренне мотивированной, и феноменологически оно во всех этих случаях примерно одинаковое. Различаются только те виды деятельности, в которых к людям могут приходить эти самые состояния, от


182





творчества до преступлений, от экстремального спорта до молитвы, от художественного творчества до торговли.

В   последние два десятилетия делалось много попыток сделать методики диагностики состояния потока, преимущественно ad hoc по отношению

к   разным конкретным ситуациям. Они были лишь относительно успешны, что понятно по причине концептуальной сложности самого конструкта и большого индивидуального разброса способности и способов порождения состояния потока. Ни одна из методик не приобрела статус стандарта.

В    данной статье представлен новый оригинальный авторский инструмент для диагностики такой квазидиспозиционной переменной как степени, в которой человек склонен испытывать поток в своей профессиональной деятельности – одномерная шкала «Поток в профессиональной деятельности (ППД)». Шкала содержит 14 однонаправленных пунктов, каждый из которых описывает один из феноменологических признаков переживания потока согласно теории М. Чиксентмихайи. Респондент оценивает характерность этого признака в своей профессиональной деятельности по 4-балльной шкале. Например:

1. Во время работы я чувствую себя: активным; скорее активным; скорее пассивным; пассивным.

2. Профессиональная работа требует от человека абсолютной отдачи: абсолютно согласен; согласен; не согласен; совершенно не согласен.
3. В процессе работы я всегда контролирую ситуацию: абсолютно согласен; согласен; не согласен; совершенно не согласен.
Суммарный балл определяется простым суммированием ответов по
всем пунктам, переведенных в шкалу от 4 до 1. Как правило, понятно, какая именно работа имеется в виду.

Первые выборки стандартизации были представлены, в основном, студентами разных специальностей, около 500 чел. Шкала высоко консистентная, альфа Кронбаха 0,84, т.е. центральный фактор выделился достаточно четко. Однофакторное решение объясняет лишь 30% дисперсии, но поскольку конструкт потока довольно сложный, одномерная шкала вряд ли может объяснять большой процент.

Балл ППД во всех студенческих выборках значимо коррелирует с удовлетворенностью жизнью (Динер и др.), общей оценкой счастья (Любомирски), осмысленностью жизни (Леонтьев), жизнестойкостью (Мадди). Связи с полом и возрастом не обнаружено. Однако в выборках работающих взрослых картина становится более дифференцированной. По данным Л.А. Александровой, полученным на выборке персонала региональной компании, специализирующейся на торговле компьютерной техникой (n = 155), сохраняются высоко значимые корреляции ППД с удовлетворенностью жизнью, осмысленностью жизни и жизнестойкостью, а также с субъективной витальностью (Райан, Фредерик), толерантностью к неопределенности (МакЛейн) и волевым самоконтролем (Эйдман) у сотрудников,

183


продолжавших работать в компании в течение года после тестирования; у уволившихся сотрудников все эти связи незначимы, за исключением связи

с   субъективной витальностью. И у тех и у других, однако, обнаруживаются значимые теоретически предсказанные положительные связи ППД с показателями внутренней мотивации и отрицательные связи – с показателями внешней мотивации и амотивации, что свидетельствует о конструктной валидности методики.

Аналогичные результаты были получены Л.А. Александровой на выборке преподавателей колледжа (n = 79), а также на студентах социально-педагогического колледжа при МГППУ. В последнем случае использовалась модификация методики для диагностики потока в учебной деятельности (ПУД) и большая батарея личностных методик. Поток в учебной деятельности оказался значимо связан с факторами A (доброжелательность), С (добросовестность) и О (открытость опыту) «Большой пятерки», а также с   копинг-стратегией подавления конкурирующей активности по методике COPE Ч. Карвера и др. Эти данные также хорошо согласуются с теорией М. Чиксентмихайи.

Интересно, что переживание потока у студентов с ограниченными возможностями здоровья значимо более высокие, чем у условно здоровых (Л.А. Александрова, Д.А. Леонтьев). Это понятно, потому что поток – это переживание, которое связано всегда с вложением некоторых усилий в значимую деятельность. Для студентов с ОВЗ требуется повышенное вложение усилий в любую деятельность, даже самую элементарную, которая у их телесно сохранных сверстников автоматизирована.

Другая модификация ППД по отношению к религиозной практике была выполнена Р.С. Титовым. Видоизменение пунктов ППД по отношению к религиозной деятельности позволило выделить два фактора: поток в религиозной практике и важность религии. В улучшенном варианте методики на первый фактор приходится 9 пунктов (α = 0.81), на второй – 3(α = 0.79). Главным результатом работы Р.С. Титова было подтверждение различения внутренней и внешней мотивации по отношению к религиозной деятельности с помощью разработанной им методики интернализации религиозности [4], позволяющей дифференцировать мотивацию, по которой человек обращается к религии: внутреннюю и внешнюю (контролируемую). Поток в религии, как и предсказывает теория, высокозначимо коррелирует с   внутренней религиозностью и отрицательно – с контролируемой религиозностью. Кроме того, он, в отличие от значимости религии, не коррелирует с посещением церкви. Наконец, поток в религии значимо позитивно коррелирует с субъективной витальностью, с осмысленностью жизни и с субъективным счастьем, но не с удовлетворенностью жизнью. Просто значимость религии не коррелирует значимо ни с одной из этих переменных.

Таким образом, введение шкалы потока в религиозной деятельности (ПРД) и различение внутренней и внешней религиозной мотивации, похо-

184


же, открывают способ разрешения описанного социологами «парадокса религиозности» в нашей стране, представляющего собой многократный разрыв между числом людей, называющих себя верующими в ответ на прямой вопрос и числом людей, на деле проявляющих свою религиозность, что проявляется в знании Писания, в посещении церкви и исполнении обрядов и в ценностных ориентациях. Для проверки опосредующей мотивации нами совместно с Р.С. Титовым и А.А. Лисичным на выборке 310 приверженцев церкви адвентистов седьмого дня с помощью структурного моделирования было показано, что поток в религиозной деятельности опосредует влияние внутренней мотивации, социальной желательности и важности религии на психологическое благополучие. Другими словами, то, насколько человек чувствует себя хорошо в контексте религиозного опыта, связано, прежде всего, с тем, насколько он испытывает переживания, которые соответствуют описаниям переживания потока, а эти переживания, в свою очередь, связаны с мотивацией его обращения к религии – но не самим фактом религиозности.

Общий вывод, который можно сделать на основании приведенных данных: склонность переживания потока в трудовой деятельности и других занятиях, успешно диагностируемая методикой «Поток профессиональной деятельности» (ППД) и ее модификациями (ПУД, ПРД), играет важную роль в объяснении удовлетворенности трудом и организационным поведением, а также другими видами деятельности, опосредуя влияние мотивации и ресурсов личности на психологическое благополучие. Возможно, она является недостающим звеном в объяснении того, почему люди довольны или недовольны тем, что они делают. Во всяком случае, без учета качественных характеристик мотивации, одним из наиболее отчетливых индикатором которых выступает переживание потока в соответствующей деятельности, объяснение отношения к этой деятельности и ее успешности не может быть полным.

Литература

1.   Гордеева, Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории / Т.О. Гордеева // Психологические исследования:

электрон. науч. журн. – 2010. – N 4(12). – http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12.html

2.   Левин, К. Динамическая психология. Избранные труды. / К. Левин. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.

3.   Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 422 с.

4.   Титов, Р.С. Интернализация религиозности и ее диагностика в теории самодетерминации / Р.С. Титов // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
– 2013. – Т. 10, № 2. – C. 138–147.

5.   Чиксентмихайи, М. Поток: психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи. – М.: Смысл: Альпина Нон-Фикшн, 2011. – 520 c.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments