m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Новости адаптивного тестирования

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 144-149


УДК 159.98 + 159.9.07
ББК Ю962-6 + Ю991

АНАЛИЗ НЕСИММЕТРИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКХ СВЯЗЕЙ В АДАПТИВНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕСТА MMPI)8

Ковш Е.М., Целиковский С.Б., Явна Д.В.
E-mail: katya-kovsh@yandex.ru

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В работе предпринимается попытка содержательного анализа несимметричных статистических связей между ответами на пункты теста ММИЛ. Основываясь на обработке результатов выполнения теста 219-ю испытуемыми, авторы выделяют кластеры связанных утверждений и раскрывают возможные психологические детерминан-ты их связанности. Обсуждается применение данного вида анализа при разработке адаптивных психологических тестов.

Ключевые слова: адаптивное тестирование, несимметричные статистические связи, Методика многостороннего исследования личности, психологическое тестирование.

Адаптивное тестирование – один из актуальных для современной психодиагностики приёмов организации исследования. Он активно используется как в психологии, так и в педагогике для решения задач диагностики и контроля качества обучения [2]. Возможность сокращения времени тестирования и оптимизации обработки результатов ставит перед разработчиками тестов задачу нахождения заданий с высокой предсказательной способностью.



8 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках задания на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности (проект № 1741, базовая часть государственного задания).

144



Под адаптивным тестированием в психодиагностике понимают такую диалоговую тестовую процедуру, которая изменяет порядок предъявления новых заданий в зависимости от результатов выполнения респондентом уже предъявленных ранее. Итоговый тестовый балл на шкале измеряемого свойства быстрее локализуется благодаря адаптивности в алгоритме тестирования, при этом диагностическая способность теста практически не меняется [5].

Постоянная адаптация – один из подходов к созданию адаптивного теста, при котором на каждом этапе тестирования изменяется порядок предъявления утверждений [3]. Данный подход может основываться на выявлении несимметричных статистических связей между ответами на разные задания [3]. На основании выделения устойчивых статистических связей между двумя пунктами (например, положительный ответ на утверждение № 1 предсказывает согласие с пунктом № 2), одно из этих утверждений при выполнении ожидаемых условий (в данном случае – согласие с пунктом № 1) не предъявляется испытуемому в ходе тестирования без существенной потери достоверности получаемых данных [5]. Таким образом, анализ несимметричных статистических связей между различными тестовыми заданиями позволяет существенно облегчить задачу психодиагноста.

Безусловно, адаптивное тестирование наиболее актуально для психологических методик с большим количеством утверждений. Лидером в их ряду является тест MMPI, в адаптированном варианте – Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) [1].

В    данной работе представлен статистический анализ результатов исследования, в котором приняли участие 219 испытуемых, каждому из которых было предложено ответить на утверждения компьютеризированной Методики многостороннего исследования личности [1, 4].

В    ходе обработки полученных данных нами были обнаружены достаточно сильные статистические связи между пунктами, ответы на которые распределялись относительно равномерно (от 25 до 75% однотипных ответов). Заметим, что пункты, обладающие наибольшей прогностической способностью (5 и более предсказаний) «работают» только при отрицательном ответе.

В     ходе анализа результатов нами были выявлены многочисленные несимметричные связи между ответами на утверждения, принадлежащие различным шкалам. Так, с p > 0,85 было найдено 202 предсказания. Остановимся на содержательной интерпретации тех пунктов, которые обладают наибольшей предсказательной способностью.

Согласно полученным нами данным, высокая прогностическая способность присуща утверждению № 277 «У Вас бывают периоды, во время которых Вы необычайно веселы без особой причины» (шкалы К, 0, 2, 4). При отрицательном ответе на него испытуемые более чем в 85% случаев не соглашались с утверждениями № 45 «Часто у Вас бывает чувство, как будто

145



голова сжата повязкой или обручем» (шкалы 1, 3), № 207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 250 «Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств» (шкала 4), № 258 «Вам стало труднее понимать содер-жание прочитанного» (шкалы 2, 7, 8), № 290 «Иногда ни с того, ни с сего Вам в голову приходят какие-нибудь нехорошие слова, часто ругательства, от которых Вы не можете избавиться» (шкала 7), № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» (шкала 7), № 344 «Часто Вас беспокоят боли в сердце или в груди» (шкалы 1, 3), № 354 «Бывает, что Вы громко смеетесь без причины» (шкала F). Несогласие со всеми представленными выше утверждениями может отражать общую тенденцию испытуемых отрицать или подавлять неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты, возможно, с целью выглядеть лучше в глазах экспериментатора и окружающих (например, потенциального работодателя и проч.), а также соответствовать представлениям о «норме», принятым в обществе относительно эмоционального и соматического благополучия человека.

Следующий кластер связанных утверждений представляется нам содержательно похожим на предыдущий. Несогласие с пунктом № 350 «Иногда Вам приходят в голову странные, необычные мысли» (шкалы 7, 8) с высокой вероятностью предсказывает отрицательные ответы на пункты
№  23 «Часто Вы чувствуете, как будто вокруг все нереально» – шкала 8,

№  207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 297 «Кто-то пытался воздействовать на Ваше мышление» (шкалы F, 6), № 353 «У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно» (шкалы F, 8, 9).

Центром следующей группы является обладающий большой предсказательной способностью пункт № 51 «Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача» (шкалы 6–9): несогласие с ним предсказывает отрицательные ответы на утверждения № 45 «Часто у Вас бывает чувство, как будто голова сжата повязкой или обручем» (шкалы 1, 3),

№  132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4), № 141 «Иногда Вы боитесь некоторых предметов или людей, хотя и знаете, что они Вам никак не угрожают» (шкалы 7, 8), № 258 «Вам стало труднее понимать содержание прочитанного» (шкалы 2, 7, 8), № 259 «Вы легко можете заплакать» (шкалы 2, 6), № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» (шкала 7), № 314 «Вы очень легко устаете» (шкалы 1, 3), № 354 «Бывает, что Вы громко смеетесь без причины» (шка-ла F). Одинаковые ответы на утверждения №51, 259 и 354, вероятно, связаны с их общей семантической направленностью.


146



Ответы на группы по 7 утверждений в каждой предсказываются по двум пунктам. Так, негативный ответ на утверждение № 154 «Вы часто беспокоитесь о чем-нибудь», принадлежащее шкалам К, 5 и 7, с большой вероятностью влечет за собой несогласие с утверждениями № 88 «У Вас более чем достаточно причин для беспокойства» (шкала 6); № 140 «У Вас бывает плохое, тревожное настроение, когда Вам приходится уехать хотя бы на несколько дней» (шкала 7); № 221 «Вы совершаете много поступков, о которых потом жалеете (больше и чаще, чем другие)» (шкалы 4, 7);

№  247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8); № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» (шкала 7);

№  314 «Вы очень легко устаете» (шкалы 1, 3); № 344 «Часто Вас беспокоят боли в сердце или в груди» (шкалы № 1, 3). Вероятно, эти утверждения зачастую вызывают одинаковый ответ респондента, т. к. отражают аффективную насыщенность переживаний и в значительной степени относятся к такому свойству личности, как тревожность. Однако, рассматривая связь 154 и 88 пунктов, нельзя исключить её смысловой характер.

Далее, отрицательный ответ на утверждение № 231 «Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать» (шкалы L, 6-8) предсказывает несогласие с такими утверждениями, как № 88 «У Вас более чем достаточно причин для беспокойства» (шкала 6);

№  132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4); № 171 «Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко» (шкалы 6-8); № 207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F);

№  247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8); № 258 «Вам стало труднее понимать содержание прочитанного» (шкалы 2, 7, 8); № 353 «У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно» (шкалы F, 8, 9). В данном случае наглядна связь между пунктами внутри шкал № 6 и 8.

Несогласие с шестью утверждениями (№ 23 «Часто Вы чувствуете, как будто вокруг все нереально» – шкала 8; № 45 «Часто у Вас бывает чувство, как будто голова сжата повязкой или обручем» – шкалы 1, 3; № 236 «Вам хочется спать днем, а не ночью» – шкала F; № 258 «Вам стало труднее по-нимать содержание прочитанного» – шкалы 2, 7, 8; № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» – шкала 7; № 344 «Часто Вас беспокоят боли в сердце или в груди» – шкалы 1, 3) предсказывается по отрицатель-ному ответу на пункт № 21 «Примерно раз в неделю (или чаще) Вы бываете очень взволнованы» (шкалы 7–9).

Отрицательный ответ на утверждение № 35 «У некоторых членов Вашей семьи есть привычки, которые Вас раздражают» (шкалы 5, 9) с большой вероятностью предсказывает несогласие с пунктами № 132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4),
№  264 «Ваши родные обращаются с Вами как с ребенком, а не как со

147



взрослым» (шкалы 8, 9), № 274 «Время от времени Вы испытываете ненависть к членам своей семьи, которых обычно любите» (шкалы 5, 8), № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» (шкала 7), № 295 «Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли» (шкала 7). Пункты № 35, 132, 264 относятся к исследованию внутрисемейных отношений, поэтому не удивительно, что связь между данными утверждениями высокая.

Несогласие с утверждением № 106 «У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте» (шкалы 3, 7–9) с высокой вероятностью предсказывает отрицательные ответы на утверждения № 132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4), № 207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 314 «Вы очень легко устаете» (шкалы 1, 3), № 353 «У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно»

(шкалы F, 8, 9).

Высокой предсказательной способностью обладает пункт № 189 «Иногда по несколько дней Вы не можете отделаться от какой-нибудь пустяковой мысли» (шкалы 0, 7): за отрицательным ответом на него зачастую следуют негативные ответы на утверждения № 207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F), № 208 «У Вас есть недоброжелатели, которые стараются причинять Вам неприятности» (шкала 6), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 297 «Кто-то пытался воздействовать на Ваше мышление» (шкалы F, 6), № 353 «У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно» (шкалы F, 8, 9). Таким образом, перечисленные утверждения, относящиеся к разным шкалам методики, могут в разной степени отражать наличие или отсутствие у испытуемого навязчивых мыслей и состояний (паранойяльность), а также такого качества, как мнительность.

Следующее утверждение, имеющее большое количество связей, – № 243 «Вы не раз замечали, что незнакомые люди смотрят на Вас критически» (шкалы 0, 5). Отрицательный ответ на него с высокой вероятностью предсказывает несогласие с утверждениями № 132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4), № 208 «У Вас есть недоброжелатели, которые стараются причинять Вам неприятности» (шкала 6), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 295 «Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли» (шкала F), № 314 «Вы очень легко устаете» (шкалы 1, 3). Перечисленные пункты могут исследовать такое качество, как подозрительность, убежденность респондента в наличии у других людей злого умысла, стремления причинить ему вред, а также склонность последнего занимать позицию жертвы.

148



Таким образом, анализ несимметричных статистических связей между различными утверждениями и их дальнейшая проверка на наличие общего семантического и психологического контекстов позволяют оптимизировать процедуру адаптивного тестирования в психодиагностике. Кроме того, отдельный интерес представляет использование анализа несимметричных статистических связей в решении таких психодиагностических задач, как исследование внутренней структуры тестов и шкал, а также создание контрольных процедур, позволяющих обнаруживать случайное заполнение или иное искажение результатов.

Литература

1.    Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения) / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников Е.Д. Соколова. – М.: Фолиум, 1994. – 175 с.

2.    Войтов, В.К. Расчет значений сложностей заданий для адаптивного теста / В.К. Войтов // Экспериментальная психология. – 2013. – Т.6, № 2. – С. 120–128.
3.   Дюк, В.А. Компьютерная психодиагностика / В.А. Дюк. – СПб.: Братство,

1994. – 364 с.

4.    Целиковский, С.Б. Опыт реализации адаптивного компьютерного опроса на примере теста ММИЛ / С.Б. Целиковский, Д.В. Явна // Психологический вестник РГУ. – 1999. – Вып. 4. – С. 342–347.

5.    Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов педвузов / А.Г Шмелев. – Ростов-на-Дону: Изд–во «Феникс», 1996. – 544 с.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments