m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Новости адаптивного тестирования

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 144-149


УДК 159.98 + 159.9.07
ББК Ю962-6 + Ю991

АНАЛИЗ НЕСИММЕТРИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКХ СВЯЗЕЙ В АДАПТИВНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕСТА MMPI)8

Ковш Е.М., Целиковский С.Б., Явна Д.В.
E-mail: katya-kovsh@yandex.ru

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В работе предпринимается попытка содержательного анализа несимметричных статистических связей между ответами на пункты теста ММИЛ. Основываясь на обработке результатов выполнения теста 219-ю испытуемыми, авторы выделяют кластеры связанных утверждений и раскрывают возможные психологические детерминан-ты их связанности. Обсуждается применение данного вида анализа при разработке адаптивных психологических тестов.

Ключевые слова: адаптивное тестирование, несимметричные статистические связи, Методика многостороннего исследования личности, психологическое тестирование.

Адаптивное тестирование – один из актуальных для современной психодиагностики приёмов организации исследования. Он активно используется как в психологии, так и в педагогике для решения задач диагностики и контроля качества обучения [2]. Возможность сокращения времени тестирования и оптимизации обработки результатов ставит перед разработчиками тестов задачу нахождения заданий с высокой предсказательной способностью.



8 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках задания на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности (проект № 1741, базовая часть государственного задания).

144



Под адаптивным тестированием в психодиагностике понимают такую диалоговую тестовую процедуру, которая изменяет порядок предъявления новых заданий в зависимости от результатов выполнения респондентом уже предъявленных ранее. Итоговый тестовый балл на шкале измеряемого свойства быстрее локализуется благодаря адаптивности в алгоритме тестирования, при этом диагностическая способность теста практически не меняется [5].

Постоянная адаптация – один из подходов к созданию адаптивного теста, при котором на каждом этапе тестирования изменяется порядок предъявления утверждений [3]. Данный подход может основываться на выявлении несимметричных статистических связей между ответами на разные задания [3]. На основании выделения устойчивых статистических связей между двумя пунктами (например, положительный ответ на утверждение № 1 предсказывает согласие с пунктом № 2), одно из этих утверждений при выполнении ожидаемых условий (в данном случае – согласие с пунктом № 1) не предъявляется испытуемому в ходе тестирования без существенной потери достоверности получаемых данных [5]. Таким образом, анализ несимметричных статистических связей между различными тестовыми заданиями позволяет существенно облегчить задачу психодиагноста.

Безусловно, адаптивное тестирование наиболее актуально для психологических методик с большим количеством утверждений. Лидером в их ряду является тест MMPI, в адаптированном варианте – Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) [1].

В    данной работе представлен статистический анализ результатов исследования, в котором приняли участие 219 испытуемых, каждому из которых было предложено ответить на утверждения компьютеризированной Методики многостороннего исследования личности [1, 4].

В    ходе обработки полученных данных нами были обнаружены достаточно сильные статистические связи между пунктами, ответы на которые распределялись относительно равномерно (от 25 до 75% однотипных ответов). Заметим, что пункты, обладающие наибольшей прогностической способностью (5 и более предсказаний) «работают» только при отрицательном ответе.

В     ходе анализа результатов нами были выявлены многочисленные несимметричные связи между ответами на утверждения, принадлежащие различным шкалам. Так, с p > 0,85 было найдено 202 предсказания. Остановимся на содержательной интерпретации тех пунктов, которые обладают наибольшей предсказательной способностью.

Согласно полученным нами данным, высокая прогностическая способность присуща утверждению № 277 «У Вас бывают периоды, во время которых Вы необычайно веселы без особой причины» (шкалы К, 0, 2, 4). При отрицательном ответе на него испытуемые более чем в 85% случаев не соглашались с утверждениями № 45 «Часто у Вас бывает чувство, как будто

145



голова сжата повязкой или обручем» (шкалы 1, 3), № 207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 250 «Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств» (шкала 4), № 258 «Вам стало труднее понимать содер-жание прочитанного» (шкалы 2, 7, 8), № 290 «Иногда ни с того, ни с сего Вам в голову приходят какие-нибудь нехорошие слова, часто ругательства, от которых Вы не можете избавиться» (шкала 7), № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» (шкала 7), № 344 «Часто Вас беспокоят боли в сердце или в груди» (шкалы 1, 3), № 354 «Бывает, что Вы громко смеетесь без причины» (шкала F). Несогласие со всеми представленными выше утверждениями может отражать общую тенденцию испытуемых отрицать или подавлять неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты, возможно, с целью выглядеть лучше в глазах экспериментатора и окружающих (например, потенциального работодателя и проч.), а также соответствовать представлениям о «норме», принятым в обществе относительно эмоционального и соматического благополучия человека.

Следующий кластер связанных утверждений представляется нам содержательно похожим на предыдущий. Несогласие с пунктом № 350 «Иногда Вам приходят в голову странные, необычные мысли» (шкалы 7, 8) с высокой вероятностью предсказывает отрицательные ответы на пункты
№  23 «Часто Вы чувствуете, как будто вокруг все нереально» – шкала 8,

№  207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 297 «Кто-то пытался воздействовать на Ваше мышление» (шкалы F, 6), № 353 «У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно» (шкалы F, 8, 9).

Центром следующей группы является обладающий большой предсказательной способностью пункт № 51 «Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача» (шкалы 6–9): несогласие с ним предсказывает отрицательные ответы на утверждения № 45 «Часто у Вас бывает чувство, как будто голова сжата повязкой или обручем» (шкалы 1, 3),

№  132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4), № 141 «Иногда Вы боитесь некоторых предметов или людей, хотя и знаете, что они Вам никак не угрожают» (шкалы 7, 8), № 258 «Вам стало труднее понимать содержание прочитанного» (шкалы 2, 7, 8), № 259 «Вы легко можете заплакать» (шкалы 2, 6), № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» (шкала 7), № 314 «Вы очень легко устаете» (шкалы 1, 3), № 354 «Бывает, что Вы громко смеетесь без причины» (шка-ла F). Одинаковые ответы на утверждения №51, 259 и 354, вероятно, связаны с их общей семантической направленностью.


146



Ответы на группы по 7 утверждений в каждой предсказываются по двум пунктам. Так, негативный ответ на утверждение № 154 «Вы часто беспокоитесь о чем-нибудь», принадлежащее шкалам К, 5 и 7, с большой вероятностью влечет за собой несогласие с утверждениями № 88 «У Вас более чем достаточно причин для беспокойства» (шкала 6); № 140 «У Вас бывает плохое, тревожное настроение, когда Вам приходится уехать хотя бы на несколько дней» (шкала 7); № 221 «Вы совершаете много поступков, о которых потом жалеете (больше и чаще, чем другие)» (шкалы 4, 7);

№  247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8); № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» (шкала 7);

№  314 «Вы очень легко устаете» (шкалы 1, 3); № 344 «Часто Вас беспокоят боли в сердце или в груди» (шкалы № 1, 3). Вероятно, эти утверждения зачастую вызывают одинаковый ответ респондента, т. к. отражают аффективную насыщенность переживаний и в значительной степени относятся к такому свойству личности, как тревожность. Однако, рассматривая связь 154 и 88 пунктов, нельзя исключить её смысловой характер.

Далее, отрицательный ответ на утверждение № 231 «Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать» (шкалы L, 6-8) предсказывает несогласие с такими утверждениями, как № 88 «У Вас более чем достаточно причин для беспокойства» (шкала 6);

№  132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4); № 171 «Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко» (шкалы 6-8); № 207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F);

№  247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8); № 258 «Вам стало труднее понимать содержание прочитанного» (шкалы 2, 7, 8); № 353 «У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно» (шкалы F, 8, 9). В данном случае наглядна связь между пунктами внутри шкал № 6 и 8.

Несогласие с шестью утверждениями (№ 23 «Часто Вы чувствуете, как будто вокруг все нереально» – шкала 8; № 45 «Часто у Вас бывает чувство, как будто голова сжата повязкой или обручем» – шкалы 1, 3; № 236 «Вам хочется спать днем, а не ночью» – шкала F; № 258 «Вам стало труднее по-нимать содержание прочитанного» – шкалы 2, 7, 8; № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» – шкала 7; № 344 «Часто Вас беспокоят боли в сердце или в груди» – шкалы 1, 3) предсказывается по отрицатель-ному ответу на пункт № 21 «Примерно раз в неделю (или чаще) Вы бываете очень взволнованы» (шкалы 7–9).

Отрицательный ответ на утверждение № 35 «У некоторых членов Вашей семьи есть привычки, которые Вас раздражают» (шкалы 5, 9) с большой вероятностью предсказывает несогласие с пунктами № 132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4),
№  264 «Ваши родные обращаются с Вами как с ребенком, а не как со

147



взрослым» (шкалы 8, 9), № 274 «Время от времени Вы испытываете ненависть к членам своей семьи, которых обычно любите» (шкалы 5, 8), № 291 «Вы обидчивее, чем большинство других людей» (шкала 7), № 295 «Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли» (шкала 7). Пункты № 35, 132, 264 относятся к исследованию внутрисемейных отношений, поэтому не удивительно, что связь между данными утверждениями высокая.

Несогласие с утверждением № 106 «У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте» (шкалы 3, 7–9) с высокой вероятностью предсказывает отрицательные ответы на утверждения № 132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4), № 207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 314 «Вы очень легко устаете» (шкалы 1, 3), № 353 «У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно»

(шкалы F, 8, 9).

Высокой предсказательной способностью обладает пункт № 189 «Иногда по несколько дней Вы не можете отделаться от какой-нибудь пустяковой мысли» (шкалы 0, 7): за отрицательным ответом на него зачастую следуют негативные ответы на утверждения № 207 «Иногда у Вас появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому» (шкала F), № 208 «У Вас есть недоброжелатели, которые стараются причинять Вам неприятности» (шкала 6), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 297 «Кто-то пытался воздействовать на Ваше мышление» (шкалы F, 6), № 353 «У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно» (шкалы F, 8, 9). Таким образом, перечисленные утверждения, относящиеся к разным шкалам методики, могут в разной степени отражать наличие или отсутствие у испытуемого навязчивых мыслей и состояний (паранойяльность), а также такого качества, как мнительность.

Следующее утверждение, имеющее большое количество связей, – № 243 «Вы не раз замечали, что незнакомые люди смотрят на Вас критически» (шкалы 0, 5). Отрицательный ответ на него с высокой вероятностью предсказывает несогласие с утверждениями № 132 «Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам» (шкалы F, 4), № 208 «У Вас есть недоброжелатели, которые стараются причинять Вам неприятности» (шкала 6), № 247 «С Вами происходят (или происходили) странные вещи» (шкалы 0, 4, 8), № 295 «Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли» (шкала F), № 314 «Вы очень легко устаете» (шкалы 1, 3). Перечисленные пункты могут исследовать такое качество, как подозрительность, убежденность респондента в наличии у других людей злого умысла, стремления причинить ему вред, а также склонность последнего занимать позицию жертвы.

148



Таким образом, анализ несимметричных статистических связей между различными утверждениями и их дальнейшая проверка на наличие общего семантического и психологического контекстов позволяют оптимизировать процедуру адаптивного тестирования в психодиагностике. Кроме того, отдельный интерес представляет использование анализа несимметричных статистических связей в решении таких психодиагностических задач, как исследование внутренней структуры тестов и шкал, а также создание контрольных процедур, позволяющих обнаруживать случайное заполнение или иное искажение результатов.

Литература

1.    Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения) / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников Е.Д. Соколова. – М.: Фолиум, 1994. – 175 с.

2.    Войтов, В.К. Расчет значений сложностей заданий для адаптивного теста / В.К. Войтов // Экспериментальная психология. – 2013. – Т.6, № 2. – С. 120–128.
3.   Дюк, В.А. Компьютерная психодиагностика / В.А. Дюк. – СПб.: Братство,

1994. – 364 с.

4.    Целиковский, С.Б. Опыт реализации адаптивного компьютерного опроса на примере теста ММИЛ / С.Б. Целиковский, Д.В. Явна // Психологический вестник РГУ. – 1999. – Вып. 4. – С. 342–347.

5.    Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов педвузов / А.Г Шмелев. – Ростов-на-Дону: Изд–во «Феникс», 1996. – 544 с.
Tags: тест
Subscribe

  • Интересно, как она нарисовала бы ЖЖ-общение

    Художница Оливия де Рикэт максимально минималистично – с помощью двух линий показала, как сложатся любые ваши отношения.

  • Натали и Александр.

    Смотрите ли? На Первом канале идёт показ сериала «Натали и Александр» — история любви, которая привела к роковой дуэли на Черной речке в 1837 году.…

  • Динамо

    В некотором офисе, в некотором учреждении трудилась-работала красавица Настя, девушка жарких очей, но строгих речей. И была у неё некая милая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Интересно, как она нарисовала бы ЖЖ-общение

    Художница Оливия де Рикэт максимально минималистично – с помощью двух линий показала, как сложатся любые ваши отношения.

  • Натали и Александр.

    Смотрите ли? На Первом канале идёт показ сериала «Натали и Александр» — история любви, которая привела к роковой дуэли на Черной речке в 1837 году.…

  • Динамо

    В некотором офисе, в некотором учреждении трудилась-работала красавица Настя, девушка жарких очей, но строгих речей. И была у неё некая милая…