m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Как измерить внутренние противоречия

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 138-144


УДК 159.922 + 159.947
ББК Ю933:Ю744.22

ДИАГНОСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЙ В ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ7

Капцов А.В.
E-mail: avkaptsov@mail.ru

Самарская гуманитарная академия, г. Самара

В статье описана методика определения противоречий в ценностной сфере личности. Эмпирические исследования на выборке студентов первого и третьего курсов подтвердили возможность при идеографическом подходе дифференцировать испытуемых на группы с выраженностью и отсутствием противоречий в ценностной сфере.

Ключевые слова: диагностика, методика, личностные ценности, противоречия.

Развитие личности определяется множеством внутренних и внешних факторов, среди которых особо следует выделить ценностную сферу, определяющую поведение личности и взаимодействие с окружающим ее социумом. Источником любого развития являются противоречия, включая противоречия в ценностной сфере. Под противоречием ценностей в аксиосфере понимается взаимодействие противоположных ценностей, находящихся во внутреннем единстве [2]. Однако на развитие влияет не столько само противоречие, сколько его разрешение. Эмпирическое исследование роли противоречий в развитии личности, и в частности противоречий в ценностной сфере, сдерживается отсутствием методик для диагностики этих противоречий.




7 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ №12-06-00411.



138





Согласно реверсивной теории мотивации М. Аптера личность в данный момент времени находится в одном из состояний, определяемым четырьмя противоположными ценностями. Появление работ М. Аптера на русском языке [1] принципиально не изменило ситуацию с исследованиями противоположных ценностей, т.к. отсутствовал адаптированный диагностический инструментарий.

Исходя из диагностического концепта [2, с. 155], необходимым условием исследования противоречий является наличие в методике шкал, диагностирующих противоположные ценности, которые, взаимодействуя между собой, могут вступать в противоречие.

В    результате семантического анализа диагностических ситуаций концепции М. Аптера и уточнения формулировок нами выявлены следующие четыре пары противоположных ценностей:

1) результата – процесса;
2) традиции – творчества (свободы);
3) авторитаризма – гуманизма;

4) индивидуализма – коллективизма, некоторые из которых являются антонимами. Оригинальный опросник

М. Аптера (AMSP) для диагностики профиля мотивационных состояний личности содержит 40 пунктов [5] и в настоящее время широко используется в 140 странах мира в режиме телетестинга. Сведений об адаптации опросника на русский язык не имеется.

В    отечественной психодиагностике на сегодняшний день имеется две методики, диагностирующие противоположные ценности личности.

Первой методикой является опросник Ш. Шварца, построенный на основании авторской теории динамических отношений между ценностными типами, согласно которой «действия личности, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеет психологические, практические и социальные последствия и могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей» [4, с. 30]. В описании методики, адаптированной В.Н. Карандышевым, не указывается способ оценки конфликтности (противоречивости) или согласованности диагностируемых типов, что дает возможность исследователям использовать различные методы анализа.

Второй методикой является тест АТЛЦ (акмеологический тест личностных ценностей) [2, с. 67], в котором реализованы лучшие свойства трех концепций: М. Аптера, Ш. Шварца и И.Г. Сенина. Однако при вполне удовлетворительных значениях надежности четырех пар противоположных ценностей (альфа Кронбаха находится в диапазоне 0,672–0,805) [2, с. 71] и конструктной валидности относительно методики Ш.Шварца, уровень взаимосвязи между противоположными ценностями на репрезентативной выборке молодежи при реализации номотетического подхода в исследовании оказался высоким, т.е. свидетельстующий об отсутствии

139





противоречий, вследствие того, что пункты опросника содержат одновременно два конструкта: личностную ценность и ценность жизненной сферы. Эту особенность тест, а именно, высокую корреляцию между шкалами личностных ценностей и ценностями жизненных сфер, необходимо учитывать при вторичной статистической обработке результатов тестирования. Более адекватные решения реальной действительности в данном случае должны получаться при вычислении частных коэффициентов корреляции, предложенных Д. Юлом. В нашем случае определении частного коэффициента корреляции между противоположными ценностями при постоянстве ценностей сфер жизнедеятельности.

В целом номотетический подход в исследовании имеет ряд ограничений. Сложность найти требуемое для статистической обработки количество испытуемых в гомогенной выборке приводит к тому, что в результате проведения статистических процедур мы получаем некоторые закономерности, которые не могут быть применены ни к одному из испытуемых. Это означает, что результаты не обладают индивидуальной валидностью, которая указывает, до какой степени общие результаты исследования можно применять к отдельным испытуемым. В этой связи одной из задач, стоящей перед нами при разработке методики определения противоречий в ценностной сфере личности, являлась реализация идеографического подхода при психодиагностическом обследовании испытуемых, что традиционно реализуется в беседе, интервью, архивном анализе документов и т.д.

Мы предположили, что противоречия в ценностной сфере личности встречаются не всегда и не у всех, а, следовательно, использование номотетического подхода не способствует достижению результата в силу получения усредненных показателей, нивелирующих данные отдельных испытуемых.

Особенностью разработанной методики является то, что наличие или отсутствие противоречия в ценностной сфере личности определяется через систему вторичной обработки информации, полученной из результатов тестирования испытуемых с помощью теста АТЛЦ, построенного по традиционной психометрической концепции. В этом заключаются достоинства и недостатки разработанной методики. К достоинствам, на наш взгляд, можно отнести то, что пункты теста не содержат прямых и даже косвенных вопросов испытуемому, заставляющих его задуматься, вспомнить, отрефлексировать или проанализировать наличие или отсутствие противоречий в его ценностной сфере, тем самым обеспечивается большая валидность определения диагностического конструкта.

С другой стороны, выделение с помощью алгоритмических действий тех или иных противоречий в ценностной сфере испытуемого вызовут у профессиональных психологов недоверие к полученному результату, т.к. в методике происходит отход от привычного диагностического приема пола-гаться на самоотчет испытуемого, который здесь участвует косвенно. От-

140





сюда большое внимание необходимо уделить исследованию эмпирической валидности методики определения противоречий, т.к. очевидная (содержа-тельная) валидность, широко используемая психологами, в данном случае не может быть применима.

Результатом диагностики по тесту АТЛЦ являются ответы испытуемого на 80 пунктов из 90 (ответы на пункты шкалы социальной желательности в описываемой методике не используются), распределенных по 10 ответов в 8 шкалах. Восемь шкал ценностей представляют собой четыре пары противоположных по сути ценностей, которые, будучи интериоризированными личностью и взаимодействуя между собой, могут вступать в противоречие.

Диагностическим конструктом наличия противоречия является существование между противоположными ценностями положительной корреляционной взаимосвязи [0]. Для обнаружения противоречий в парах необходимо определить коэффициент корреляции между противоположными ценностями. Для определения взаимосвязи между противоположными ценностями удобнее воспользоваться вычислением непараметрического коэффициента корреляции Спирмена.

По результатам вычисления коэффициентов корреляции между двумя противоположными ценностями можно сделать следующие выводы:

1)   коэффициент корреляции значим и положителен, что свидетельствует о  наличии противоречия в ценностной сфере в неразрешенном состоянии;
2)   коэффициент корреляции значим и отрицателен, свидетельствующий о наличии согласованного состояния противоположных ценностей, т.е. наличия противоречия в разрешенном состоянии [2, с. 157];
3)   коэффициент корреляции не отличается от нуля, т.е. противоречие в ценностной сфере отсутствует.

Таким образом, по результатам вычисления коэффициента корреляции между шкалами противоположных ценностей, состоящих из ответов испытуемого можно судить о наличии взаимосвязи противоположных ценностей, а, следовательно, о состоянии противоречия в ценностной сфере.

Для проверки разработанной методики определения противоречий в ценностной сфере по результатам тестирования тестом АТЛЦ было проведено два исследования с интервалом два года на одной и той же гомогенной выборке студентов первого и третьего курсов инженерных специальностей (65 чел., 45% девушки). Задачей исследования являлась оценка эмпирической валидности разработанной методики, т.е. способности методики классифицировать испытуемых на несколько групп по состоянию одного или нескольких противоречий в ценностной сфере.

Перед определением противоречий в ценностной сфере из выборки удалялись испытуемые не соответствующие допустимым значениям по шкале достоверности (шкала безразличия) [3], оценивающей установку испытуемого на неопределенные или средние ответы («не знаю» или «безразлично»).


141





В качестве математических методов обработки данных использовался коэффициент корреляции Спирмена, парный и частный коэффициенты корреляции Пирсона в статистическом пакете STATISTICA 10.0. Уровень достоверности коэффициентов корреляции определялся не хуже 0,05. После психодиагностического тестирования всех испытуемых была проведена первичная обработка результатов и заполнены таблицы на каждого испытуемого, которые в дальнейшем были подвергнуты корреляционному анализу по вышеописанной методике. Рассмотрим основные результаты, полученные в ходе исследования.

Первоначально рассмотрим результаты определения противоречий в ценностной сфере по данным, полученным в 2012 году, когда испытуемые являлись студентами первого курса. Установлено, что общее количество испытуемых с противоречиями, требующими своего разрешения (положительный коэффициент корреляции), составляет 43% (21 студент) от общего числа испытуемых, а количество испытуемых с разрешенными противоречиями (отрицательный коэффициент корреляции) всего 7 человек. Из четырех пар противоположных ценностей наибольшее количество (девять) противоречий было присуще паре ценностей процесса-результата. Исходя из состояния испытуемых, обучающихся на первом курсе (тестирование проводилось в первом семестре), актуальность противоречия между ценностями достижения результата и ценностью процесса обучения, как ведущей деятельности испытуемых в этот период жизни, является наиболее вероятным, т.к. в действительности первокурсники в настоящее время, с одной стороны, мотивированы на результат, им хочется быть успешными, сдать первую экзаменационную сессию, а с другой – освоение профессии в вузе протекает неровно, имеются естественные трудности при изучении отдельных дисциплин.

Переходя к номотетическому подходу, были сформираны две подгруппы испытуемых по признаку наличия противоречия в ценностях процесс – результат и проведен корреляционный анализ в каждой подгруппе. В подгруппе с наличием противоречия парный коэффициент корреляции для 9 испытуемых составил 0,68, что можно интерпретировать как свидетельство наличия противоречия. Однако, как было отмечено выше, этот результат может быть не всегда адекватен, поэтому был вычислен частный коэффициент корреляции при постоянном уровне ценностей сфер жизнедеятельности. В результате значение коэффициента корреляции уменьшилось до 0,33. Но осталось положительным. Однозначного вывода из этого результата сделать не удается из-за статистической недостоверности (p < 0,1).

Во второй подгруппе, являющейся по сути контрастной по отношению к первой и представленной 56 студентами, не имеющими данного противоречия в ценностной сфере или разрешенного в пользу одной из ценностей, парный коэффициент корреляции составил 0,69, что не соответствует описанию состояния в ценностной сфере студентов, зато частный коэффи-

142





циент корреляции при постоянстве ценностей сфер жизнедеятельности составил – 0,39 при p < 0,01, говорящий о согласованности противоположных ценностей процесса и результата, и совпадающий с критерием формирования данной подгруппы.

При рассмотрении результатов определения противоречий в ценностной сфере по данным, полученных в 2014 году, когда испытуемые являлись студентами третьего курса, установлено, что общее количество испытуемых с противоречиями, требующими своего разрешения (положительный коэффициент корреляции), составляет 52% (22 студента) от общего числа испытуемых, а количество испытуемых с разрешенными противоречиями (отрицательный коэффициент корреляции) 9 человек. Из четырех пар противоположных ценностей наибольшее количество (семь) противоречий было присуще, как и на первом курсе, паре ценностей процесса – результата. Из-за небольшого количества испытуемых, имеющих противоречие в данной паре противоположных ценностей, применить номотетический подход к первой подгруппе не удалось. Во второй подгруппе, состоящей из студентов, не имеющих противоречия, парный коэффициент корреляции составил 0,85, что не соответствует описанию состояния в ценностной сфере студентов, а частный коэффициент корреляции при постоянстве ценностей сфер жизнедеятельности оказался равным 0,12, что статистически незначимо при численности подгруппы в 34 человека. Значение частного коэффициента корреляции соответствует описанию состояния в ценностной сфере студентов. Качественный анализ динамики противоречия в паре ценностей «процесс – результат» показал, что состав студентов за два года наблюдений в большей степени обновился (только два студента, имевшие противоречие на первом курсе, сохранили его же на третьем).

В целом рассмотренная методика определения противоречий в ценностной сфере позволяет исследовать динамику противоречий студентов, хотя факторов, определяющих частные закономерности изменения противоречий, достаточно много, они еще малоизученны и могут быть полезны как консультативным психологам, так и работникам образования, формирующих систему учебно-воспитательной работы со студентами.

Таким образом, эмпирическое исследование результатов разделения испытуемых при идеографическом подходе на подгруппы по выраженности противоречия в ценностной сфере показало, что методика определения противоречий в ценностной сфере личности имеет положительные тенденции к доказательству валидности и требуются дальнейшие исследования на большей эмпирической выборке.

Литература

1. Аптер, М. Теория реверсивности и человеческая психика / М. Аптер // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 162–169.

143





2. Капцов, А.В. Противоречия в аксиосфере личности: сущность и методы исследования / А.В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Се-рия Психология. – 2012. – №1(11). – С. 153–167.
3. Капцов,  А.В.  Психологическая  аксиометрия  личности  и  группы  /
А.В. Капцов. – Самара: СамЛюксПринт, 2011. – 112 с.
4. Карандышев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности:

концепция и методическое руководство / В.Н. Карандышев. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.

5. Apter, M.J. The development of the Motivational Style Profile / M.J. Apter, R. Mallows, S. Williams // Personality and Individual Differences. – 1998. – N 24. – P. 7–18.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments