m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Дети после операции на головном мозге

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 104-108


УДК 159.922.7/.8.07:616-006 + 616.831-006-053.2
ББК Ю941-33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЫ SWM КОМПЬЮТЕРНОЙ БАТАРЕИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ CANTAB ДЛЯ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ

ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВСЛЕДСТВИЕ НЕЙРООНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Гудилина О.Н.1, Бурдукова Ю.А.1, Алексеева О.С.1, Андреева Е.В.2, Попов В.Е.2, Строганова Т.А.1
E-mail: julia_burd@inbox.ru

1Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва 2Морозовская детская городская клиническая больница, г. Москва

Исследовалась динамика показателей пространственной рабочей памяти детей с нейроонкологическими заболеваниями головного мозга локализации в области мозжечка (48 человек), в пинеальной области (28 человек), теменно-височно-лобных отделах головного мозга (29 человек) в возрасте от 4 до 17,5 лет. Средний период между первым вторым тестированием составил 16,8 месяцев ± 10,9 мес. Для оценки использовался тест пространственной рабочей памяти (SWM Spatial Working Memory) компьютерной батареи нейропсихологических тестов CANTAB (Cambridge Neuropsychological Test Automated Battery). Статистического анализ ANOVA с фактором повторных измерений, Корреляционный анализ Пирсона. Полученные результаты говорят о чувствительности пробы SWM для оценки динамики восстановления пространственной рабочей памяти у детей данной категории.


104



Ключевые слова: когнитивное развитие, пространственная память, опухоль головного мозга.

Недавние исследования уровня интеллекта у детей с новообразованиями головного мозга показали снижение общего уровня интеллектуального развития у детей с нейроонкологическими заболеваниями [1, 2].

Объяснение данного факта можно получить исходя из работ посвященных динамике когнитивного развития детей с последствиями травм мозга.

В     Лонгитюдных исследованиях когнитивного развития детей, получивших травмы головного мозга, в которых было показано, что возраст ребенка и длительность периода времени, прошедшего после травмы являются факторами, которые влияют на последующее когнитивное развитие ребенка, в частности рабочую память [3, 5]. Было показано, что чем больше времени прошло после получения травмы, тем выше вероятность появления отсроченных негативных последствий [3, 4, 5]. Объясняют это тем, что первоначальное быстрое восстановление психических функций после полученной травмы сменяется замедлением или приостановкой когнитивного развития [4]. Предполагается, что показатели общего интеллектуального развития зависят от частных характеристик, в частности дефицит рабочей памяти и снижение скорости обработки информации оказывает влияние на снижение интеллекта [6]. В связи с данным предположением наше исследование посвящено оценке динамики пространственной рабочей памяти у детей с нейроонкологическими заболеваниями головного мозга различной локализации.

Выборка.

В   исследовании приняли участие дети, перенесшие операцию по удалению объемного образования головного мозга (тотальное или субтотальное удаление) в 1-м отделении нейрохирургии Морозовской детской городской клинической больнице (МДГКБ).

Были сформированы клинические группы на основании локализации объемного образования. В первую группу вошли дети, имевшие новообразования в мозжечке, распространявшиеся и на другие структуры задней черепной ямки. Группу составили 48 человек в возрасте от 4 лет до 17 лет. Средний временной интервал между операцией и тестированием 39,55 мес. ±  37,86.

Вторую группу составили дети с новообразованиями в теменно-височно-лобных отделах головного мозга. Группа включала 29 детей в возрасте от 4,1 лет до 17 лет. Средний ременной интервал между операцией и тестированием 20,7 мес. ± 23,95 мес.

Третью группу составили дети с локализацией новообразования в пинеальной области. Группа включала 28 детей в возрасте от 5,4 лет до 17,5 лет. Средний ременной интервал между операцией и тестированием 51,48 мес. ± 47,68 мес.

105



Группы были уравнены по возрасту и по периоду повторного тестирования, средний период между первым вторым тестированием составил 16,8 месяцев ± 10,9 мес.

Методы.

Для оценки уровня пространственной рабочей памяти использовался тест пространственной рабочей памяти (SWMSpatial Working Memory) компьютерной батареи нейропсихологических тестов CANTAB (Cambridge Neuropsychological Test Automated Battery).

Данная батарея тестов разработана профессорами Кембриджского уни-верситета Тревором Робинсоном и Барбарой Саакян (Trevor Robbins & Barbara Sahakian) в конце восьмидесятых годов XX века.

В    процессе тестирования регистрация ответов испытуемых производится двумя способами: в части заданий испытуемым предлагается делать выбор, прикасаясь к чувствительному экрану компьютера (сенсорному дисплею), в других – нажатием одной из двух клавиш на специальном кнопочном устройстве (press pad).

Тестовые задания батареи нейропсихологических тестов CANTAB объединены в блоки, в зависимости от когнитивных функций, на исследование которых они направлены. В тесте представлены 6 блоков: Training and screening (обучение и скрининг), Visual memory tests (тесты зрительной памяти), Executive function, working memory and planning tests (тесты исполнительных функций, рабочей памяти и планирования), Attention tests (тесты внимания), Semantic/ verbal memory tests (тесты семантической/вербальной памяти), Decision making and response control tests (тесты принятия решений и контроля ответов).
В   нашем исследовании детям предъявлялся тест SWM (Spatial Working Memory, «Пространственная рабочая память») из блока исполнительных функций (executive functions): рабочей памяти и планирования (working memory and planning tests).

SWM (Spatial Working Memory, «Пространственная рабочая память»).

Тест оценивает возможность испытуемого удерживать в памяти и использовать в работе информацию пространственного характера. Также оценивается стратегия решения задачи. Данный тест чувствителен к дисфункциям исполнительной сферы. В недавних исследованиях было показано, что плохое выполнение теста SWM наблюдается у пациентов в состоянии, предшествующем психозу.

На сенсорном экране предъявляется набор одноцветных квадратов, расположенных на экране случайным образом. Детям говорится, что это «коробочки», в которых мы будем искать маленькие синие квадратики. При нажатии на «коробочку» появляется либо контур в форме квадрата («пусто»), либо контур с расположенным внутри него синим квадратом («цель поиска»). В каждом поиске только одна «коробочка» скрывает синий квадрат, а остальные остаются «пустыми». Когда первый синий квад-

106



рат найден, ребенок продолжает искать синие квадратики в остальных «коробочках», которые не меняют своего местоположения. Во втором наборе синий квадрат может оказаться под любой из «коробочек», за исключением той, в которой он уже был найден. В результате из каждой «коробочки» извлекается по синему квадрату. Самой распространенной ошибкой в этой пробе является ошибка поиска. Ребенок совершает ошибку поиска, когда открывает «коробку», под которой синий квадрат уже был найден в одном из предыдущих наборов.

Найденные квадратики складываются в пустую колонку на правом краю экрана. Высота колонки соответствует общему количеству синих квадратов, которые надо найти.

Процедура тестирования занимает около 8 минут.

В тесте пространственной рабочей памяти выделяется 3 уровня сложности: 4, 6 и 8 местоположений («коробочек») одновременно находящихся на экране. Кроме этого тест включает в себя обучающую серию с 3-мя местоположениями «коробочками» на экране.

Успешность ребенка оценивается с помощью такого параметра как общее количество допущенных ошибок поиска. Анализировалось количество ошибок, как во всех пробах, так и с учетом уровня сложности проб (4, 6 и 8 местоположений «коробочек»).

Для статистического анализа использовался ANOVA с фактором повторных измерений, и Корреляционный анализ Пирсона.

Статистический      анализ   проводился   с   использованием   пакета STATISTICA7.0 StatSoft Inc.

Результаты. Были получены различия в эффективности выполнения теста SWM при первом и повторном тестировании в зависимости от локализации новообразования.

При локализации новообразования в мозжечке динамики показателей практически не наблюдается (F = 0,24 p = 0,62). У детей с локализацией новообразования в пинеальной области наблюдается значительная поло-жительная динамика показателей пространственной рабочей памяти

(F = 13,66 p = 0,0008).

При локализации новообразования в теменно-височно-лобных отделах головного мозга отмечается отрицательная динамика показателей пространственной рабочей памяти на уровне статистической тенденции
(F = 2,69 p = 0,1).

Была обнаружена связь количества ошибок при прохождении теста с возрастом операции у пациентов с поражениями пинеальной области. Чем позднее производилась операция по резекции опухоли, тем меньше было количество ошибок (r = –0,857 p ≤ 0,05) У пациентов с локализацией новообразования в области мозжечка и теменно-височно-лобных отделах головного мозга – связи количества ошибок при прохождении теста с возрастом операции не обнаружено.

107



Выводы. В связи с полученными данными можно говорить о специфике реабилитационного прогноза восстановления функции пространственной рабочей памяти у исследуемых нами групп.

Самая высокая динамика восстановления пространственной рабочей памяти наблюдается у детей с локализацией новообразования в пинеальной области.

При опухолях Мозжечка мы практически не наблюдаем динамики восстановления нарушенных функций пространственной рабочей памяти.

А при корковой локализации мы наблюдаем тенденцию к снижению функции пространственной рабочей памяти при изначально не сниженных показателях.

Была обнаружена связь количества ошибок при прохождении теста с возрастом операции у пациентов с поражениями пинеальной области. Чем позднее производилась операция по резекции опухоли, тем меньше было количество ошибок. При других локализациях поражения данной связи не обнаружено.

Выявленные нами положения говорят о чувствительности пробы SWM при оценке динамики восстановления пространственной рабочей памяти при резекции новообразований головного мозга различной локализации.

Литература

1.   Бурдукова, Ю.А. Влияние химио – и лучевой терапии на когнитивное развитие у детей с опухолями различной локализации / Ю. А. Бурдукова, Е. Ю. Власова, Л. Н. Гнитеева и др. // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, №  41. – http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n41/1135-burdukova41.html

2.   Воронин, Н.А. Когнитивное развитие детей с опухолями головного мозга / Н. А. Воронин, Ю.А. Бурдукова, Л.Н. Гнитеева и др. // Вопросы психологии. –

2013. – №. 6. – С. 24–37.

3.   Anderson, V. Recovery of intellectual ability following traumatic brain injury in childhood: Impact of injury severity and age at injury / V. Anderson, C. Catroppa, S. Morse & others // Pediatric neurosurgery. – 2000. – V. 32, N 6 – P. 282-290.

4.   Chapman, S. B. Neurocognitive stall: a paradox in long term recovery from pediatric brain injury / S. B. Chapman // Brain Injury Professional. – 2007. – V.3, N 4. P. 10–13.

5.   Savage R.C. The Developing Brain after TBI: Predicting Long Term Deficits and Services for Children, Adolescents and Young Adults. Wake Forest NC: Lash Publishing. 2009.

6.   Schatz, J. Processing speed, working memory, and IQ: a developmental model of cognitive deficits following cranial radiation therapy. / J. Schatz, J. H. Kramer, A. Ablin, K. K. Matthay // Neuropsychology. 2000. – V.14, N. 2. – P. 189–200.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment