m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Сдержанность, сила воли и способы их измерить

Продолжение, начало в посте http://rabota-psy.livejournal.com/329050.html

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 88-94


УДК 159.94.019 + 159.942
ББК Ю93-95 + Ю926-355

РАЗРАБОТКА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ КРАТКОЙ ШКАЛЫ САМОКОНТРОЛЯ4

Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Бобров В.В.
E-mail: evgeny.n.osin@gmail.com

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г.Москва

Представлены результаты валидизации русскоязычной версии краткой шкалы самоконтроля Р. Баумайстера на выборках сотрудников (N=591) и студентов (N=328). Шкала обладает высокой надежностью и демонстрирует предсказуемые связи с самоотчетными и объективными индикаторами успешности деятельности, а также с показателями психологического благополучия, личностных ресурсов, конструктивного мышления и совладания с трудностями. Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10933.

Тест на нелинейность самоконтроля не обнаружил никаких негативных последствий «сверхконтроля»; позитивные эффекты самоконтроля продолжали иметь место также после контроля показателей социальной желательности. Полученные результаты свидетельствуют о линейных эффектах самоконтроля, показывающих, что чем больше у индивида выражен самоконтроль, тем лучше для его успешности и психологического благополучия. Напротив, низкий самоконтроль является существенным фактором риска в отношении широкого спектра личностных и межличностных проблем.

Нами была проведена серия исследований с целью валидизации русскоязычной версии шкалы самоконтроля Р. Баумайстера. В настоящей статье представлены результаты валидизации краткой версии опросника из 13 утверждений (4 прямых и 9 обратных), которые оцениваются по 5-балльной шкале ответа.

В    работе использовано две выборки. Выборка сотрудников производственной компании из 6 регионов РФ (N = 591), заполнявших опросник анонимно в электронном виде включала 66,7% мужчин и 33,3% женщин в возрасте от 18 до 68 лет (средний возраст 40,3 лет). Выборка студентов 1-2 курсов естественно-научных специальностей (N = 328) включала 43,6% мужчин и 56,4% женщин в возрасте от 16 до 20 лет (средний возраст 18,2 лет). Для соотнесения с объективными показателями успеваемости студенты указывали свои настоящие имена на отдельных бланках, подписывая бланки опросников псевдонимом.

Структура опросника проверялась с помощью конфирматорного факторного анализа (пакет Mplus 7.3, использованы робастные статистики MLM). Однофакторная модель показала неудовлетворительное соответ-

91




ствие данным, что является ожидаемым, в силу наличия в опроснике прямых и обратных утверждений. Бифакторная модель, в которую, помимо общего фактора самоконтроля, были введены два не коррелирующих с ним и друг с другом фактора систематической ошибки, соответствующие прямым и обратным пунктам, показала наилучшее соответствие данным как на выборке сотрудников (CFI = 0,956, RMSEA = 0,049, 90% доверительный интервал: 0,039−0,060), так и на выборке студентов (CFI = 0,905, RMSEA = 0,059, 90% доверительный интервал: 0,043−0,074). Все 13 утверждений демонстрировали статистически достоверные (p < 0,001) нагрузки на общий фактор самоконтроля на обеих выборках.

Внутренняя согласованность шкалы (α Кронбаха) составила 0,83 на выборке сотрудников и 0,79 на выборке студентов. Распределения были близки к нормальному виду: значения асимметрии и эксцесса лежали в пределах 0,5 на обеих выборках. При этом средние показатели на выборке сотрудников (M = 44,97, SD = 7,77) оказались существенно более высоки-ми, чем на студенческой выборке (M = 36,52, SD = 8,10). Большая величина различий (d = 1,1, p < 0,001) может объясняться эффектами социальной желательности и свидетельствует о необходимости учёта условий предъявления методики при разработке и использовании норм.

Для оценки валидности опросника использовались дополнительные методики. На выборке сотрудников социальная желательность контролировалась с помощью шкал эгоистической и моралистической лжи опросника BFQ-2 В. Барбаранелли и др. в адаптации Е.Н. Осина [2]. В число других методик входили краткий тест жизнестойкости (Осин, Рассказова, 2013), тест диспозиционного оптимизма (Гордеева, Осин, Сычев, 2010), шкала позитивного и негативного аффекта (Осин, 2012), шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996).

Шкала самоконтроля показала значимые связи с показателями других личностных ресурсов: жизнестойкости (r = 0,64), диспозиционального оптимизма (r = 0,42), общей самоэффективности (r = 0,41). Сотрудники с высоким уровнем самоконтроля испытывали больше позитивных эмоций (r = 0,33) и меньше негативных эмоций (r = − 0,34) на работе, сообщали о том, что более успешно справляются с повседневными должностными обязанностями (r = 0,41; r = 0,26 при контроле социальной желательности). Все эти связи оставались статистически достоверными (p < 0,001) при контроле социальной желательности. Не было обнаружено статистически достоверных связей самоконтроля с показателями возраста или пола.

Половина респондентов студенческой выборки (специальность: химия, N = 156) заполняли шкалу в рамках лонгитюдного исследования, результаты которого частично представлены в предыдущей публикации (Гордеева, Осин, 2012: эмпирическое исследование 1). Исследование проводилось на 1 курсе в начале весеннего семестра (после первой экзаменационной сессии), второй замер – год спустя. Показатель самоконтроля был позитивно

92




связан со средним баллом по следующей экзаменационной сессии (r = 0,17, p < 0,05). Отсутствие статистически достоверных связей самоконтроля с показателями академической успеваемости на протяжении последующих 3 лет может объясняться эффектом пропущенных данных: студенты, отчисленные за академическую неуспеваемость на протяжении последующих 3 лет обучения (N = 27) имели более низкие показатели самоконтроля на первом курсе (t = 2,03, p < 0,044). Предиктивная валидность самоконтроля относительно средних баллов по двум последующим сессиям (r = 0,25 и r = 0,19, p < 0,05) была показана и на другой когорте студентов [1].

В качестве дополнительных методик студенты в первом замере заполняли опросник «Стиль объяснения успехов и неудач» (Гордеева, Осин, Шевяхова, 2009), шкалу удовлетворенности жизнью Э. Динера (Осин, Леонтьев, 2008), тест смысложизненных ориентаций (Леонтьев, 1992), опросник самоорганизации деятельности (ОСД: Мандрикова, 2011). Во втором замере (спустя год) студенты заполняли также опросник копинг-стратегий COPE Ч. Карвера и М. Шейера (Рассказова, Гордеева, Осин, 2013). Самоконтроль был положительно связан с осмысленностью жизни (r

=    0,50, p < 0,001), оптимистической атрибуцией успехов (контроль: r = 0,22, p < 0,01) и неудач (постоянство и широта: r = −0,37, p < 0,001) удо-

влетворённостью жизнью (как текущей, так и год спустя: r = 0,37 и r = 0,31, p < 0,001), с оценкой академической самоэффективности год спустя (r
0,28, p < 0,01).

Показатели шкалы самоконтроля были значимо позитивно связаны со всеми 5 показателями опросника ОСД: настойчивостью (r = 0,61, p < 0,001), целеустремлённостью (r = 0,46, p < 0,001), планомерностью (r = 0,43, p < 0,001), фиксацией на структурировании деятельности (r = 0,27, p < 0,01) и самоорганизацией с помощью внешних средств (r = 0,17, p < 0,05). Год спустя студенты с высоким уровнем самоконтроля сообщали о том, что им более свойственны продуктивные копинг-стратегии, такие как активный копинг (r = 0,35, p < 0,001), планирование (r = 0,35, p < 0,001), подавление конкурирующей деятельности (r = 0,28, p < 0,01), и менее свойственны непродуктивные копинг-стратегии – поведенческий уход (r = − 0,41, p < 0,001) и отрицание (r = − 0,25, p < 0,05).

На другой части студенческой выборки (специальность: биология, N = 161) были получены позитивные связи самоконтроля с успеваемостью по химии (r = 0,28, p < 0,001) и с самооценкой собственной учебной успешности по сравнению с однокурсниками (r = 0,52, p < 0,001). На этой группе студентов также изучались связи шкалы самоконтроля с показателями опросников упорства (grit) А. Даквортс (адаптация Т.О. Гордеевой, готовится к печати) и BFQ-2. Балл по шкале самоконтроля был значимо положительно связан с показателем упорства (r = 0,63) по шкале А. Даквортс, а также с показателями добросовестности (субшкалами упорства и скрупулёзности: r = 0,57 и r = 0,32, p < 0,001) и эмоциональной стабиль-

93




ности (субшкалами контроля эмоций и контроля импульсов: r = 0,35 и r = 0,29, p < 0,001) опросника BFQ-2. Связи с показателями социальной желательности (субшкалы эгоистической и моралистической лжи) также оказались статистически достоверными (r = 0,35, p < 0,001 и r = 0,24, p < 0,01).

Эти результаты свидетельствуют о том, что русскоязычная краткая версия шкалы самоконтроля обладает теоретически предсказуемой структурой и демонстрирует достаточно высокую надёжность для исследовательских и диагностических целей. О валидности методики свидетельствуют связи показателя самоконтроля с текущими самоотчётными показателями успешности в профессиональной и учебной деятельности, а также прогностическая валидность относительно объективных показателей академической успешности у студентов, подтверждённая на трёх независимых выборках. Согласно полученным данным, индивиды с высоким уровнем самоконтроля демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия (баланс аффекта, удовлетворённость жизнью, осмысленность жизни), склонны к более конструктивному объяснению успехов и неудач, более организованны и упорны в достижении своих целей, а также прибегают к более конструктивным стратегиям совладания с трудностями. Полученные связи сохраняют статистическую достоверность при контроле социальной желательности.

Эти результаты хорошо согласуются с данными исследований Р. Баумайстера и коллег и свидетельствуют о том, что русскоязычная краткая версия шкалы самоконтроля может быть рекомендована как для исследовательских целей, так и для решения практических задач в рамках комплексной психодиагностики личности и мотивации.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10933. Мы благодарим Н.Е. Кузьменко и О.Н. Рыжову за помощь в организации исследований на студенческих выборках, а также В.Ю. Шевяхову, принимавшую участие в первых этапах разработки шкалы.

Литература

1. Гордеева, Т. О. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Психологические исследования. – 2012. – Т. 5, № 24. – С. 4. –http://psystudy.ru/ index.php/num/2012v5n24/708-gordeeva24.html#e3.

2.    Осин, Е. Н. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке / Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова, Ю. Ю. Неяскина, Л. Я. Дорфман, Л. А. Александрова // Психологическая диагностика (в печати).

3.    Mischel, W. The nature of adolescent competencies predicted by preschool delay of gratification / W. Mischel, Y. Shoda, P. K. Peake // Journal of Personality and Social Psychology – 1988. – V 54. – P. 687–696.

4.    Rothbaum, F. Changing the world and changing the self: A two - process model of perceived control / F. Rothbaum, J. R. Weisz, & S. S. Snyder // Journal of Per-

94




sonality and Social Psychology. – 1982. – V. 42(1). – P. 5–37.

5.   Tangney, J. P. High Self – Control Predicts Good Adjustment, Less Pathology, Better Grades, and Interpersonal Success / J. P. Tangney, R. F. Baumeister & A. L. Boone // Journal of Personality. – 2004. – V. 72(2). – P. 271–324.

6.   Wolfe, R. N. Personality as a predictor of college performance / R. N. Wolfe & S. D. Johnson // Educational and Psychological Measurement – 1995. – V. 55(2). – P. 177-185.
Tags: тест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment