m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

О пользе импульс-контроля

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 88-94


УДК 159.94.019 + 159.942
ББК Ю93-95 + Ю926-355

РАЗРАБОТКА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ КРАТКОЙ ШКАЛЫ САМОКОНТРОЛЯ4

Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Бобров В.В.
E-mail: evgeny.n.osin@gmail.com

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г.Москва

Представлены результаты валидизации русскоязычной версии краткой шкалы самоконтроля Р. Баумайстера на выборках сотрудни-ков (N=591) и студентов (N=328). Шкала обладает высокой надежностью и демонстрирует предсказуемые связи с самоотчетными и объективными индикаторами успешности деятельности, а также с показате-лями психологического благополучия, личностных ресурсов, конструктивного мышления и совладания с трудностями. Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10933.

Ключевые слова: самоконтроль, саморегуляция, академическая успешность.

Под самоконтролем понимается способность индивида управлять своим поведением и эмоциями, обдуманно реагировать на происходящие события, воздерживаться от неадаптивного импульсивного поведения и прерывать действия, обусловленные нежелательными импульсами и эмоциями. В соответствии с широко распространенным определением Ф. Ротбаума с коллегами [4], самоконтроль – это способность изменять и адаптировать себя, свою личность, устанавливая более оптимальное соответствие между личностью и миром. Близким понятием является конструкт саморегуляции, теоретически разрабатывавшийся в последние десятилетия как в работах зарубежных (Р. Баумайстера, М. Карвера и Ч. Шейера), так и отечественных авторов (О.А. Конопкина, Д.А. Леонтьева, Т.В. Корниловой, А.Б. Леоновой, В.И. Моросановой и др.). В настоящее время понятие самоконтроля используется в качестве объяснительного принципа для целого ряда форм поведения и является актуальной темой психологических исследований.

Понятие самоконтроля связывают с широким кругом феноменов: например, индивид демонстрирует самоконтроль, проявляя самодисци-


4 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10933.
88




плину, следуя диетам и врачебным предписаниям, упорно стремясь к достижению результатов на работе, несмотря на приступы лени, выполняя данные другим обещания, воздерживаясь от пустой траты денег, сдерживая агрессивные импульсы и желание наговорить колкости, о которых он будет впоследствии сожалеть, вовремя останавливаясь в употреблении алкоголя, не разбалтывая секреты, рассказанные друзьями, проявляя способность противостоять вредным соблазнам и т.д. Р. Баумайстер с коллегами выделяют четыре базовые сферы, в которых проявляется конструкт самоконтроля: контроль мыслей, контроль эмоций, контроль импульсов и контроль достижений.

Благоприятные следствия самоконтроля были продемонстрированы в ряде исследований. Наиболее известным является эксперимент с 4-летними детьми, проведенный У. Мишелом в 1960-е годы [3]. В индивидуальном эксперименте детям предлагалось выбрать сладость (зефир, печенье или пирожное) и либо съесть ее сразу же, либо подождать 15 минут и получить двойную порцию лакомства. В последующих лонгитюдных замерах было показано, что дети, которые были готовы ждать дольше, проявляя способность откладывать вознаграждение и проявлять самоконтроль, впоследствии стали более успешными и благополучными индивидами: они лучше учились в школе (баллы SAT), имели более высокие академические достижения, более позитивные межличностные отношения, а также оптимальный индекс массы тела, меньше склонности к стрессу и употреблению наркотиков.

Связь самоконтроля с академическими достижениями, очевидно, обусловлена тем, что люди с высоким самоконтролем оказываются более успешными в своевременном выполнении заданий, в разделении сфер досуга и работы, не позволяя досуговой активности мешать работе, в более эффективном использовании учебного времени, выборе подходящих курсов и умении удерживаться от эмоциональных отвлечений, вносящих помехи в работу. В исследовании Р. Вольфа и С. Джонсона [6] самоконтроль оказался единственной из 32 личностных характеристик (переменных), вносивших значимый вклад в академические достижения студентов университета.

Другая важная область – контроль импульсивного поведения. Исследования показывают, что низкий самоконтроль – существенный фактор риска в отношении проблем, связанных с чрезмерным употреблением пищи и алкоголя, а также предиктор пристрастия к наркотикам (героину). Также было показано, что люди с хорошим самоконтролем лучше управляют своими финансами, воздерживаясь от излишних трат.

Третья область позитивного влияния самоконтроля – психологическая адаптация. Многие психологические проблемы и расстройства включают в себя проблемы с саморегуляцией. Связь психологических симптомов и самоконтроля может быть при этом двунаправленной. Эти связи подверга-

89




лись наиболее интенсивному изучению, в том числе анализировалась проблема возможных негативных следствий слишком высокого контроля, который может сопровождать такие расстройства как анорексия и обсессивно-компульсивные расстройства. Была показана связь агрессивного и антисоциального поведения у детей со слабым самоконтролем.

Четвертая область, в которой самоконтроль оказывает позитивное влияние – межличностные отношения. Ряд исследований показывают, что самоконтроль вносит вклад в построение более гармоничных отношений, что, по-видимому, связано со связанной с самоконтролем склонностью воздерживаются от скоропалительных фраз и обидных выражений, сказанных сгоряча. В упомянутом выше исследовании У. Мишела с коллегами было показано, что способность откладывать вознаграждение в возрасте 4-х лет выступало надежным предиктором лучших межличностных отношений во взрослом возрасте. Другие исследования также показывают, что дети с хорошим самоконтролем имели больше шансов стать позднее более популярными. Также существует значительное количество исследований, подтверждающих, что плохой самоконтроль связан с делинквентным поведением.

Учитывая столь важные следствия самоконтроля для адаптации, успешного функционирования и психологического благополучия индивида, разработка методик для его диагностики представляется крайне важной задачей. В 2004 г. Дж. Тэнгни, Р. Баумайстер и А. Л. Бун предложили опросник самоконтроля как черты, включающей способность управлять своим поведением, эмоциями, желаниями, действовать продуманно, воздерживаясь от импульсивного поведения [5]. Опросник получил широкое распространение и в настоящее время он является основным инструментом для измерения самоконтроля.

Англоязычная версия опросника демонстрирует хорошие показатели внутренней согласованности (α Кронбаха для полной шкалы из 36 утвер-ждений составляет 0,89, для краткой из 13 утверждений – 0,83–0,85) и ретестовой надежности (0,89 для полной и 0,87 для краткой версии опросника). В ходе двух исследований, проведенных авторами опросника на студенческих выборках, было показано, что высокие баллы по шкале самоконтроля коррелируют с рядом показателей, отражающих успешное функционирование и благополучие. Так, уровень самоконтроля был позитивно связан с успеваемостью студентов (корреляция со средним баллом в двух исследованиях составила 0,39, р < 0,001 и 0,19, р < 0,01). Высокий уровень самоконтроля был связан с лучшими показателями приспособленности (менее выраженный уровень психопатологии, соматизации, депрессии, гнева, тревоги, психотизма, обсессивно-компульсивного поведения, более высокая самооценка) и более развитым контролем импульсивного поведения (меньшими показателями склонности к перееданию и неконтролируемому поглощению пищи, к булимии и анорексии, а также к злоупотребле-

90




нию алкоголем: r = –0,31, р < 0,001). Из переменных «Большой Пятерки» самоконтроль (при контроле социальной желательности) был позитивно связан с сознательностью (добросовестностью) и эмоциональной стабильностью.

В       контексте межличностных отношений высокий уровень самоконтроля был связан с более позитивной оценкой семейной атмосферы (в родной семье), меньшим уровнем семейного конфликта, надежным стилем привязанности, более развитыми навыками межличностного взаимодей-ствия и более оптимальным эмоциональным реагированием (меньше реакций гнева и агрессии). Эти данные, однако, не были воспроизведены во втором исследовании и эффект не всегда имел место после контроля социальной желательности. Р. Баумайстером и коллегами было также показано, что в случае допущенной ошибки индивиды с высоким самоконтролем склонны испытывать чувство вины и ответственности за произошедшее (а не обвинять других или преуменьшать важность случившегося) и не склонны к переживанию стыда, что соотносится с т.н. адаптивным стилем эмоционально-морального реагирования.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments