m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Её любимый параноик. Разбор книги Тани Танк "Бойся, я с тобой".

Её любимый параноик. Разбор книги Тани Танк "Бойся, я с тобой".
© Бермант-Полякова О.В., 2015

Параноик – однопредметно помешанный.
Толковый словарь


Книга Тани Танк «Бойся, я с тобой. Страшная книга о Роковых и Неотразимых», охарактеризованная как "первый глубокий анализ явления, основанный на реальных историях из жизни и трудах светил психоаналитики", рассказывает нам о параноиках, которые не нашли в жизни своего Дела. К сожалению, эта масштабная и добросовестно выполненная работа о психотипе людей, выстраивающих отношения по предсказуемому алгоритму, выполнена не-клиницистом, то есть человеком, не опирающимся на простроенную структуру клинического мышления, и ответов на вопросы, как отличить параноика от психопата, отчего параноики влюбляются только в параноиков, и как быть, если ребёнок уродился параноиком и терроризирует родителей, в тексте нет.

[Spoiler (click to open)]
Роковая Личность и Неотразимый Человек это человек, чья психика устроена по принципу паранояльного характерологического радикала: "застревания" на одной конкретной цели, однобокое восприятие происходящего, при котором убедить их в сосуществовании разных сторон не представляется возможным. Даже жестикуляция у них направляющая, указующая и ритмообразующая. Обычный паранояльный тип с энергией и напором берётся за свершение великих дел и решение масштабных задач, поэтому прикладывает огромные усилия к тому, чтобы организовать жизнь таким образом, чтобы всё в ней подчинялось достижению цели и решению грандиозной созидательной задачи, - построению ДнепроГЭС, БАМа, сети платных автодорог по всей стране.

Если жизненный мир человека описать как устроенный из нескольких сфер, вложенных друг в друга по принципу матрёшки, то во внутреннем мире будут 1) культура, история и всё то, что люди сохраняют благодаря долговременной памяти и свойству духовной жизни тиражировать то, что привнесено новыми поколениями в продолжающуюся общественную жизнь, "мир знаний внутри головы", и 2) мир актуальных переживаний и забот, "умонастроения внутри головы", а во внешнем мире будут 3) мир актуальных переживаний и забот о себе, своём самочувствии здесь и сейчас, буквально "под носом", 4) исполнительский мир актуальных дел, занятий и практик здесь и сейчас, буквально то, что "под рукой", 5) руководящий мир актуальных дел, занятий и практик в сфере, недосягаемой рукой, но досягаемой глазу, буквально то, что "на дворе", и 6) руководящий мир загада на будущие дела, занятия и практики в сфере, не досягаемой ни руке, ни глазу сейчас, буквально то, что "до горизонта".

Когда мы говорим "паранояльно упёрся" во что-то или называем человека "однопредметно помешанным" параноиком, мы имеем в виду, что он выбрал для себя одну-единственную сферу и игнорирует остальные.
Если умонастроения внутри головы зациклены на одной-единственной идее внутри головы "враги строят козни", перед нами параноик в строгом психиатрическом смысле слова.

Если руководящий загад на будущую блестящую балетную карьеру, отличный английский язык, поступление в МГИМО и покорение номенклатурных вершин, перед нами тот же психотип, зациклившийся в другой сфере. Он задумал себе масштабную задачу великой карьеры, и за неимением грандиозного Дела сделал самого себя таким проектом, объектом приложения недюжинных организаторских сил.
Если руководящий загад на будущую блестящую балетную карьеру ребёнка, отличный английский язык ребёнка, поступление в МГИМО ребёнка и покорение ребёнком номенклатурных вершин, - перед нами тот же психотип, зациклившийся в той же сфере, только объектом приложения недюжинных организаторских сил стал ребёнок.

Его интересы к духовной жизни и миру знаний "внутри головы", его настроение "внутри головы" сегодня, его самочувствие сегодня, занятия и практики, к которым он хочет приложить свои руки, друзья и знакомые, с которыми ему нравится вместе делать что-то в доме и поблизости от дома, - всё это обесценивается родителем-параноиком, который не нашёл в жизни своего Дела и не сумел сделать самого себя своим Делом.
Роковая Личность и Неотразимый Человек это человек, который превращает романтические отношения в Дело, прикладывая к нему недюжинные организаторские силы.

Дети, отстаивающие независимость от родителей, могут сделать несогласие с ними Делом своей жизни, - а могут найти Дело по душе и разворачивать свои недюжинные способности там.

Нет "тысячи масок", есть один механизм: параноик без реального созидательного Дела замещает её тем, чем может.

Эгон Шиле, работа1917 года.jpg

Все его устремления направлены или в сферу знаний (здравствуй, энциклопедическая начитанность и коллекционирование), в сферу "под носом" (здравствуй, ипохондрия, нарушения образа тела, нарушения пищевого поведения), в сферу "под рукой" (здравствуй, погружённость в хобби, затмевающая собой всё на свете), в сферу "на дворе" (здравствуйте, лидерство и активная общественная жизнь) или в сферу "до горизонта" (здравствуйте, мечты о замужестве с принцем, о карьере или о заработанном миллионе).

Как и все люди, параноики без реального созидательного Дела могут быть людьми нравственно здоровыми и нравственно ущербными. Подлые и чудовищные поступки совершаются как раз вторыми (это лишённые совести психопаты).

Но не все параноики психопаты. В книге про Роковых и Неотразимых трагически перепутаны бессовестные люди и мающиеся от безделья параноики, превращающие своих близких в Дело, которое они должны организовать, реализовать, а после воплощения проекта искать себе новый проект. Тот, кто пережил опыт общения параноиком, особенно – если это его или её любимый параноик: возлюбленный, родитель, ребёнок, чётко разделяет партнёра в состоянии напряжённого достижения цели в отношениях и партнёра, потерявшего к цели интерес. Любой целеустремлённый человек может быть совестливым, добрым и ласковым, и он не носит маску, когда он это проживает, он на самом деле такой.

Лицедействующие параноики без реального созидательно Дела это двойственный истероидно-паранояльный характер. Этапы отношений с Роковой Личностью и Неотразимым человеком это история про истероидного человека, который получает удовольствие от уподобления вызывающему восхищение герою, который затем паранояльно вписывает героя в загаданный на будущее проект.

Описание перевоплощения подстраивающегося под вас партнёра в харизматичного, это смена знака в одном и том же истероидном влечении. Плотное ежедневное общение это и есть "проект", и оно внезапно прекращается, когда "проект" разочаровал или ощущается как завершённый и неинтересный.

Если характер тройственный, истероидно-паранояльно-эпилептоидный, развернётся следующий этап драмы, с выяснением, кто кому будет диктовать правила игры.

Эгон Шиле, Агония.jpg

Эпилептоидный радикал характера добавит в отношения территориальное поведение, иерархичные отношения, желание напугать партнёра и удовольствие от его наказания.

В отношения со своим любимым параноиком, лишённым реального созидательного Дела, с большей вероятностью попадёт человек, не замечающий того, что сам – такой же параноик. Только "проекты" у него чаще всего постельные, зацикленные на исцелении сексуальной дисфункции партнёра (сюжет про спасение импотента чуткой женщиной) или на дефлорации (сюжет про лишение невинности заботливым и чутким мужчиной). Если к паранояльности добавлена эпилептоидность, то знание уязвимых сторон пригождается ещё и для шантажа, и для установления контроля над партнёром.

Этап "проб пера", описанный в книге, это время, когда проект завершён и партнёр уже раздражает. Чем больше истероидности в натуре, тем сильнее будет желание оттолкнуть, - потому что всё уже скопировано, присвоено себе и интерес угас. Чем больше паранояльности в натуре, тем сильнее будет ненависть, - потому что злится на проект, повисший гирей на ногах и не дающий возможности загада на свои следующие проекты. Чем больше эпилептоидности в натуре, тем сильнее будет зависть, - потому что обычно в партнёры выбирается человек Дела, а у самого такого содержательного, реально созидательного Дела нет.

Этап "ледяного душа" это попытка заставить партнёра из "отработанного фантазией проекта" бросить отношения первым. Попытки "сахарного шоу невыносимой сентиментальности" это амбивалентность эпилептоидного партнёра.

Слова "бросьте изводить себя мыслями, за что же он вас возненавидел. Он ненавидел вас всегда" чётко описывают картину, почему параноик, лишённый содержательного, реально созидательного дела выбрал вас, успешного и занятого реальным Делом человека, захотел быть с вами "мы", чтобы приобщиться к вашему Делу, и ненавидит вас за то, что своего собственного реального Дела по душе всё равно не нашёл, и наказывает вас своим моральным садизмом. Мазохистически-параноидная динамика (в книге этап "закручивания гаек") это этап, когда у партнёра (в книге "жертва") его собственная паранояльность из сферы вне дома и двора, где человек занят реальным делом, переключается в сферу межличностных отношений, в доме и во дворе. Отсюда описываемые эмоциональные нарушения, неспособность продуктивно работать, когда всё валится из рук, зацикленность на партнёре.

Люди умеют прощать случившееся и неслучившееся. Эпилептоидный параноик может мстить за случившееся и неслучившееся. В его жизни не случилось увлечённости вашим общим реальным Делом, и он вам за это неслучившееся мстит.

Истероидный параноик может переписывать ваши диалоги и свои мотивы в прошлых ситуациях. Он привносит новые детали, расставляет новые акценты в нужных местах, потому что самозабвенно войти в новый образ самого себя – его истероидное удовольствие.

Этап "соковыжималки" это второе дыхание "проекта" любимого параноика, лишённого реального созидательного Дела. Он формирует общественное мнение вокруг партнёра, распуская слухи таким образом, чтобы представить межличностные отношения в паре в придуманном им для этого "проекта" свете. У него снова есть объект приложения его недюжинных организаторских способностей, правда, снова в сфере межличностных отношений "а он сказал, а она сказала", а не в сфере реальных ГЭС, БАМов и производственных мощностей.

На этом этапе "проект" укрупнился из отношений в диаде до отношений в малой группе, и удовольствие от него у параноика в разы больше. Больше и потребность контролировать партнёра, и отношение к нему, как к главной детали "проекта", к вещи.

На этапе "утилизации" партнёр выглядит как источник материальной выгоды, и только. Запойного фантазирования о будущем совместных отношений, - и удовольствия от загада на них, в жизни уже нет. На этапе "генеральной уборки" истероидное удовольствие от роли белого и пушистого, невиновного в расставании, смешивается со страхом разоблачения. Этап "пляски на костях" описывает психопатичных партнёров.
Слова "Будучи брошенной, Роковая Личность может стать преследователем – сталкером. Исследования показывают, что большинство из них – мужчины среднего возраста с высоким интеллектом и даже научными степенями" описывают эпилептоидно-паранояльные натуры.

Слова о том, что "они" всегда возвращаются, если события не завершились по "их" сценарию, иллюстрируют тот же тезис о параноиках, застревающих на реализации масштабного проекта на материале межличностных отношений, вместо того, чтобы созидать реальное Дело.
В книге истероидная мотивация на получение восхищения от партнёра, паранояльная мотивация на подчинение нужд партнёра достижению своей цели, эпилептоидная мотивация на самоутверждение над партнёром и его принижение, психопатическая корыстная мотивация описываются как в калейдоскопе.

"Патологическая злоба нарциссистов" это кумулятивный аффект эпилептоидного человека, накопленная дисфория, разряжающаяся немотивированно.
"Постоянная скука нарциссистов" это нехватка циклоидного начала в натуре человека, его неспособность быть эмотивным, сострадать, сопереживать, быть "мы" с другим человеком.

"Выращивание ребёнком ложного Я" это задержка психического развития в сфере межличностного интеллекта. Человек глуп. Он пытается имитировать представления других о себе, бездумно повторяет чужие клише, поскольку на самого себя не способен откликнуться и обдумать самого себя тоже не способен. Не получается у него отрефлексировать и опыт жизни под одной крышей со своими истероидными, эпилептоидными или паранояльными родителями, - и примириться с истероидностью, эпилептоидностью и паранольностью в самом себе.

Резюмировать разбор текста про "роковых и неотразимых" мне хотелось бы тремя идеями:
1. Жалость к убогому может быть способом проживать эту убогость в самом себе по принципу проективной идентификации, и заставляет длить эти отношения.
2. Глупость не лечится. От дурака хоть полу отрежь, да уйди, говорили раньше в таких случаях.
3. Хорошо устроенная голова лучше доверху наполненной.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments