m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Упорство

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Cо стр. 66-74


УДК 159.922.736.4.07 + 159.923-053.67
ББК Ю933.6-42 + Ю942-38

РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА УЧЕБНОЙ НАСТОЙЧИВОСТИ И ПОСТОЯНСТВА УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Гижицкий В.В., Гордеева Т.О., Гавриченкова Т.К.
E-mail: viktor.gizhitsky@yandex.ru

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва

Настоящая статья посвящена разработке опросника настойчивости и постоянства интересов. Рассмотрены результаты двух исследований (N=150 и N=316 учеников 11-х классов) проведенных с целью установления валидности и надежности двух версий опросника настойчивости и постоянства интересов. Показано, что модификация шкал с учетом деятельности, в которую вовлечены респонденты, позволяет получить более достоверные результаты о степени проявления изучаемых личностно-мотивационных качеств.

Ключевые слова: настойчивость, академические достижения, по-стоянство интересов.

Начиная с работ, ведущихся уже более полувека в рамках проблематики мотивации достижения, настойчивость рассматривалась как ее важная составляющая, результат вложения усилий, направленных на достижение цели. Настойчивость проявляется в ряде характеристик деятельности субъекта и соответственно может оцениваться по следующим параметрам: как длительность работы над задачей, как интенсивность затрачиваемых усилий, как повторное обращение к прерванному заданию с целью доведения его до конца и как продолжение работы над заданием, несмотря на трудности или неудачи. Кроме того, настойчивость может выступать как личностная черта, проявляющаяся в постоянстве усилий и длительном и упорном преследовании некоторой широкомасштабной цели. Она является составной частью добросовестности, одной из черт Большой пятерки.
В   исследовании Post (1994), охватившем людей, достигших известности

в   различных областях деятельности, было показало, что они отличаются

66




исключительным трудолюбием, педантизмом и настойчивостью, часто в сочетании с предпочтением работать в одиночку. Анализ биографий выдающихся личностей показывает, что они обладают высокой (или даже исключительной) настойчивостью и трудолюбием и готовы работать долго и непрерывно над выполняемым делом. Уже ранние исследования показали, что высокие способности недостаточны для выдающихся достижений, необходимо сочетание высоких способностей и настойчивости. Данные исследования характеристик выдающихся ученых проведенного А. Ро (1952) соответствуют и выводам, сделанным Л. Терменом (1959) по результатам его крупномасштабного лонгитюдного исследования одаренных: было обнаружено, что настойчивость, целеустремленность и уверенность в себе, а не уровень IQ отличали наиболее успешную часть его выборки от менее успешной.

Немаловажным фактором является и временная протяженность проявления настойчивости индивидом. Д.К. Саймонтон показал, что общая продуктивность на протяжении всей жизни является наилучшим поведенческим предиктором высоких достижений, даже учитывая те различия, которые принимает продуктивность в различных областях (например, наука по отношению к искусству). Х. Гарднером было обнаружено так называемое «правило 10 лет». При исследовании выдающихся личностей оказалось, что при наличии знаний, мотивации и готовности последовательно и целенаправленно работать в соответствии с интенсивным расписанием, требуется по крайней мере 10-летний период напряженной работы (активной практики), чтобы достичь выдающихся результатов.

Как показали К. Эриксон с коллегами, к 20-летнему возрасту выдающиеся скрипачи практиковались в среднем около 10 000 и более часов в течение многих лет; скрипачи, находящиеся на следующем, чуть более низком, уровне исполнения, практиковались на 2500 часов меньше, на среднем (будущие учителя музыки) – уже всего лишь 4000 часов. Те, кто достигали наиболее высоких результатов, практиковались больше часов, чем это делали те, кто достиг меньшего и обычно начинали заниматься этим делом в более ранние годы. Показано, что уровни компетентности скрипачей, пианистов, шахматистов, игроков в бридж и спортсменов-легкоатлетов обнаруживают прямую связь с количеством практики. Систематичность и постоянство практики также имеют немаловажное значение. На материале различных областей деятельности было установлено, что люди, достигавшие наилучших результатов, занимались в среднем по четыре часа в день семь дней в неделю.

При этом, проблема настойчивости достаточно сложна и противоречива. Настойчивость бывает выражена при некоторых типах акцентуаций характера. Кроме того, она сопутствует невротическому перфекционизму, что свидетельствует о необходимости изучения ее нездоровых форм.


67




Таким образом, настойчивость – важная мотивационно-личностная характеристика, выступающая предиктором достижения в разных типах деятельностей, диагностика которой заслуживает пристального внимания психологов. В отечественной психодиагностике субшкала настойчивости присутствует в опроснике Е.Ю. Мандриковой ОСД (Опросник саморегуляции деятельности, 2007) и в опроснике, диагностирующем волевую саморегуляцию А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана (Исследование волевой саморегуляции, 1988). Обе шкалы предназначены для обобщенной оценки настойчивости и включают ее расширительное понимание.

В 2007 г. Анжела Даквортс коллегами разработали вопросник упорства (Grit, в пер. с англ. – выдержка, твердость характера), оценивающий спо-собности индивида длительное время прикладывать большие усилия, направленные на достижение поставленной цели, преодолевать неудачи и справляться с различными трудностями, возникающими в этом процессе. Авторами опросника показано, что суммарный балл по шкале способен предсказывать различные типы достижений, (спортивных, академических, профессиональных).

Методика включает две шкалы, сумма по которым и рассматривается как финальный показатель настойчивости [4]:

1)   Шкала настойчивости, оценивающая стремление индивида прикладывать усилия и достигать поставленных целей. Примеры утверждений: «Я достиг(ла) цели, которая требовала несколько лет работы», «Мне удалось преодолеть неудачи и справиться с серьезными трудностями».

2)   Шкала постоянства интересов, оценивающая уровень стабильности поставленных индивидом целей, которых он стремится достичь. Примеры утверждений: «Часто я ставлю перед собой цель, но потом переключаюсь на другую», «Иногда из-за новых идей и новых дел я отвлекаюсь от выполнения старых».

Существуют две версии методики – основная, включающая по 6 пунктов на шкалу (2007) и короткая, разработанная A. Duckworth и P. Quinn (2009) и состоящая из 8-ми утверждений, по 4 пункта на каждую шкалу, также демонстрирующая приемлемые психометрические характеристики [Duckworth, Quinn, 2009]. Исследования показывают, что полная версия шкала настойчивости показывает достаточно высокий коэффициент внутренней надежности альфа Кронбаха, для шкалы «Постоянство интересов» он составляет 0.84, для шкалы «Настойчивость» - 0.78 [4]. Процедура заполнения вопросника предполагает оценку испытуемыми меры своего согласия с утверждением по пятибалльной шкале. Переменная Grit в данном вопроснике образуется путем сложения баллов по двум шкалам. Таким образом, авторы рассматривают две шкалы (постоянство интересов и настойчивость) как единый конструкт.

Было показано, что кумулятивный показатель шкалы Grit обнаруживают выраженные связи с самоконтролем (r = 0,66; p < 0,001), со шкалой со-

68




знательности из шкал Большой Пятерки (r = 0,77 и r = 0,73, оба p < 0,001), а также более слабые позитивные связи с другими ее шкалами и негативную связь со шкалой нейротизма (r = – 0,38; p < 0,001).Уровень образования и возраст испытуемых выступают значимыми предикторами настойчивости по данной шкале.

Благодаря разработке данной шкалы, было эмпирически показано, что настойчивость действительно может претендовать на внесение ключевого вклада в достижения. В серии исследований, проведенных под руководством А. Даквортс, К. Петерсона и их коллег было показано, что настойчивость является предиктором успеха в самых разных областях продуктивной деятельности, объясняя в среднем 4% дисперсии в достижениях. Так, в серии из шести исследований А. Даквортс с коллегами показали, что настойчивость не зависит от IQ (уровня интеллекта), обладает предсказательной валидностью в отношении результатов образования помимо и свыше черт большой пятерки. Эти данные были подтверждены и в отечественных исследованиях, проведенных на выборках студентов с использованием этой шкалы [1, 2].

Исследования Даквортс с коллегами использованием данной методики показали, что настойчивость является важным фактором, конкурирующим по значимости с интеллектом, значение которого долгое время считалось исключительно важным для достижения высоких результатов (как в учебной, так и в профессиональной деятельности). Настойчивость и IQ не связаны друг с другом или же обнаруживают слабые негативные корреляции друг с другом. В серии исследований переменная Grit показала значимую связь с достижениями в различных областях человеческой деятельности. В частности, было показано, что индивиды с более высоким уровнем образования имеют более высокие показатели по Grit, чем индивиды, имеющие менее высокий уровень образования. Также была обнаружена значимая связь переменной Grit с академическими достижениями (GPA, SAT) у аме-риканских студентов. Кроме того, интересные результаты показали исследования, направленные на изучение связи Grit с другими психологическими переменными. Например, было показано, что Grit вносит значимый независимый от IQ вклад в достижение высоких результатов, при этом переменные Grit и IQ не имеют значимой положительной связи между собой. Также Grit выступает более значимым предиктором академических достижений, чем переменная «Добросовестность», одна из черт большой пятерки [4].

Таким образом, данные результаты обуславливают необходимость изучения влияния механизмов Grit на достижение высоких результатов в различных сферах деятельности, выявление ситуативных и психологических источников этого личностного качества, а также определение его культурной специфичности.


69




В    связи с кумулятивным характером переменной Grit, состоящей из двух шкал, у ряда психологов, занимающихся мотивацией, возникают определенные сомнения в адекватности объединения шкал (и получения агрегированного показателя – Grit), которое было изначально предложено А. Даквортс и ее коллегами. Дальнейшие исследования, проведенные как отечественными, так и зарубежными исследователями показали, что две шкалы являются отдельными измерительными конструктами, диагностирующими различные психологические особенности индивидов. В частности, в исследовании, проведенном на выборке российских школьников 15-ти лет (N = 3383),было показано, что две шкалы имеют коэффициент корреляции 0.24 [5]. На этом основании авторы предлагают использовать данные шкалы по отдельности, а не образовывать из них один суммарный показатель.

(продолжение в следующем посте)

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments