m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Факторная структура, полученная на российской выборке, отличается от оригинальной

Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 10-12


УДК 159.9.07 + 159.922.7

ББК Ю957.65

ОПРОСНИК РАЗЛИЧАЮЩЕГОСЯ ОПЫТА СИБЛИНГОВ: ФАКТОРИЗАЦИЯ НА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЫБОРКЕ

Алексеева О.С., Ржанова И.Е.
E-mail: olga_alexeeva@mail.ru

Психологический институт РАО, г. Москва

Представлены результаты факторизации опросника Различающегося опыта сиблингов на русскоязычной выборке. Выборку составили 154 сиблинговые пары в возрасте от 12 до 21 года. Было получено, что факторная структура опросника отличается от оригинальной: вместо шкал-факторов заботы и ревности были получены факторы доминирования и сотрудничества. Также добавлены новые шкалы: приспособляемость и ориентация на активную жизненную позицию.

Ключевые слова: сиблинги, сиблинговые отношения, родительско-детские отношения, опросник.


В течение последнего десятилетия исследователи обращали особое внимание на такие отдельные источники индивидуальной среды, как структура семьи, взаимодействие сиблингов, влияние сверстников [3, 5, 6].

С целью оценки влияния индивидуальной среды, то есть тех средовых факторов, которые оказывают различное воздействие на детей, воспиты-вающихся в одной семье, Пломином и Дэниэлсом был создан опросник Различающегося опыта сиблингов (SIDESibling Inventory Differential Experience) [4].

Опросник состоит из 4 блоков. Первая часть опросника направлена на измерение основных параметров сиблинговых отношений (24 вопроса). Вторая – на исследование отношения родителей к детям (16 вопросов). В третьей части опросника респондентов просят сравнить своих друзей с друзьями сиблинга по предложенным характеристикам (26 вопросов). Четвертый блок – оценивает реакцию сиблингов на важные жизненные собы-тия (14 вопросов).

Авторы опросника провели факторизацию внутри каждого из блоков (кроме последнего – Реакции на важные жизненные события). Выборку составили 396 сиблингов, большинство из которых было из двухдетных семей. Возраст сиблингов варьировал от 12 до 28 лет. В результате факторизации было выделено 11 шкал. В первый блок вошли шкалы: Антагонизм, Забота, Ревность, Близость. Во второй блок – Отцовская привязанность, Отцовский контроль, Материнская привязанность и Материнский контроль. В третий блок – Ориентация на образование, Ориентация на девиантное поведение, Ориентация на популярность среди сверстников.

10



В   рамках Московского исследования сиблингов [1, 2] был осуществлен перевод опросника различающегося опыта сиблингов на русский язык с последующей его адаптацией на отечественной выборке.

Выборку составили 154 пары сиблингов (всего 308 человек) в возрасте от 12 до 21 года. Все дети воспитывались в полных семьях и являлись родными друг другу.

Вопросы, входящие в четвертый блок оригинального опросника, не использовались.

В    ходе исследования был посчитан коэффициент альфа Кронбаха для оригинальных шкал опросника. Для всех шкал альфа Кронбаха не превышает 0,60, что говорит о низкой внутренней согласованности. Самым низким этот коэффициент был для шкал Заботы и Ревности (0,47 и 0,48 соот-ветственно).

В    связи с этим мы посчитали необходимым провести факторизацию вопросов, входящих в каждый из представленных блоков, потому как предполагали, что факторная структура, полученная на российской выборке, будет отличаться от оригинальной.

После проведения факторизации (метод главных компонент, вращение Varimax) были получены следующие результаты:

В   первый блок (Сиблинговые отношения) вошли четыре фактора, объясняющие 43% дисперсии: Доминирование, Антагонизм, Привязанность, Сотрудничество. Фактор Доминирования отражает то, в какой степени один из сиблингов склонен ощущать свое превосходство над братом или сестрой, склонен подавлять своего партнера. Фактор Антагонизма связан с конфликтностью в сиблинговых отношениях, определяет склонность ребенка к порождению конфликтных ситуаций в отношениях с сиблингом. Фактор Привязанности показывает, кто из детей в большей мере демонстрирует эмоционально теплое, поддерживающее отношение к сиблингу, кто в большей мере привязан к своему брату или сестре. Фактор Сотрудничества демонстрирует, кто из детей в большей степени ориентирован на совместную деятельность в паре, на оказание помощи сиблингу.

Факторы второго блока (Родительское отношение) полностью совпали

с   оригинальными шкалами опросника. Отцовская привязанность и Отцов-ский контроль объясняют 50% дисперсии. Материнская привязанность и Материнский контроль объясняют 47% дисперсии.

Третий блок (Отношения со сверстниками) составили пять факторов, которые вместе объясняют 55% дисперсии: Ориентация на успешность (или популярность), Ориентация на девиантное поведение, Ориентация на образование, Ориентация на активную жизненную позицию, Приспособляемость. Фактор Ориентации на успешность, показывает, чье окружение, по мнению респондента, более ориентировано на социальную успешность и популярность среди сверстников. Фактор Ориентации на девиантное поведение отражает степень направленности детей на отклоняющееся от соци-

11




альных норм поведение: причастность к «плохим» компаниям», увлечение алкоголем и т.д. Фактор Ориентации на образование демонстрирует выра-женность учебной мотивации ребенка и его окружения. Фактор Ориентации на активную жизненную позицию связан с оценкой уровня активности и открытости новому опыту. Фактор Приспособляемости отражает большую готовность сиблинга идти на уступки в отношениях с ровесниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что факторная структура опросника Различающегося опыта сиблингов, полученная на российской выборке отличается от оригинальной. Учитывая тот факт, что оригинальный опросник создавался авторами на основе факторизации отобранных экспертами утверждений, представляется целесообразным применять данный опросник на российской выборке, используя в качестве шкал новые, а не оригинальные шкалы.

Литература

1.   Алексеева, О.С. Порядок рождения и когнитивное развитие сиблингов / О.С. Алексеева // Психологические исследования: электронный научный жур-
нал. – http://psystudy.ru/index.php/num/2008n2-2/99-alekseeva2.html.

2.   Козлова, И.Е. Особенности сиблинговых и детско-родительских отноше-ний и характеристики личностной сферы сиблингов / И.Е. Козлова // Психологи-ческие исследования: электронный научный журнал. –http://psystudy.ru/index.php /num/2008n2-2/98-kozlova2.html.

3.   Brody, G.H. Sibling relationship quality: its causes and consequences / G.H. Brody // Annual Review of Psychology. – 1998. – V. 49. – P. 1–24.

4.   Daniels, D. Differential experience of siblings in the same family / D. Daniels, R. Plomin // Developmental Psychology. – 1985. – V. 21. – P. 747–760.

5.    Dunn, J. Annotation: sibling influences on childhood and development / J. Dunn // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 1988. – V. 29, N 2. – Р. 119–127.

6.   Howe, N. Socialization, perspective-taking, and the sibling relationship / N. Howe, H.S. Ross // Developmental Psychology. – 1990. – V. 26. – P. 160–65.



Данные статьи согласуются с работой, которую проводили на основе теста MMPI, я прочла о ней в книге Олейников Ю.В. Инфантильный социум? - М, Изд-во Российского социального государственного университета, 2007. - 172 с.

Со стр. 103
Показательным образчиком метода тестирования и определения на этом основании генотипа личности и национального характера является исследование К. Касьяновой "О русском национальном характере". В этой умной и интересной книге высказываются весьма плодотворные, оригинальные и перспективные, часто остроумные идеи. Автор указывает, что её работа строится на методе MMPI - миннесотском многофакторном личностном опроснике, <...>

со стр. 104
На основе изучения конкретных проявлений социального архетипа К. Касьянова приходит к выводу, что "в нас отчётливо проявляется тот тип личности, который психиатры называют "эпилептоидным"... Эпилептоид - это не заболевание, а так называемый акцентированный тип личности". Автор предлагает гипотезу становления эпилептоидного генотипа русского народа <...> Таким образом, "мы не чистые эпилептоиды. Мы культурные эпилептоиды" <...>

(цит. по Касьянова К. О русском национальном характере. М., 2003. с. 84)

Вот книга Ксении Касьяновой онлайн http://www.hrono.info/proekty/russia/Author/Russ/K/KasanovaK/harakt/index.html
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments