
Со страницы http://www.cbtdoctor.ru/?page_id=12
Статья опубликована в книге “Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития”, ред.-сост. А.Е.Войскунский. - М.: Акрополь, 2009.стр. 152-164, ISBN 978-5-98807-037-5
Начало здесь http://rabota-psy.livejournal.com/310069.html
M. Orzack (1996) выделяет следующие психологические симптомы Интернет-зависимости:
· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
· невозможность остановиться;
· увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
· пренебрежение семьей и друзьями;
· ощущение пустоты, депрессии, раздражения вдали от компьютера;
· ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
· проблемы с работой или учебой.
Доктор М. Орзак также предлагает перечень физических симптомов Интернет-зависимости, которые в действительности являются прямым следствием патологического использования компьютера:
· синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
· сухость в глазах;
· головные боли по типу мигрени;
· боли в спине;
· нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
· расстройства сна, изменение режима сна;
· пренебрежение личной гигиеной.
В медицинской парадигме по аналогии с критериями патологического гэмблинга по DSM-IV можно предложить следующие диагностические критерии Интернет-зависимости:
А. Использование Интернета вызывает дистресс.
В. Использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу.
Предположительно, Cyber Disorder (киберрастройство) войдет в международную классификацию болезней DSM-V (Zenhausen, 1995).
Анализируя результаты масштабного исследования Интернет-зависимости (3500 опрошенных, для диагностики использовался переведенный на русский язык и адаптированный тест К. Янг), проведенного автором в период с 1999 по 2003 год в русскоязычном секторе Интернета, можно отметить, что распространенность Интернет-зависимости составила около 2% (см. Рис. 2), что коррелирует с данными K. Young (1996) — зависимы 1-5% пользователей Интернета — и других исследователей.
Рис. 2. Распространенность Интернет-зависимости.
В группе зависимых средний возраст составил 21 год (min – 14, max – 35), что может быть объяснено и большей популярностью времяпрепровождения в сети с целью виртуального общения у лиц молодого возраста, и тем, что у них недостаточно развиты механизмы сдерживания компульсивного поведения, саморегуляции и контроля эмоциональной сферы.
Различие в соотношении полов между группой Интернет-зависимых и контрольной группой не было выявлено, что совпадает с результатами исследований, проведенных в Великобритании в университете в Hertfordshire (Egger, Rauterberg, 1996).
Одним из характерных признаков аддиктивной активности является ее продолжительность дольше ожидаемого времени. Как правило, Интернет-зависимые пытаются скрыть от окружающих и то, сколько времени они проводят в Интернете, и то, чем именно они там занимаются, поскольку боятся осуждения, которое может травмировать и без того нестабильную (что характерно для зависимой личности) самооценку. Интернет-зависимые сопротивляются попыткам окружающих, в первую очередь, членов семьи, отвлечь их от пребывания в Интернете.
Чаще всего именно ближайшее окружение зависимого начинает «бить тревогу» в связи с чрезмерностью времени, проводимого им в сети, и с неспособностью контролировать это время. У самого зависимого обычно снижено или отсутствует критическое отношение к своему состоянию/поведению. Зависимые считают, что они полностью контролируют себя и ситуацию, так что смогут в любой момент остановиться. В реальности же попытки контроля оказываются безуспешными, а количество времени, проводимого в сети, продолжает нарастать.
Время, затрачиваемое на пребывание в Интернете по мере прогрессирования зависимости, начинает отниматься у других видов деятельности – домашних дел, времяпрепровождения с друзьями и родственниками, приёма пищи, сна, а также учёбы или работы.
Интернет-зависимые считают, что с людьми легче общаться виртуально, и это приводит их к постепенной изоляции в реальной жизни. Контрастируя со «скучной и серой» реальностью, виртуальные взаимоотношения кажутся волнующими и многообещающими. На практике Интернет-зависимые часто заводят новые знакомства с пользователями, а не имеющие зависимости, предпочитают поддерживать в сети уже имеющиеся отношения.
В силу приоритетности установленных посредством Интернета межличностных отношений, у Интернет-зависимых страдают тандемные отношения, поскольку они предпочитают нахождение в сети интимному общению с партнером. По мере прогрессирования Интернет-зависимости прежний круг знакомств быстро исчезает и формируется новый, из Интернет-среды, где зависимому удается завязывать социальные контакты с большей легкостью, и где нет необходимости долго их удерживать.
Неотъемлемой составной частью развития аддиктивного процесса являются аддиктивные переживания вне сети: Интернет-зависимым свойственно мечтать, фантазировать, предвосхищать, предвкушать, чем они вскоре займутся в Интернете. Стремление к аддиктивной реализации обусловлено желанием избавиться от дискомфортного психологического состояния пустоты, скуки, подавленности, раздражения или беспокойства – избавиться и «почувствовать себя лучше». Общение в Интернете дает таким людям иллюзию возможности без какого-либо вреда для себя контролировать свое эмоциональное состояние, вызывать по желанию чувство психологического комфорта, избавляться от неприятных эмоций и мыслей.