m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Со-творение – методика системной телесно ориентированной терапии. Часть 3/3

Автор методики: Максимова Елена Владимировна maximovaev

Начало http://rabota-psy.livejournal.com/304245.html
Продолжение http://rabota-psy.livejournal.com/304474.html

Группа уровней Е – уровни интеллекта и творчества. Со-зидание, со-творчество

Основные свойства – целостность, понимание и личностная ответственность. Мир безграничен.
Афферентный синтез –  Понимание. Восприятие внутри реального или придуманного мира. Объединяются все виды и модальности восприятия. Возможен полный отрыв от реального восприятия - восприятие задачи и ее решение «в уме». Реальное восприятие, опыт – держат связку мышления и реальности.
Эфферентный синтез – мышление, в том числе абстрактное. Возможен полный отрыв от реальной ситуации, реального мира (наука, творчество и т.п.). Проверка гипотеза практикой. Понятия, обобщения, метафоры. Символы. Все виды речи.  Автоматизмы мышления и речи (при сохранности уровня В). Наука. Искусство.
Строение тела и движений – тело целостно, прозрачно, «светится»
Психика. Личностная ответственность. Трансцендентальное осознание себя как существа мыслящего. Принципы. Равенство всех. Саморазвитие. Учитель.
Общение этого уровня – вокруг общей идеи – со-думание. В том числе, мысленный разговор с собой. Нет границ пространства, общения. Со-зидание, со-творчество.
Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – Понимание эмоций. Понимание (прекрасного, красоты, гармонии, комического, трагического..). Интеллектуальные чувства. Совесть, честность, человечность, добродетель. Возможны придуманные эмоции внутри придуманного мира фантазий (художественная литература, музыка. живопись…)
Единение с миром – Я, как человек МИРА.
В телесной терапии работаем – через представления или творчество.
Диагностику начинаем с самого нижнего уровня построения движений (уровня А), просматривая и отмечая наличие/отсутствие описанных выше особенностей функционирования уровня. С него же мы начинаем терапию. Далее последовательно работаем со всеми вышележащим уровнями (если на них есть запрос клиента).
Во время терапии мы видим очень тесную связь, даже зависимость, уровней А и С, В и Д. Уровень V – помогает простраивать вертикальные связи уровней между собой. Поэтому начинать работать с более высокими уровнями, при непростроенных нижних – работа трудоемкая и часто не приносящая результатов).


4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии)
Основной психотерапевтический подход –  системная телесно ориентированная терапия, опирающаяся на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.
При этом мы можем использовать любые телесные техники, как упражнения, для активитизации или автоматизации движений каждого уровня построения движений.
Но, начиная с уровня D, становится возможным применение и других методов психокоррекции – это практически любые методы, использующие представления.
5. Основные отличия от родственных методов
В основе метода лежит системность, опирающаяся на иерархию построения тела, а соответственно и психики, человека. Поэтому и диагностика и терапия строятся поуровнево, от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза каждого уровня к построению синтеза эфферентного (движения, поведения).
Внутри данной методики мы работаем не с отдельными телесными нарушениями или блоками, а с целыми уровнями построения движений.
Методика интегрирует в себе разнообразные техники телесной терапии, используя их внутри описанного выше, системного подхода.
Работа через со-единение с телом клиента – через со-творчество. Мы не «чиним» клиента, а присоединяясь к нему, вызываем, стимулируем его собственные процессы восприятия, регуляции, восстановления, движения и поведения.
Ближе всего к нашему методу – нейропсихология. Но нейропсихология создавалась А.Р.Лурией в то время, когда теория Н.А.Бернштейна была под запретом, хотя по воспоминаниям современников, он ее хорошо знал. Поэтому в нейропсихологии сохранился только уровень А – как первый блок мозга. Остальные уровни не выделяются.
В кинезиологии работа ведется через уровень D – как разговор с телом.
6. Показания, противопоказания и границы применения методики:
6.1. Показания:
Психологические трудности в пределах клинической нормы (консультирование):
Напряжения и зажимы тела, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость.
Жалобы на нарушения восприятия себя, потери себя в мире – без диагностируемых неврологических или психологических расстройств.
Нарушения детско-родительских отношений, или нарушение психологического состраивания внутри семьи.
В качестве развивающей практики (коучинг, тренинги):
Осознание возможностей собственного тела, вложенных в него природой
Понимание тела, как основы формирования психики человека.
Знакомство с возможности состраивания, сотворчества внутри пары терапевт/клиент, родитель/ребенок и т.п., вложенными в нас природой.

6.2. Противопоказания:
Абсолютные:
психотические расстройства с продуктивной симптоматикой;
постинфарктные и постинсультные состояния;
психосоматические заболевания в стадии обострения, требующие немедленной медикаментозной коррекции.
поздние токсикозы беременных
угроза прерывания беременности на любом сроке
ситуации, требующие других видов помощи (социальной, юридической и др.) по жизненным показаниям
отсутствие у клиента мотивации.
Относительным противопоказанием является
- возраст моложе 3 лет
- наличие у клиента «вторичной выгоды» в сохранении симптомов и нарушений.
6.3. Границы применения методики:
Методика Со-творение применяется, когда в запросах клиентов выявляются:
1.      Жалобы, связанные с проблемами тела – эмоциональные или тонические зажимы, постоянные или временно возникающие напряжения в теле, эмоциональная или психическая лабильность, неустойчивость,
2.     Жалобы, связанные с проблемами взаимодействия  с близкими людьми.
Т.е. мы работаем с реальными нарушениями восприятия (например, вторичное или запредельное торможение – как при психотравмах) и движения (при тонических эмоциональных блоках) тела.
Но не работаем с нарушениями представляемыми – например, в роли Работницы напряжения и боли есть, а в роли Принцессы они припадают. Или когда нарушения семейных отношений связаны с нарушениями внутри семейной системы, или с представлениями о том, какую роль в семье должен играть тот или иной член. Этим клиентам мы рекомендуем использовать методики Театра архетипов, Сказкотерапии, Системных семейных расстановок и др.
С другой стороны, метод Со-творение может быть использован как вспомогательный при работе в любыми методиками психологической коррекции, где требуется клиенту помочь найти себя, свое место в пространстве окружающего мира, в том числе окружения человеческого.

7. Использованная литература


22 источника

Реквизиты для взаимодействия: Елена Владимировна Максимова, e-mail: elena@maximova.org ,
тел. 89161882849

Основные труды автора по данной теме:
Максимова Е. В. (2008) Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. – М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. –  288c.
Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Уровень тонической регуляции, как основа формирования психики ребенка. Психотерапия. 2010. № 5.
Максимова Е.В.  Диагностика детско-родительских отношений, на основе теории построения движений Н.А.Бернштейна. // Современная российская семья: традиции и альтернативы: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, 9-11 июля 2010 года, изд-во МПСИ, 2010. – 162с.
Максимова Е.В.,  Уровень синергий и штампов, уровень В по Н.А.Бернштейну  – как основа физических и, возможно,  психических  автоматизмов человека. //  *МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС и Первый украинский декадник по психотерапии,консультированию, медиации**<<ПСИХОТЕРАПИЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -- СПЛЕТЕНЬЕ СУДЕБ>> *4-10 октября 2012 года* *Киев, Украина*
Максимова Е.В., Чеглова И.А. Из тела выдуманного в тело реальное. Театр архетипов и телесно ориентированная терапия. // *МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС и Первый украинский декадник по психотерапии,консультированию, медиации**<<ПСИХОТЕРАПИЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -- СПЛЕТЕНЬЕ СУДЕБ>> *4-10 октября 2012 года* *Киев, Украина*
Архипов Б.А., Максимова Е.В., Орлова А.С. Объединение детей и родителей в процессе телесной коррекционной работы. Доклад на "Третьей Международной научно-практической конференции" «Психология телесности: теоретические и практические исследования» 24 – 28 января 2011 года.
Архипов Б.А.,   Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Нарушения восприятия «себя»,  как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Доклад на Конференции "Дети-инвалиды в семье, обществе, Церкви", 28 января 2010 года в рамках   XVIII Международных Рождественских чтений, Москва. 


Максимова Е.В., Архипов Б.А. (2009) Изменения телесной чувствительности  в процессе коррекции уровня тонической регуляции. Тезисы доклада на ІV Международном конгрессе «Молодое поколение XXІ века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Киров, 22-24 сентября 2009.
Tags: секреты профессии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments