alexey5351 (alexey5351) wrote in rabota_psy,
alexey5351
alexey5351
rabota_psy

Categories:

Гипотеза о нейробиологии психоанализа

Для начала пара клинических примеров. Травма может быть острой или хронической - набором микротравм (strain trauma, Pine, 1990.) В анализе люди чаще работают со вторым случаем, хотя первый тоже встречается.

У женщины, пережившей сексуальное насилие (острая травма) может сформироваться поведенческий отклик в виде асексуальности или гиперсексуальности. Первый отклик – желание избежать встречи со стимулом, который вызывает травматичные воспоминания. Второй отклик – пример Фрейдовой компульсии повторения, то есть желания переработать травму и «выиграть», то есть найти активную и контролирующую позицию в ситуации где ранее была болезненная беспомощность; цикличное проигрывание сценария травмы с бессознательным желанием ее проработать.

Мальчик, отец которого был жестким и авторитарным, подавляющим волю сына, испытывал хроническую травму. Став взрослым, этот мальчик может импульсивно реагировать на любую фигуру авторитета, бунтовать, быть оппозиционером, яростно удерживать свои границы и независимость, чего бы это ни стоило. Довольно часто он реагирует слишком сильно там, где его правам ничто не угрожает, что влияет на его карьеру, отношения на работе и личные отношения. Делает это бессознательно.

В статье Гормана и Руса по ссылке ниже эти и подобные ситуации рассматриваются с точки зрения теории Павлова, при этом показаны нейробиологические особенности кондиционированного отклика и выдвинута гипотеза о том, почему именно психоанализ эффективен в работе с подобными ситуациями и дает устойчивые результаты, в то время как другие формы терапии довольно часто приводят к регрессу и возвращению симптоматики.



Одна из основных идей статьи заключается в том, что c точки зрения нейробиологии разучиться практически невозможно, можно только переучиться, причем переучиваться стоит определенным образом.

Например, если человек испытывал небольшую дозу электро-шока одновременно с появлением звукового сигнала, то с большой долей вероятности у него возникнет ассоциативная связка звукового сигнала (нейтрального стимула – кондиционированного сигнала CS) и болевого ощущения. В последующем эксперименте, если человек просто слышит тот самый звуковой сигнал но уже без электрошока, то у него возникает физиологический отклик (увеличение проводимости кожи SCR) который изначально был откликом на электрошок. Это кондиционированный отклик в классическом виде. У человека образуется память завязанная на чувство страха; он учится бояться звукового сигнала, который ассоциативно (и бессознательно) связан с шоком.

Суть терапии exposure/ritual prevension (EX/RP) заключается в многократном повторении этой ситуации (звукового сигнала), причем без шока. Идея этого метода заключается в том, что человек учится обратному – наличие звукового сигнала не приводит к шоку. На уровне симптоматики физиологический отклик проходит примерно в 75% случаев и терапия Ex/RP активно используется в лечении фобий и OCD. Тем не менее, изначальная память и ассоциативная связь звукового сигнала и шока никуда не уходит, параллельно с ней образуется новая связь, которая оказывается более сильной. Это наблюдение проверено несколькими исследователями (ссылки в статье ниже), которые показывают, что в определенных условиях (новая микротравма) человек «регрессирует» и физиологическая реакция на звуковой сигнал возвращается, что подтверждает наличие изначальной ассоциативной связи параллельно с новой.

Что же работает более устойчиво? Извлечение и переформирование изначальной памяти (memory reconsolidation). То есть вместо записывания рядом новой памяти о том, что сигнал не приводит к шоку, вызывается старая ассоциативная связь и перестраивается, после чего она упаковывается и возвращается обратно в измененном виде. Причем для подобной работы есть ограниченное «окно» после извлечения изначальной памяти, пока она все еще эмоционально актвна. Важным выводом из этого построения является искусство "интервенции вовремя." Если интерпретация в анализе, или другая интервенция используется по-холодному, то вероятность того, что она сработает в перестройке травматичной памяти крайне низкая (хотя есть другие контексты, где холодная работа весьма полезна). Если аналитик методологически работает правильно и вовремя, то у интервенции «куй железо пока горячо» шансов больше в фокусированной работе с травматичной ситуацией. Именно поэтому до интерпретации на вербальном, когнитивном уровне пациент в идеале должен испытать тот самый аффективный отклик, который с этой интерпретацией связан, пациент должен быть "готов". Разумеется эта работа происходит после прохождения всех фаз построения базовой безопасности и установления терапевтического альянса. То есть происходит «эмоциональное переобучение.» Та же идея по сути используется в EMDR, хотя ряд теоретиков относят EMDR методологию больше к EX/RP, чем к психодинамическим способам работы с травмой, утверждая, что EMDR эффективна – но не устойчива, (что на самом деле проверяется follow-up исследованиями через несколько лет после окончания терапии.)

Метафорически эту мысль о переформировании можно проиллюстрировать следующим образом. Представьте себе мужчину, который регулярно разбрасывает носки по комнате и оставляет за собой гору немытой посуды. Если он в силу обстоятельств один или два раза устроит дома генеральную уборку, то на какое-то время квартира будет чистой. При этом по прошествии более длительного времени и наличии стресса, квартира рано или поздно придет в привычно захламленное состояние. Если же в терапии удастся проработать изначальную точку фиксации (например острое чувство стыда, когда человека стыдила склонная к обсессивной чистоте мама), если человек испытает на эту тему эмоциональный и интеллектуальный инсайт, эмоционально переживет эту ситуацию заново в переносе (минус критикующая мама) то есть шансы устойчивого изменения поведения. Иначе говоря, если в шкафу постоянный бардак, то можно просто вынуть из него все вещи, а потом побросать их обратно, или поставить рядом второй шкаф, в котором вещи сложены аккуратно, а можно вынуть вещи из первого шкафа и аккуратно уложить их в тот же самый шкаф, что существенно снижает вероятность последующего захламления.

Этот короткий текст существенно упрощает статью и окрашен субъективными выводами. Оригинал на мой взгляд стоит потраченного на него времени, причем если вы не склонны к нейробиологии, то можно термины из этой области опускать практически без потери смысла. Биологи могут пропустить аналитические построения, а психиатры, интересующиеся динамической теорией, имеют шанс порадоваться вдвойне.


Источник:

The neurobiology of fear memory reconsolidation and psychoanalytic theory.
Jack M. Gorman / Steven P. Roose

Journal of the American Psychoanalytic Association. November, 2011

Tags: теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments