Пайн использует для начала иллюстрацию регуляции внутреннего процесса при помощи внешнего объекта. Когда младенец испытывает голод, он плачет. Плач – это система сигнализации, система врожденная и эффективная. Мама слышит плач и утоляет голод ребенка, который после кормления возвращается в спокойное состояние. У ребенка есть потребность находиться в этом спокойном состоянии, которое Винникот называл “going on being”. Более того, выход из этого состояния ребенок воспринимает, как дискомфорт; он плачет, чтобы вернуться в это состояние.
У взрослого человека есть несколько состояний self, которые важны в комфортном ощущении себя, то есть как минимум в узнавании себя, в ощущении похожести и в ощущении мира с тем, кто ты есть. Пайн пишет о следующих состояниях – границы, непрерывность и целостность, аутентичность, ощущение агентства и самооценка. Некоторые из этих понятий широко известны, некоторые употребляются реже. По поводу границ Пайн пишет, что у каждого человека в процессе формирования психики и роста складывается привычный для него пэттерн использования границ в отношениях с другими. Это может быть ощущение полного отсутствия границ или реактивное, сильное удержание границ, а также и любая промежуточная точка в спектре от первого до второго. Непрерывность – это про привычное для конкретного человека ощущение себя как целостного. Как правило ощущение раздробленности, фрагментации вызывает дискомфорт. Аутентичность – это ощущение того, что человек живет свою жизнь, а не чью-то другую. Это понятие близко к тому, что Винникотт называл true self, в противоположность false self - адаптации ребенка к жестким требованиям родителя и предъявлению родителю того, что тот хочет от ребенка, в ущерб спонтанности и выражению своих естественных импульсов, игре, творчеству, которые родитель может не принимать или не радоваться им. Ощущения агентства (agency) – это ощущение, что человек хозяин своей жизни, что его или ее активные действия влияют на его жизнь, в противоположность пассивной позиции – «со мной это происходит», «мной манипулируют», итд. С самооценкой понятно на интуитивном уровне. Слишком низкая или слишком высокая – непривычная для человека самооценка может вызывать дискомфорт.
Каждое из вышеописанных состояний – это спектр, в нем есть полутона и множество вариантов. Определенный набор этих вариантов – это то, к чему человек привык, то что он или она субъективно считают комфортным. При этом другой человек (и терапевт в том числе) запросто могут считать подобное сочетание некомфортным, дезадаптивным или даже патологичным.
Как правило, если баланс в системе есть, то присутствует определенная легкость и непринужденность. Когда все работает хорошо (по субъективным ощущениям человека), то это практически незаметно. В частности, если у человека хорошо развито тестирование реальности, есть широкий набор защит, которыми человек пользуется гибко, то у окружающих и самого человека нет ощущения напряжения. Наоборот, в ситуации когда одна или несколько систем вышли из состояния баланса, то напряжение заметно и присутствует мотивация человека вернуть баланс. В зависимости от конкретного сочетания состояний у человека может развиться соответствующий набор адаптаций/защит. Например грандиозность может быть реакцией на хрупкую и низкую самооценку. Delusion может восполнять ощущение внутреннего разрыва, отсутствие непрерывности. Чем больше внутреннее ощущение дисбаланса (или дефицита) тем более жесткой и устойчивой может быть защита.
Если говорить о самооценке, то состояния из области DSM Cluster B personality disorders – пограничное, нарциссичное, итд, это состояния, когда дисбаланс одной из вышеперечисленных систем становится заметным окружающим. В пограничном состоянии человек испытывает проблемы с ощущением непрерывности и целостности, нет ощущение постоянного Я, происходит то, что психоаналитики называют вертикальным разрывом (vertical split) – человек ощущает раздробленность, присутствие разных, несвязанных друг с другом частей. (Ощущает – это в широком смысле, может явно и не ощущать, но действовать соответственно.) Нарциссизм – это состояние хрупкой и реактивной самооценки, которой постоянно нужно подкрепление со стороны окружающих – восхищения, комплименты, похвалы. Более того, мелкие и нейтральные замечания других людей могут быть восприняты как глубочайшие оскорбления (нарциссичная травма), обычно за этим следует нарциссичная ярость, либо депрессия (опустошенный нарцис – depleted narcissism). В нарциссичном состоянии человек пользуется внешними объектами для регуляции самооценки, он или она не получил возможности развить внутренние системы регуляции, которые позволяют возвращать самооценку в комфортное состояние самостоятельно, что увеличивает устойчивость.
Мне это построение Пайна кажется очень точным и красивым, хотя и не новым. Тем не менее такая компиляция старых идей мне лично кажется очень полезной. Было бы интересно услышать ваши мнения по этому поводу. Чуть более конкретно, пользуетесь ли вы идеями гомеостаза в диагностировании и в терапии.
Источник
Fred Pine
Drive, Ego, Object, Self. New York, Basic Books, Inc. Publishers, pp. 84-86