fili_gali (fili_gali) wrote in rabota_psy,
fili_gali
fili_gali
rabota_psy

Category:
 

Мариелла Зейц      Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации.

Когда-то в сообществе уже был материал, посвященный работе с песочницей. В последнее время интерес к этому виду занятий заметно возрос (в поисковых системах выскакивает гораздо больше предложений занятий/обучения, связанных с применением песка), существуют различные направления – от классической юнгианской песочницы до художественно-эстетического рисования на песке. В прошлом году мне попалась книга Мариеллы Зейц, которая предлагает еще и развивающий подход – подготовка к письму через многочисленные пробы рисования графических узоров, фигур и ориентации в пространстве «песочного листа».

Движение помогает ориентироваться в пространстве

Для стоячей работы у лотка с песком, особенно на ограниченном пространстве, необходимо хорошо развитое чувство равновесия и умение управлять своими мышцами. Сверху детям лучше видно, что происходит в лотке с песком. К тому же такая поза лучше выражает сконцентрированное внимание. Вертикальное положение тела предоставляет возможность двигаться более свободно и действовать раскованно. Стоя, дети контактируют с полом и лучше ощущают свое тело. Это очень важное ощущение, поскольку оно позволяет научиться снимать напряжение и расслабляться.

Особенно полезно стоячее положение при занятиях с песком беспокойным детям, детям с нарушениями концентрации внимания, восприятия, так при этом они чувствуют себя в безопасности. У детей, проходящих курс физиотерапии, очень часто и ощущение своего тела, и представление о нем бывает недостаточно развито.

Эмоционально самовыражение с помощью песка

Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка руками пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение. Разнообразные детские впечатления находят свое материальное выражение на  доступном для них языке во время игр в лотке с песком. Дети часто выбирают для такой игры одни и те же объекты и аналогичные способы работы.

Привычная обстановка дает детям ощущение безопасности и удобства, побуждает их к действию и помогает преодолеть внутренние страхи. А ощущение внутренней безопасности и умиротворенности может пробудить новые движущие силы для игры. Дети играют сосредоточенно и усердно и бывают так поглощены игрой в песок, что совершенно забывают о времени, и о том, где они находятся.

Развитие восприятия

Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло и холод.

Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела. В суставах, мышцах, сухожилиях и в среднем ухе (которое ответственно за чувство равновесия) имеются соответствующие рецепторы. Легкие прикосновения воспринимаются как бы с «усилением». Регулярные занятия в лотке с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.

Подготовка к упражнениям

Многочисленные примеры, приведенные в данной книге, показывают, каким образом дети могут научиться контролировать мускулатуру. Поскольку упражнения требуют выполнения специальных действий, все они объединены в систему. Дети часто действуют с чрезмерными усилиями, но их можно научить контролировать себя посредством упражнений, в процессе которых нужно прикасаться к песку то пальцами, то ладонями, то всем телом. Когда ребенок водит пальцами по песку, зажатость и напряжение в его запястьях и плечах снимаются.

Детям нравятся «ритуалы» подготовки к упражнениям.  Подобные действия активизируют внимание, создают атмосферу безопасности и комфорта, снижают чувство страха и тревоги. Массаж помогает расслабить ладони, запястья и руки, сделать их более гибкими. По желанию ребенка можно подогреть песок в духовке и насыпать его поверх рук (для беспокойных, замкнутых и стеснительных детей рекомендуется подогревать песок, а для гиперактивных, инициативных и раздражительных – охлаждать).

Закрыв глаза, ребенок учится воспринимать основные фигуры: квадрат, треугольник и круг – как символические ментальные образы (например, солнце, мяч, дом), а затем воспроизводить эти фигуры на песке так, как они ему представляются. Детям очень нравится и такое упражнение: на спине ребенка очерчивают какую-нибудь фигуру (крест, звезду, солнечные лучи или буквы), а он должен изобразить ее в лотке с песком.

Книга является руководством к практическим занятиям по развитию графомоторных навыков, зрительной и кинетической памяти, чувства симметрии, навыков письма. А жители Германии могут приобрести и полный комплект, специально разработанный Мариеллой Зейц для подобных занятий: лоток со стеклянным дном и ручками как для групповой, так и для индивидуальной работы; крышку, превращающую лоток в удобно переносимый чемодан; фигуры, таблички, подставки  и рамки для рисования и изготовления мандал; стеклянные карандаши-трубочки для рисования в технике насыпания; зеркало для упражнений на симметрию; ролики для оставления следов и много всего другого.

   http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=25&id=1274    
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments